Начальник управления – Председатель Дисциплинарного совета Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области, кандидат юридических наук, Токтамыс Жумагулов
Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью, которую вначале трудно распознать, но легко лечить. Однако если эта "болезнь" запущена, то ее уже становится легко распознать, но почти невозможно лечить. Какие бы аспекты борьбы с правонарушениями не обсуждались на самых разных уровнях, обязательно одним из характерных признаков ее размаха является коррупция. На сегодняшний день, в Казахстане борьбе с коррупцией придан общегосударственный статус, ведется широкомасштабная антикоррупционная компания совместно с общественным и политическими силами по пресечению и ограничению проявлений коррупции. Борьба с коррупцией в Казахстане определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики. Как известно, существуют три основных вида противодействия коррупции: через уголовное преследование, организацию антикоррупционной пропаганды и через дисциплинарное предупреждение. В этой цепочке Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы занимает место в нише профилактики и предупреждения коррупционных правонарушений. Инструментами такой работы являются проверки соблюдения законодательства о государственной службе и его совершенствование. Основная нагрузка по проведению проверок ложится на дисциплинарные советы, созданные в форме консультативно-совещательных органов. Они рассматривают вопросы укрепления государственной дисциплины, соблюдения антикоррупционного законодательства и Кодекса чести госслужащих. Эта отлаженная схема дает ощутимые результаты. На сегодня дисциплинарные советы агентства, акцентируя внимание в своей деятельности на публичность, регулярность и профилактическую направленность, вышли на достаточно высокий качественный уровень работы. Например, по итогам минувшего года и первого полугодия 2010 года дисциплинарным советом Акмолинской области рассмотрено 239 обращений физических и юридических лиц, проведено 308 проверок, по итогам которых возбуждено 66 дисциплинарных дела в отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций. На основании рекомендаций, вынесенных советом, к дисциплинарной ответственности привлечены 115 госслужащих и должностных лиц, в том числе 44 за совершение коррупционных правонарушений. Активизировано взаимодействие с институтами гражданского общества, филиалом НДП "Нур Отан", подписан меморандум о сотрудничестве и совместный план мероприятий по борьбе с коррупцией. В целях реализации совместного плана Председателем и членами Дисциплинарного совета проводятся приемы граждан как Акмолинском областном филиале НДП "Нур Отан", так и в районных филиалах с выездом в регионы. В течение 2009 года и 1 полугодия т.г. осуществлены выездные приемы граждан и встречи с населением 11 районов, где были даны разъяснения по основным направлениям административной реформы и профилактики коррупционных правонарушений, принято более 400 граждан. При рассмотрении на заседаниях Дисциплинарного совета фактов коррупционных правонарушений сотрудниками государственных органов (членами НДП "Нур Отан") решается вопрос об их партийной ответственности. В частности, на очередном заседании Дисциплинарного совета рассмотрено представление финансовой полиции в отношении акима г. Державинск Макрдумян С.Г., которым было оказано содействие в осуществлении предпринимательской деятельности ИП Дудину, а именно перечислены денежные средства в сумме 1 млн.352 тыс.тенге за фактически не выполненные работы. По рекомендации Дисциплинарного совета Макрдумян С.Г. был привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения. В то же время, по итогам заседания Бюро Политсовета Жаракинского района Макрдумян С.Г. был привлечен к партийной ответственности и такие факты не единичны. В текущем году проведены семинары по профилактике коррупционных правонарушений для сотрудников ДКНБ, ДВД, Департаментов юстиции, по делам обороны, таможенного контроля, управлении экономики и бюджетного планирования, внутренней политики, городского налогового управления, профессорско-преподавательского состава и студентов Казахско-Турецкого лицея, Университетов им. Ш.Уалиханова, им. А.Мырзахметова, Кокшетауского института экономики и менеджмента, Кокшетауского технического института МЧС РК и других органов. Каждое заседание Дисциплинарного совета проходит с обязательным участием представителей средств массовой информации. Только 1 полугодии т.г. в СМИ опубликовано 93 материала, на телевидении вышло 8 телерепортажей по антикоррупционной деятельности и по повышению имиджа государственной службы. Наряду с этим, Дисциплинарным советом проводится работа по укреплению государственной дисциплины путем проведения мониторинга и анализа коррупционных проявлений. Проведенный нами анализ показал, что за 2009 год и 1 полугодие 2010 года по данным Управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по Акмолинской области привлечено к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений 371 государственных служащих и должностных лиц. Основными причинами совершения коррупционных правонарушений является не достаточно высокий размер оплаты труда и отсутствие социальных гарантий для госслужащих, низкий уровень проведения правовой и разъяснительной работы по профилактике коррупционных правонарушений со стороны руководителей госорганов. Работа на местах по профилактике коррупционных проявлений порой носит формальный подход, отсутствуют конкретные результаты работы, которые имели бы упреждающий характер, а также слабый контроль за действиями госслужащих со стороны руководителей всех уровней. Поэтому, реформирование системы госслужбы, конечно, прежде всего должно быть ориентировано на профилактику коррупции. При этом требования антикоррупционного законодательства должны учитываться и при отборе кандидатов на государственную службу. Вопрос, касающийся коррупции, конечно, является самым сложным и, наверное, от этого самым чувствительным, потому как в период, когда страна переживает довольно серьезные экономические проблемы, тот, кто пытается на этом зарабатывать, конечно, подлежит изгнанию с государственной службы. Причем расставаться с такими государственными служащими необходимо без всяких промедлений. Только совершенствуя структуру государственного управления, улучшая качество предоставления государственных услуг, повышая открытость и транспарентность госорганов перед обществом, создавая новые эффективные меры общественного контроля, республика системно и последовательно сможет разрушить основы коррупции, искоренить причины ее появления. Президент страны поставил четкую задачу: сформировать корпус государственных служащих новой формации – высокопрофессиональных носителей новой этики. Не просто служащих, но – служителей, способных стать образцом добросовестного служения стране и людям. |