NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 00:46 ast
22:46 msk

Стометровка абсурда
Норма "алкогольного закона" является источником коррупции
01.08.2011 / криминал и коррупция

Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, "Око", 29 июля

Многие наши законы и НПА изобилуют абстрактными дефинициями, чья неоднозначная трактовка создает питательные условия для коррупции. Более того, прямо подталкивает проверяющих и проверяемых к противоправной "разводке" неизбежно возникающих разногласий. Одна из таких "правовых" норм – запрет на реализацию алкогольной продукции в радиусе 100 метров от места нахождения детских и образовательных учреждений.
Смысл пп.4) п.1 ст.9 действующего Закона РК "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции" – оградить детей и юношество от пагубного, провоцирующего соседства с объектами, где продают спиртное. А заодно от травмирующего детскую психику вида мужиков (и дам), кои на глазах у детей не только покупают в соседнем дукене водку и пиво, но и порой распивают все это поблизости от школьного или детсадовского забора.
Что ж, эмоциональный порыв, охвативший законодателей в 1999 году, когда они принимали эту норму, вполне понятен и заслуживает всяческой похвалы. Если бы, не несколько "но". Во-первых, норма эта неконкретная. Владельцы магазинов и кафе, торгующие спиртным, а также бизнес-объединения более 10 лет пытаются добиться четкой расшифровки фразы: "на прилегающих к ним (детским учреждениям и организациям образования) территориях в радиусе ста метров".
С одной стороны, понятно: торговать алкогольной продукцией запрещено не только в самих детсадах, школах, колледжах, вузах (а также в дворовых клубах, дворцах юношества, интернатах, студенческих общежитиях, детских спортивных и научно-образовательных кружках, секциях и т.д.), но и на расстоянии 100 метров от них. С другой, не известен исчерпывающий перечень "детских учреждений" и "организаций образования". Относится ли, например, компьютерный клуб, где собираются подростки и дети, к "организациям образования". А крупный спорткомплекс или фитнес-центр, который, помимо взрослых, набирает для тренировок детские группы? Это "детское учреждение" или нет? А здания управлений образования в городах и районах – это "организации", на 100 метров вокруг которых действует сухой закон, или просто офисные конторы? Ответы на эти и другие жизненные вопросы зависят от точки зрения (или фантазии) конкретного проверяющего лица. Поэтому детско-подростковый клуб, открывшийся в соседнем доме, может запросто стать законным поводом для отзыва у магазина лицензии на реализацию спиртного. А значит, для разорения давно действующего семейного бизнеса.
Второе "но" – как измерять эти 100 метров. Слово "радиус" – понятно, это окружность. Но территории школ, например, и сами здания (как учреждений образования, так и магазинов и кафе) имеют, как правило, прямоугольную форму. И если угол питейного заведения, не ровен час, попадет на градостроительной схеме в очерченный циркулем "радиус", то заведению этому надлежит закрыться? Или проверяющие будут шагами выхаживать стометровку, что называется, от порога до порога? Или 100 метров эти нужно мерить от бордюра (ограды) до бордюра? Опять же, каким макаром? Напрямую, сквозь другие строения и кусты, или по пешеходным тротуарам, по которым ходят все нормальные люди?
Абсурдные эти вопросы – не повод для смеха для многих предпринимателей. Потому что нормальная их работа напрямую зависит от того, как замеряется злополучная стометровка чиновниками из департаментов предпринимательства, налоговых комитетов, а также прокурорами и финполицейскими. Ассоциации предпринимателей и другие бизнес-НПО буквально завалены за эти годы жалобами хозяев магазинов и кафе, имеющих лицензии на реализацию алкоголя. В стране созданы десятки печальных прецедентов, когда при получении этой заветной бумажки предприниматель соответствовал квалификационным требованиям, но пришел другой проверяющий и, отсчитав на свой лад расстояние, обнаружил, что объект бизнеса находится ближе 100 метров от детского или образовательного заведения. Все, прощай лицензия, а с ней и инвестиции в раскрутку бизнеса!
