Пресс-служба прокуратуры города Астана, 22 июня
Охране здоровья детей школьного возраста и дошкольников прокуратурой города Астаны уделяется постоянное внимание в ходе надзорной деятельности. В этой связи, прокуратурой города была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на охрану здоровья детей и подростков в учреждениях образования. Результаты проведенной проверки свидетельствуют, что несмотря на принимаемые учреждениями образования меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей, до сих пор не исключены случаи нарушений законности, характерными из них являются: • отсутствие экспертизы детских игрушек в детских садах; • неисполнение предъявляемых санитарных норм и правил по организации учебного процесса; • отсутствие сертификатов соответствия на продукцию, употребляемую детьми, установленного образца; • неисполнение требований законодательства по медицинскому обследованию сотрудников учреждений образования. В ходе проверки основное внимание акцентировано на соблюдении требований законодательства, регламентирующего права и законные интересы детей на питание, здравоохранение, обеспечение специализированным оборудованием, инвентарем, игрушками. В соответствии с п.4 Правил проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10.06.2008г. № 337, департамент среднего образования организует работу по созданию Экспертного совета по экспертизе игрушек (далее по тексту – Правила). Основными задачами экспертного совета управления образования являются проведение экспертизы игрушек; выдача заключения экспертизы игрушек на основании критериев оценки требований психолого-педагогической безопасности игрушек (п.7 Правил). Однако в нарушение указанных требований нормативно-правового акта экспертиза игрушек экспертным советом управления образования не проводится даже в учреждениях системы образования. На основании п.68 Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 13.01.2010г. № 13 "Об утверждении санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации дошкольных организаций образования (далее по тексту – СаНПиН), вновь приобретенные игрушки должны иметь сертификаты, подтверждающие их качество и безопасность. Проведенная проверка показала, что в нарушение вышеуказанных требований закона в дошкольном учреждении образования № 44 используются игрушки китайского производства. При этом сертификат соответствия выдан поставщику игрушек ТОО "НИЦ "Алматы-стандарт". Санитарное состояние отдельных помещений столовых учреждений образования также не соответствует предъявляемым п.64 СанПиН требованиям. При обследовании медицинского кабинета детского сада № 2 установлено, что у медсестры упомянутого учреждения отсутствуют противоалергические и противосудорожные препараты, в медпункте не имеется специального металлического шкафа для размещения лекарственных средств первой медицинской помощи, что противоречит п.2 квалификационных требований, предъявляемых к лицензированию медицинской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.12.2009г. № 2301. В детских садах № 1,2,12 отдельное оборудование для детей не отвечало требованиям безопасности. К примеру, в игровых комнатах детского сада № 12 шкаф, полка с аквариумом не были закреплены, в связи, с чем отличались неустойчивостью и представляли опасность для детей. На основании п.66 Приказа и.о.Министра здравоохранения от 25.10.2010г. № 834 "Об утверждении санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных и интернатных организациях" (далее по тексту – Приказ), при составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей ранжирования предметов по трудности. Как показала проверка, администрацией школ заложенные в приказе нормы не соблюдаются. Не выдерживается определенная п.70 Приказа нагрузка на учащихся по количеству уроков (не более 5 уроков в начальном звене и 6 старшем блоке). Так, расписание уроков 3 и 4-х классов школы № 2 свидетельствует о том, что указанная продолжительность не выдерживается и ежедневная нагрузка составляет 6 уроков. Хуже того, казахский язык, имеющий 11 баллов согласно таблице ранжирования предметов по трудности, вместе с тем в 3 классе этот предмет поставлен ежедневно 6-м уроком, что отрицательно сказывается на умственной активности учащихся по освоению программы изучения государственного языка. Аналогичная ситуация складывается и по другим учреждениям образования при составлении расписания уроков (1,3,5,63, 61,60). Подбор классной мебели должен осуществляется в соответствии с ростом ученика по размерам мебели, установленным приложением № 2 Приказа, однако проверка показала, что в 63,2,3,1,5 школах в начальных классах размещены высокие столы, что вызывает трудности при посадке учащихся и выполнении заданий. Как следствие, в последующем при профилактических осмотрах, распространенным заболеванием является сколиоз. Немаловажное значение на состояние здоровья оказывает и физическая нагрузка детей. Так, согласно п.12 постановления Правительства Республики Казахстан от 27.02.2008г. № 201 "Об утверждении Технического регламента "Требования к безопасности продукции и изделий, предназначенных для детей" (далее по тексту – регламент), масса учебного издания не должна превышать: • 300 г.- для 1-4 классов; • 400 г.- для 5-6 классов; • 500 г.- для 7-9 классов; • 600 г.- для 10-11 классов. Между тем, вес учебника математика для учащихся 1–го класса весит 530 гр., а в целом масса портфеля насчитывает 4528 гр., учащихся среднего звена 564 гр., тогда как учебник химии 11 кл. весит всего 382 гр. Вышеизложенные данные свидетельствуют о том, что требования регламента не выдерживаются. По всем выявленным фактам нарушений законности приняты исчерпывающие меры прокурорского надзора, виновные лица привлечены к ответственности. |