Станислав НАМ, "Око", 12 ноября
Смерть студентки колледжа в поселке Коктал отчасти стала показателем тех проблем, которые накопились в сфере среднего специального образования. К глубокому сожалению, именно государственного. Недовольные крики "А вы посмотрите на частные колледжи!" как-то не убеждают. Из своих бы глаз вынуть бревна.
ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ НЕСЧАСТЬЕ 1 октября на уроке физкультуры студентке 2 курса государственного колледжа экономики, технологии и стандартизации пищевых производств стало плохо. Девушка во время игры в волейбол потеряла сознание. Фельдшера на тот момент на работе не было, по словам руководства учебного заведения, медик сопровождала других детей на флюорографию. Первую помощь девушке стал оказывать учитель физкультуры. Была вызвана "скорая". Не дождавшись ее, спустя 20 минут очевидцы остановили попутную машину, на которой пострадавшую доставили в семейно-врачебную амбулаторию поселка. Но было уже поздно. Экспертиза показала, что у скончавшейся девушки было заболевание сердца - вегетососудистая дистония. Она и привела к сердечной недостаточности во время игры в волейбол. Якобы на первом курсе во время посещения музея этой учащейся уже становилось плохо, ее вывели на свежий воздух, где она пришла в себя. Медицинская справка для поступления в колледж не предусматривает глубокого исследования сердца. Прокуратура Астаны внесла предписание на имя начальника управления образования Астаны о дисциплинарном наказании всех виновных в смерти девушки. Как говорит помощник прокурора Астаны Ольга Ионова, здесь усматривается вина нескольких человек.
ТЕСНОТА - МАТЬ РОДНА Этот факт стал только одним эпизодом, который выявила прокуратура Астаны во время проверки 5 государственных колледжей и 6 профлицеев столицы. В колледже, где произошла трагедия, учится 740 человек на площади 520 кв. м. То есть на каждого учащегося приходится 0,7 квадрата вместо положенных по санитарным нормам четырех. Пищу учебную юношам и девушкам предлагается заедать пищей обыкновенной. Для этого в колледже было установлено аж четыре стола, за которыми с трудом размещается с десяток человек. Спортзала там не было, так как учреждение находится в бывшем типовом здании детсада. Когда позволяла погода, уроки физкультуры проводились на улице. 1 октября был как раз такой день… Вообще, раньше колледж занимал отдельное типовое здание, но в новейшую эпоху обустройства столицы переезжал несколько раз. Его, насколько известно "ОКО", вообще было рекомендовано закрыть несколько лет тому назад. Но все оказалось так, как оказалось. Несколько лучше ситуация в медицинском колледже - там на одного студиозуса приходится 1,7 кв. м. Здание будущие медики занимают тоже не свое - раньше там было общежитие. Несмотря на то, что медпункт в этом колледже есть, работает он без лицензии, так как здание не является собственностью учебного учреждения. Для сравнения: медпункт колледжа в поселке Коктал получил таковую лицензию от управления здравоохранения Астаны, хотя он не отвечает ряду санитарных требований. По мнению городской прокуратуры, выявленные нарушения вряд ли возникли там вчера.
ИЗ МЕХАНИКОВ В ОХРАННИКИ Результаты проверки заставляют еще раз задуматься о том, насколько порой бездарно тратятся бюджетные средства на образование. Сейчас очень модно говорить о том, что у нас переизбыток экономистов и юристов. Ораторы впадают в гробовое молчание после первых вопросов о том, а как сделать привлекательными профессии, не столь популярные: автомеханика, учителя и других. Сколько еще надо потратить денег, чтобы новоиспеченные механики не становились охранниками, а экономисты - горничными и официантами? Вопросом трудоустройства выпускников государственных ссузов по закону об образовании должна заниматься местная исполнительная власть. Но примеров вразумительной политики по этому вопросу прокурорская проверка не нашла. Так, выпускники гуманитарного колледжа предоставили справки о том, что они устроились на работу учителями. Чтобы узнать о том, что это не так, достаточно было одного звонка. Та же самая история с поддельным устройством на работу всплыла с выпускниками колледжа транспорта и коммуникаций - они якобы стали работниками "Казахстан темир жолы". - Пока не будут введены квоты на обучение, - говорит Ольга Ионова, - мы будем регулярно сталкиваться с тем, что выпускники работают не по специальности. По квалификационным требованиям, утвержденным Правительством, на одного учащегося должно приходиться 25 разных экземпляров учебной литературы. Подвох здесь в том, что в требованиях не указано, каково должно быть соотношение между учебниками по общеобразовательным предметам и по спецпредметам. Прокуратура Астаны намерена внести предложение по конкретизации численности тех учебных пособий, которые нужны будущему специалисту для работы. О дефиците учебников по спецпредметам, коих порой на колледж насчитывается не более десятка (и еще меньше - на государственном языке), вообще упоминать стыдно.
А В ОТЧЕТЕ - БЛАГОДАТЬ! На недавнем заседании постоянной комиссии маслихата Астаны начальник городского управления образования Асима Бимендина привела занимательные цифры. Оказывается, качество знаний по государственным колледжам составляет в среднем 71%, а по профессиональным лицеям - всего 37%. При этом 96% выпускников, по словам г-жи Бимендиной, трудоустраивается по программе социального партнерства! Очевидно, факты фальшивого трудоустройства, выявленные прокуратурой, входят в оставшиеся 4%… Вообще, доклад главного педагога столицы о качестве учебного процесса дышал оптимизмом: международное сотрудничество, призовые места в конкурсах, сертификация деятельности. О проблемах зашла речь лишь применительно к новому центру повышения квалификации преподавателей. Его нет, а существующий не справляется с имеющимся количеством педагогов. "Мы все учились понемногу". Страшно, каких дров может наломать автослесарь, который учился в колледже по обрывкам чужих конспектов или по учебнику, который был вынужден делить со всей группой. А после этот "специалист" примется чинить мотор пассажирского автобуса… |