Третье "но". Лицензия в порядке, магазин или кафе работает много лет, вокруг на сто метров ни школ, ни высших школ. Но тут городские власти задумали построить новый детсад. По программе "Балапан". В аккурат возле кафе или мини-маркета. Как поступить тогда с бизнесом, а заодно и с госпрограммой его поддержки? Закрыть в угоду изменившимся условиям или приоритетам? Но лицензия – это документ от государства, удостоверяющий, что предприниматель прошел все проверки и согласования и соответствует законодательным требованиям. И вот тогда-то на местах начинаются конфликты. Между жильцами и магазинами, между чиновниками и бизнесменами, между юристами акиматов и юристами предпринимательских НПО. Чаще всего, и об этом в приватных беседах говорят многие участники событий, конфликты эти разводятся на "договорной основе". Понятно, не за просто так, а за энную сумму, являющуюся главным элементом широко известных и распространенных коррупционных преступлений – получение (дача) взятки и злоупотребление должностными полномочиями.
Четвертое "но". Норма эта – архаичная. Потому что 9 октября 2009 года введен в действие новый Кодекс об охране здоровья населения с новыми требованиями. Продажа алкогольной продукции разрешена только до 23.00 часов и только лицам, достигшим 21 года. Молодой человек, чей возраст вызывает сомнение, должен предъявить продавцу или официанту удостоверение личности.
– Это вполне конкретные требования, и предприниматели, занимающиеся реализацией алкоголя, теперь точно знают, кому можно продавать, а кому – нет. С учетом этого, прежнее положение о "100 метрах" представляется лишним, и его, на наш взгляд, можно аннулировать. Сохранение этой нормы дает дополнительные возможности давления на бизнес и может стать причиной, толкающей на коррупционные правонарушения, – считает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) Тимур Назханов.
Более того, в свете планируемых законодательных новаций норма о 100 метрах вообще теряет актуальность. Ужесточение административных санкций за торговлю и распитие спиртного вне разрешенных мест и лицами моложе 21 года. Компьютеризация всех товарно-сопроводительных накладных на алкогольную продукцию. Введение новых учетно-контрольных марок, чей сканированный штих-код мгновенно попадает в базу данных налоговиков (любой "пузырь", который полицейские увидят в руках юноши до 21 года, можно будет "пробить по базе", установив торговую точку и время его реализации). Наконец, законодательное ограничение мест торговли спиртным исключительно специализированными магазинами и отделами в супермаркетах, которые будут находиться под еще более пристальным контролем. Эти и другие жесткие, но вполне цивилизованные нормы, предлагаемые в "алкогольное" законодательство, лишают "стометровку" остатков былого смысла.
Наконец, пятое "но". Эти 100 метров сами по себе – полная чушь. Это что, порог видимости-невидимости? Нет. Или это дистанция, максимально преодолимая для ходьбы? Если кому неймется, тот запросто сделает 2-3 шага, перевалив за 101-й метр, чтоб купить порцию алкогольного кайфа в абсолютно законной точке. Для иных юных гавриков даже 120 метров – так, сущие пустяки! Поэтому пресловутая "забота о детях", якобы выраженная в этой законодательной норме, это юридический нонсенс. А в содержательном плане, мягко говоря, лукавство. Потому что в реальной жизни дети гораздо плотнее "окружены" алкоголем, видом его и запахом, чем посетителями магазинов и кафе, расположенных за 101-м метром. Окружены пьющими соседями и родителями, героями экрана, опрокидывающими стопку-другую в баре, видом и звуками застолья или пикника на даче или на пляже, яркой и манящей рекламой пива, в которой совершенно не читается "спасительная" надпись "безалкогольное".
Если быть до конца принципиальными, то родителей и соседей нужно изолировать от детей. А в стране в целом еще с 1999 года ввести сухой закон и беспощадно вырезать любое упоминание и изображение спиртного (а также емкостей для его хранения и употребления) из кинофильмов, телепередач и литературы. "Стометровка" – это не забота и не ограждение детей от "градусов". Зато эта разрешительно-запретительная норма – стопроцентная коррупционная лазейка. На практике всплывают десятки вариантов ее трактовки, сотни жизненных дилемм: запретить или разрешить. Что, естественно, приводит к "урегулированию" интересов проверяющих и проверяемых, как минимум за "рюмкой чая".
