Станислав НАМ, "Око", 10 декабря
ЭФФЕКТ девяти НУЛЕЙ? Если быть точным, то городской бюджет переплатил строителям 995,5 млн тенге за 2008-2009 годы. Деньги были перечислены за неподтвержденные объемы выполненных работ. Эффект столь крупных переплат оказался сомнительным. Как сказано в пресс-релизе Счетного комитета, на 1 сентября 2010 года в Астане не завершено строительство шести школ и амбулаторно-поликлинического комплекса, ввод в эксплуатацию которых был предусмотрен еще в 2009 году. Редакция "ОКО" направила запрос на имя акима Астаны Имангали Тасмагабметова о перспективах того, насколько реально вернуть миллиард тенге за месяц. Кроме того, мы поинтересовались у акима, как получилось, что деньги были отданы за неподтвержденные объемы работ? Ответа из акимата пока не получили. Проверка Счетного комитета также выявила превышение затрат при разработке проектно-сметной документации и проведении государственной экспертизы проекта онкологического диспансера в Астане. Как сообщил "ОКО" член Счетного комитета Александр Горяинов, проект диспансера был разработан в 2006 году. Из-за просчетов, допущенных при разработке ПСД и в ходе проведения госэкспертизы южным филиалом РГП "Госэкспертиза", в 2008 году дважды осуществлялась корректировка проекта. В результате его сметная стоимость увеличилась в 2,6 раза! При первоначальной стоимости в 2,8 млрд тенге она возросла до 7,4 млрд тенге. Счетный комитет рекомендовал Агентству по делам строительства и ЖКХ до 1 января 2011 года рассмотреть ответственность должностных лиц РГП "Госэкспертиза", допустивших некачественное проведение этой государственной экспертизы.
РЕВИЗОР – ЭТО УЖЕ НЕ СТРАШНО Летом 2010 года председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев высказал утверждение о том, что ревизионные комиссии маслихатов не в состоянии эффективно следить за бюджетными расходами. Позднее, на сайте Счетного комитета был приведен пример работы ревизионных комиссий городских маслихатов Актау, Костаная и раймаслихата Алматинской области. Так, в 2008 году ревкомиссией маслихата Актау выдано 4 поручения на проведение контроля. Фактически ни одного контрольного мероприятия не было. Все 7 постановлений ревкомиссии принимались на основании материалов проверок инспекции финконтроля по Мангистауской области. Ревизионная комиссия маслихата Костаная в 2008-2009 годы провела 9 проверок. По их итогам нарушений не установлено. Это, конечно, не грех сам по себе. Однако тот факт, что ревкомиссия маслихата Костаная не обнаружила финансовых нарушений, никак не связан с высокими показателями работы по их предупреждению. Причина банальна – не выдерживающая критики контрольно-аналитическая работа. Все 9 контрольных мероприятий, по мнению Счетного комитета, были по существу псевдоконтрольными. Акты контроля ревкомиссии фактически стали образцом слепого копирования гладких отчетов тех объектов, которые проверялись. Интересно, что на зарплату председателю ревизионной комиссии израсходовано из местного бюджета свыше 2 млн тенге. В среднем получается около 87 000 тенге в месяц. Эти деньги были выделены из местного бюджета. Для Костаная зарплата неплохая. Ревизионная комиссия маслихата Ескельдинского района Алматинской области за 2008-2009 годы вообще провела только одну безрезультатную проверку. Зато лично председатель комиссии заработал около 1,3 млн тенге за два года, или около 54 000 тенге в месяц.
ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ? Счетный комитет предлагает ряд мер, чтобы повысить эффективность системы внешнего госфинконтроля за исполнением местных бюджетов. Во-первых, необходимо создать государственные органы внешнего госфинконтроля на местном уровне, которые будут подотчетны маслихатам и обеспечены необходимой ресурсно-материально-технической базой. Для этого необходимо ликвидировать ревизионные комиссии районного и городского звена. Уполномоченные органы внешнего госфинконтроля работали бы на уровне областей, городов Алматы и Астаны. Во-вторых, необходимо обеспечить соблюдение принципов независимости и объективности госфинконтроля. Сейчас руководители и члены ревкомиссий маслихатов избираются только из числа депутатов. Они порою проверяют те организации, которые сами же и возглавляют. Какая тут речь об объективности! Руководитель и члены ревизионной комиссии, по мнению Счетного комитета, должны быть политическими либо государственными служащими, опытными специалистами в области экономики и права и назначаться маслихатом на пять лет, иметь достойную оплату труда. Также они могут быть назначены и освобождены от занимаемой должности только по решению маслихата. В-третьих, важно создать единую методологическую и информационную базу. Сейчас органы государственного финконтроля существенно отстают в части внедрения и модернизации информационных технологий. В-четвертых, нужно в полной мере использовать норму Бюджетного кодекса о проведении совместных контрольных мероприятий, в процессе которых можно обменяться опытом. Кроме того, необходимо обязать ревизионные комиссии маслихатов своевременно и самостоятельно предоставлять информацию Счетному комитету о результатах своих контрольных мероприятий. Это позволит комитету эффективнее давать оценку исполнения государственного бюджета. Вот так в Казахстане льются широкой рекой бюджетные деньги. Захотят – направо свернут, захотят – налево. И не видно конца этой бесконтрольности. |