Прокуратура города Астана, 24 октября
По результатам проводимого уполномоченным органом местного самоуправления мониторинга применения законодательства о рекламе в прокуратуру города Астана систематически поступают обращения о принятии мер прокурорского реагирования в отношении субъектов частного предпринимательства по фактам несанкционированной и незаконной рекламы, а также по допускаемым нарушениям законодательства о языках. В соответствии с п. 1-1 ст. 13 Закона Республики Казахстан "О рекламе" (далее – Закон), запрещается реклама товаров (работ, услуг) с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, табака и табачного изделия, которые прямо или косвенно предлагают алкогольную продукцию, табак и табачное изделие, за исключением географических указаний и фирменных наименований. Несмотря на это, на территории столицы имеют место нарушения установленных требований, в том числе, в виде фирменных палаток (летних террас) с наименованием пивной продукции. Кроме того, размещение объектов наружной (визуальной) рекламы осуществляется в порядке, предусмотренном ст.11 Закона и в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 07.02.2008г. №121, "Об утверждении Правил размещения объектов наружной (визуальной) рекламы в населенных пунктах" (далее – Правила). Согласно п.7 Правил, размещение объекта наружной рекламы в населенных пунктах допускается при наличии разрешения, выдаваемого местным исполнительным органом. Более того, за размещение объектов наружной (визуальной) рекламы, согласно п.3 ст.11 Закона, взимается плата в порядке, предусмотренном главой 78 Кодекса Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговой Кодекс). Наряду с этим, вышеизложенные правила в преобладающем большинстве случаев игнорируются субъектами частного предпринимательства. При размещении объектов наружной (визуальной) рекламы также не соблюдаются правила изложения текста рекламы, тогда как в соответствии со ст.21 Закона Республики Казахстан "О языках" реклама и другая визуальная информация излагаются на государственном и русском, а при необходимости, и на других языках. Следует отметить, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о рекламе, несут ответственность в соответствии со ст.349 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – Кодекс). Особого внимания заслуживают актуальные вопросы незаконной рекламы наркотических средств и пропаганды употребления наркотиков. Согласно примечанию ст.321 Кодекса, под незаконной рекламой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров следует понимать деятельность физических и юридических лиц по распространению и размещению в любой форме, с помощью любых средств любой информации, которая оказывает неосознаваемое воздействие на восприятие и инстинкты человека, формирует или поддерживает его интерес к наркотическим средствам, психотропным веществам и прекурсорам. По имеющимся данным в торговых точках столицы в свободной продаже находятся предметы одежды, аксессуары и прочие продукты массового потребления, содержащие, в частности, атрибутику марихуаны, а также иные признаки наркокультуры, прямо или косвенно пропагандирующие употребление запрещенных препаратов и средств. В данном случае, согласно ст.321 КРКоАП, за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а равно их незаконную рекламу установлена административная ответственность в виде штрафа. |