Кому это выгодно? Однозначно не предпринимателям, а значит, и бюджету. И целям повышения правосознания, борьбы с коррупцией или пьянством. И не государству, т.к. норма эта попросту не работает. Стоит оглянуться, и в шаговой доступности от школ, яслей, университетов, спорткомплексов, дворцов пионеров можно обнаружить укромный дукен, где с 8.00 до 23.00 часов свободно торгуют водкой, вином и пивом. Плотность и сама структура современной застройки в крупных городах такова, что избежать этого соседства невозможно. Новые супермаркеты с винно-водочными отделами строятся возле "старых" школ и вузов. Новые детсады открываются за углом от давно действующих ресторанов и ночных клубов. Детям из окон их не видно, зато дотошные проверяющие не досчитаются по карте-миллиметровке 2-3 метров.
О серьезности поднимаемой проблемы свидетельствуют дебаты, которые возникают порой в Парламенте. Еще в апреле депутат Мажилиса Серик Оспанов обратился с соответствующим запросом на имя премьера Карима Масимова.
– К нам обратились предприниматели Мангистауской области с рядом предложений и проблем, касающихся развития малого бизнеса. Важным вопросом они считают исключение из законодательства "ограничений по торговле алкогольной продукцией в радиусе 100 метров от детских и образовательных учреждений". Необходимо обеспечение должного контроля за соблюдением запрета на продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года, что ограничит возможность доступа этой категории граждан к спиртному и без 100-метровой отдаленности от мест торговли. К примеру, только по г.Актау около 302 объектов попали в "100 метровую зону". А это рабочие места, взятые кредиты, возможность людей заниматься предпринимательством, уменьшение количества безработных. И тот факт, что продажа спиртного занимает около 50% их доходов, является объективной реальностью. Как и то, что лишение лицензии на реализацию алкоголя значительно снижает рентабельность в магазинах. Это вынуждает предпринимателей поднимать цены на продовольственные товары, в том числе на социально значимые, либо закрывать свои объекты. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию по активной поддержке предпринимательства, полагаем возможным внесение изменений в п.4 ст.9 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" по исключению "ограничений" или сокращению "радиуса до 50 метров". Либо передачу рассмотрения данного вопроса маслихатам с учетом специфики архитектуры и застройки населенных пунктов.
Под этим запросом, помимо Серика Жамековича, подписались его коллеги Асхат Бекенов, Болат Конарбай и Валихан Конурбаев. И это вовсе не "алкогольное лобби", о котором порой кричат граждане, мобилизовавшие себя на борьбу за трезвость. Никто не призывает к бесконтрольной торговле и потреблению спиртного. Наоборот, практика развитых стран Европы, где доступность алкоголя по ценовым, временным, возрастным, территориальным и административным параметрам жестко ограничена, должна стать для нас примером. Не говоря уже о культуре пития. Но когда более 10 лет в стране действует абсурдная по смыслу и коррупционная по последствиям норма закона, невольно возникает вопрос: а кому это выгодно? Только проверяющим! Выходит, адепты "алкогольной стометровки" сидят в начальственных кабинетах. Они-то и есть настоящее лоббисты двусмысленности, хаоса и неразберихи вокруг "градусной темы".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Атырау: Пресечена деятельность экстремистской группы 31.08.2011
За укрытие преступлений к дисциплинарной ответственности привлечены 35 сотрудников органов уголовного преследования 31.08.2011
Бывший вице-президент одной из крупных сотовых компаний задержан в Казахстане 31.08.2011
В Алматы выявлены убежища попрошаек 31.08.2011
Финпол завершил расследование уголовных дел в отношении двух судей ВС Казахстана 27.08.2011
Директор департамента геодезии и картографии подозревается в получении взятки 27.08.2011
На Координационном совете правоохранительных органов Мангистауской области обсуждены вопросы борьбы с коррупцией 27.08.2011
Больше половины коррупционных преступлений совершают работники акиматов 27.08.2011
Избавиться от цифромании 27.08.2011
Навели порядок 27.08.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz