Пресс-служба прокуратуры города Астана, 20 октября
Прокуратурой города Астана проведена проверка законности деятельности уполномоченных государственных органов столицы по обеспечению безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения является одним из приоритетов государственной политики, и основной принцип ее обеспечения – приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Обеспечение безопасности на дорогах столицы с учетом роста количества автотранспортных средств, являющиеся источниками повышенной общественной опасности, требует должного взаимодействия государственных органов по предупреждению гибели людей и получений ими увечий на дорогах. Результаты проверки свидетельствуют о ненадлежащей организации работы уполномоченных органов, отсутствии обязательной программы на территории столицы о безопасности дорожного движения, недостаточной технической оснащенности, непринятий мер по своевременному установлению дорожных знаков, отсутствии взаимодействия между государственными органами. Так, с 2006 года и по сегодняшний день рост населения в столице составил 23,8% (с 574 400 до 701 307), то есть на 136 562 человек, рост количества транспорта составил 65,3% (с 127 025 до 209 914), то есть на 82 889 единиц. Согласно статистическим данным, стабильно на дорогах города ежегодно происходит более 4 000 аварий, в которых погибают более 50 человек, свыше 250 получают увечья разной степени тяжести, гибнет более 3 детей, около 50 детей получают увечья. В текущем году допущено 166 наездов на пешеходов (230 в 2010 году). Законом Республики Казахстан "О безопасности дорожного движения" предусмотрено принятие Региональной программы обеспечения дорожного движения для координации, профилактики дорожно-транспортных происшествий, повышение уровня безопасной организации движения транспорта и пешеходов по улицам города. К сожалению, данный документ акиматом до сих пор не разработан и не утвержден. Необходимо отметить, что система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий местного исполнительной органа, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Вследствие этого и неудовлетворительна работа уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам – Управления автомобильных дорог и пассажирского транспорта. Организация работы любого предприятия, как правило, начинается с его планирования. Планы же работы Управления и отдела организации дорожного движения свидетельствует о формальном их составлении, в которых отражены лишь вопросы проведения конкурсов по государственным закупкам пассажирских перевозок, нанесение разметок и т.д. Основные вопросы, направленные выявление проблемных участков городских дорог, проведение совместных мероприятий с органами дорожной полиции и транспортного контроля остались без внимания. Более того, Управление самостоятельно не принимая мер по обеспечению безопасности дорожного движения игнорирует обоснованные предписания органов дорожной полиции. Так, в апреле прошлого года в адрес Управления внесено и осталось не исполненным предписание о замене и установлении дорожных знаков Ограничение максимальной скорости, Обгон запрещен, Пост дорожной полиции на стационарных постах дорожной системы "Рубеж", по шоссе Алаш на разделительной полосе в районе транспортной развязки о восстановлении дорожных знаков Объезд препятствий и Ограничение скорости. Неисполнение предписания стало одним из причин имевшего место 01.05.2010 г. дорожно-транспортного происшествия, где водитель Айнабекова Г.К. c тремя пассажирами при спуске с моста допустила наезд на препятствие, а именно бордюр дорожного островка, в результате чего пассажиры получили телесные повреждения. Айнабекова Г.К. обратившись в суд, доказала вину Управления, и решением суда удовлетворено ее требование о взыскании с Управления более 2 млн. тенге. В другом случае, в июне т.г. управление дорожной полиции Астаны после аварии со смертельным исходом пешехода внесло предписание о необходимости установки светофорной сигнализации по пр.Бауржан Момышулы на пересечении с ул.Кордай, которое до настоящего времени не исполнено. И такие факты не единичны. При возрастающей численности населения города актуальным вопросом является обеспечение безопасности перевозок общественным транспортом. С участием пассажирского транспорта только за истекший период текущего года зарегистрировано 14 ДТП, в которых погибло 2, ранено 12 лиц (за 2010 год 17 ДТП, в которых 2 погибло и 16 ранено). На территории города услуги пассажирским транспортом общего пользования оказывают 7 хозяйствующих субъектов. (АО "Автобусный парк №1", ТОО "Автобусный парк №2", ТОО "Автобусный парк №3", ТОО "Автобусный парк №4", ТОО "Автобусный парк №5", ТОО "Жорга МТ", ТОО "Темір Тұлпар"). Выборочная проверка их маршрутов выявила нарушения практически в каждом из них. Характерными являются: – непроведение перевозчиками инструктирования персонала по технике безопасности и безопасности дорожного движения; – прием на работу без обязательного прохождения предварительного медицинского осмотра; – осуществление ненадлежащего медицинского контроля; – несоответствие техническим требованиям пассажирских автотранспортных средств; – несоответствие предъявляемым требованиям водительского состава; Только в ходе настоящей проверки из 79 заявленных автобусов Автобусного парка №3 не допущены к маршруту 25, по причине несоответствия их эксплуатационным требованиям, т.е. имеющих неисправности, повреждения шин (порезы, разрывы). В Автобусном парке №5 из запланированных на выезд 23 автобусов на маршруты фактически выехало 12. Более того, у медицинского работника Автобусного парка №3 в нарушение установленных Правил отсутствовало свидетельство о прохождении повышения квалификации за последние 5 лет, сертификат специалиста на соответствие занимаемой должности, а также медицинская книжка о состоянии здоровья. Выявлен вопиющий факт принятия на работу автобусным парком №2 водителя, получившего 5 апреля 2011 года водительское удостоверение, тогда как согласно Правил водительский стаж должен быть не менее 3 лет. Следует также отметить, что отмечается нехватка инспекторов строевых подразделений органов дорожной полиции, которые с учетом столичного статуса города на постоянной основе привлекаются к обеспечению правопорядка и безопасности дорожного движения в рамках культурно-массовых мероприятий, конференций, а также сопровождению иностранных делегаций, что в свою очередь влияет на состояние безопасности дорожного движения. Таким образом, результаты проверки свидетельствуют, что государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется не на должном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Результаты проверки рассмотрены на заседании Координационного Совета правоохранительных органов города Астаны, на котором отмечена необходимость принятия действенных мер для улучшения ситуации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и выработаны пути решения проблем, существующих в результате отсутствия взаимодействия между уполномоченными государственными органами. По результатам проверки в уполномоченные государственные органы внесены акты прокурорского надзора, ряд лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. |