Турар ЖАЛМУХАМЕД, "Юридическая газета", 16 августа
Согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы гуманизация предусматривает смягчение ответственности по 54 составам преступления. В том числе лишение свободы исключается из санкции 24 составов, 12 составов переходят из категории тяжких в менее тяжкие. Кроме того, санкции из семи составов преступлений дополняются альтернативными мерами наказания. Это помимо отбывания наказания в местах лишения свободы. Также гуманизация правовой политики предполагает расширение перечня статей Уголовного кодекса, касающегося частного и частно-публичного преследования, создание возможностей освобождения от уголовной ответственности через возмещение морального и имущественного вреда, нанесенного потерпевшему. В январе текущего года Глава государства подписал Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе. Этот закон предусматривает либерализацию уголовного законодательства, декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Законом от 18 января 2011 года дана переоценка степени тяжести отдельных видов преступлений путем смягчения для них наказаний, расширен круг преступлений, за которые предусматриваются наказания, не связанные с лишением свободы. Также в санкции многих статей Уголовного кодекса, которыми ранее предусматривалось наказание только в виде лишения свободы, сегодня введены альтернативные виды наказаний, снижены верхние и нижние пределы сроков лишения свободы. За некоторые преступления небольшой тяжести лишение свободы как вид наказания совершенно исключено. Не назначается лишение свободы и за преступления небольшой и средней тяжести, если санкцией статьи предусмотрены альтернативные виды наказаний при наличии обстоятельств, предусмотренных п. д ч. 1 ст. 53 Уголовного кодекса. В данном случае речь идет о том, когда виновное лицо возмещает ущерб либо принимает другие меры, направленные на заглаживание ущерба и вреда. Не назначается лишение свободы несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести или впервые совершившим преступления средней тяжести. Помимо перечисленного в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы внесены и другие изменения и дополнения. Вот те аспекты гуманизации наказания, о которых в основном и говорили участники "круглого стола". Ирина ФЕДОТОВА, судья Алматинского городского суда: – Хочется отметить, что Алматинским городским судом постоянно анализируется состояние назначения наказания в целом и за отдельные виды преступлений. Практика последних лет показала, что при достаточно значимом снижении назначения лишения свободы уровень рецидивной преступности не увеличился. Опасения о том, что преступники будут разгуливать на свободе, подвергая опасности граждан, а курс на гуманизацию наказания обернется новым витком преступности, не состоятельны и преувеличены. Что касается злоупотреблений при назначении наказаний, то они ничем не обоснованы, поскольку институты уголовного процесса никем не отменены и возможность обжалования решения суда не утрачена. Безусловно, что судью тоже волнует действенность наказания, которое назначено им конкретному лицу за конкретное преступление. Но, опять же, здесь нужно говорить о соразмерности наказания совершенному преступлению: если человек взял булку хлеба стоимостью 100 тенге, а осудят его за это на долгие годы, в течение которых ему ежедневно будут выдавать такую же булку бесплатно, то от такого наказания не будет проку ни ему самому, ни государству, ни налогоплательщику… Ерден АРИПОВ, председатель кассационной коллегии Алматинского городского суда: – Гуманизация наказания является одной из важных составляющих нашей правовой политики, концепция которой рассчитана на 2010-2020 годы. В ее рамках все правоохранительные органы страны с прошлого года неукоснительно реализуют ее в своих сферах деятельности. К сожалению, есть регионы, где в силу какой-то специфики эти реформы идут не так интенсивно, как хотелось бы. Например, в Алматы, крупнейшем мегаполисе страны, еще очень высок уровень рецидивной преступности. Это обстоятельство заставляет судей города довольно часто и небезосновательно прибегать к лишению свободы, что, в свою очередь, не совсем позитивно отражается на реализации государственной правовой политики. Как решить проблему? Чтобы как-то снизить уровень рецидива, помнится, в советскую бытность при местных исполнительных органах создавались специальные комиссии, которые на первых порах следили и трудоустраивали контингент, освободившийся из мест лишения свободы. К сожалению, сегодня при местных органах власти подобных комиссий практически не существуют. А зря. Ведь общеизвестно, что своевременная реабилитация бывших осужденных способствует недопущению ими повторных преступлений. О применении закона о гуманизации на практике и нестыковках отдельных его положений с реальностью говорили судья Бостандыкского райсуда г. Алматы Шынар Ергалиева, заместитель начальника Управления прокуратуры г. Алматы Рысбек Турбашов. Качество исполнения условного наказания как метод реального воздействия для предотвращения рецидивной преступности, проблемы ресоциализации осужденных после отбытия наказания… Эти темы в основном прозвучали в выступлениях представителей уголовно-исполнительной системы, адвокатуры, правозащитников и других структур. На этом "круглый стол" завершил свою работу. На основании выступлений и предложений участников была выработана резолюция, которая будет направлена в соответствующие инстанции и органы. |