www.prokuror.kz, 1 сентября
Сегодня Казахстан активно вовлечен в международный миграционный обмен. Поэтому вопросам обеспечения законности в сфере миграции органами прокуратуры уделяется приоритетное внимание. Результаты проведенных проверок в этом направлении выявили множество фактов незаконного нахождения иностранцев в Казахстане, выразившихся в несоблюдении сроков пребывания, неисполнении решений суда о выдворении, нерегистрации в органах миграционной полиции документов, удостоверяющих их личность, в неправомерном осуществлении трудовой деятельности и непроживании по месту регистрации. Например, в г.Алматы, Актюбинской, Алматинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях выявлено свыше 400 иностранцев, которые в нарушение правил пребывания занимались трудовой деятельностью, несмотря на то, что они прибыли в Казахстан исключительно по частным делам. В г.Алматы, Актюбинской, Кызылординской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях выявлено более 60 иностранцев пребывающих в регионах без регистрации паспортов в органах внутренних дел, а также свыше 35 фактов непроживания иностранцами по завяленным при регистрации адресам. Последствия незаконной миграции оказывают негативное воздействие и на криминогенную ситуацию. К примеру, только за первое полугодие т.г. иностранцами совершено 726 преступлений и почти 60 тысяч административных правонарушений. С 2009 года по сегодняшний день Генеральной прокуратурой экстрадировано 338 иностранцев, совершивших различные преступления. Так, в Костанайской области с прошлого года проживал гражданин России Хабрахманов, объявленный еще в 2009 году этой страной в межгосударственный розыск. Миграционная полиция Костанайской области (Житикаринского района) произвела регистрацию данного лица по паспорту его брата. Указанные обстоятельства были выяснены только после совершенного Хабрахмановым в августе 2010 года еще одного тяжкого преступления, только уже на нашей территории (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Установлено множество фактов беспрепятственного пересечения казахстанской границы лицами, в отношении которых вынесены судебные решения о выдворении и фактическом запрете на въезд. К примеру, гражданин Кыргызстана Кочкоров только за последний год пересекал Государственную границу Казахстана 15 раз. И это, несмотря на то, что еще в июле 2010 года он был выдворен по решению суда из страны. Проверкой применения административного законодательства во многих регионах (г. Астана, г.Алматы, Акмолинская, Актюбинская, Атырауская, Жамбылская, ЗКО, Павлодарской, СКО и ЮКО) выявлены факты непринятия мер к правонарушителям-иностранцам, неверной квалификации их действий, волокиты, вследствие чего сроки давности истекают, виновные избегают ответственности. К примеру, в 1 квартале этого года адмсудом Петропавловска возвращено из-за неполноты в органы внутренних дел 3 материала. Впоследствии полицией по ним вынесены постановления о прекращении производства за истечением срока давности. Фактически иностранцы сбежали в период возврата судом материала в полицию. В Западно-Казахстанской области полицейские, получив из суда на доработку адмматериалы в отношении 9 граждан Узбекистана, прекратили производство и вернули иностранцам-правонарушителям их паспорта. Нарушения законности, связанные с административнолй практики выявлены и в деятельности пограничных служб, уполномоченных на привлечение иностранцев к административной ответственности. Например, в Павлодарской области более 30 постановлений о привлечении иностранцев не были подписаны должностным лицом или не содержали вид наложенного взыскания. Имелись случаи неправильной квалификации. По итогам этой проверки Генеральной прокуратурой в адрес Правительства внесено представление об устранении нарушений законности. В целях усиления эффективности миграционного контроля за выдворенными иностранцами, предложено внедрить систему электронного наблюдения с помощью специальных браслетов, которые иностранцы должны снимать на границе, подтверждая факт выезда. Эти меры позволят обеспечить фактическое их выдворение за пределы Казахстана с одновременным запретом во въезде в страну на 5 лет. Следует также отметить, что по инициативе Генеральной прокуратуры внесены поправки законодательные акты в сфере миграции. В частности, в большинстве развитых стран мира за любое правонарушение со стороны иностранцев компетентный орган может решить вопрос об их выдворении. Наше действующее законодательство предусматривало выдворение только за совершение лишь нескольких составов административных правонарушений, связанных с порядком пребывания и нарушением режима госграницы. В этой связи, в соответствии с поручением Главы государства мы инициировали поправки законодательство, которые подписаны Президентом страны. Теперь, в законодательстве нашей республики предусмотрен механизм выдворения иностранца и лица без гражданства не только за нарушения правил пребывания, а за любые нарушения законности, совершенные на территории Казахстана. В целом по итогам настоящей проверки органами прокуратуры республики выявлено свыше 2000 нарушений законности, в целях устранения которых внесено 129 представлений, 49 протестов, к различным видам ответственности привлечено 155 лиц. Учитывая актуальность этого вопроса, Генеральной прокуратурой состояние работы государственных органов в сфере миграционного законодательства было рассмотрено на заседании Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью. |