Асем Сакенова, "Юридическая газета", 9 ноября
На фоне дымящих теплоэлектроцентралей, задымленных от неисправного автотранспорта улиц Алматы, отравленных бытовыми отходами и производственной химией рек и водоемов, этот закон даже как-то запоздал, что ли. Речь идет о внесенных Мажилисом Парламента изменениях и дополнениях в ряд законодательных актов РК по экологическим вопросам – в Экологический, Уголовный, Бюджетный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. И хотя в законы внесены, казалось бы, правильные нормы, которые стимулируют снижение объемов накопленных отходов, усиливая уголовную и административную ответственность за экологические правонарушения, остается чувство недосказанности и неудовлетворенности. Положение дел вряд ли удастся так скоро исправить, ведь непоправимые и необратимые последствия от неразумной, непатриотичной деятельности отдельных хозяйствующих субъектов уж слишком серьезны. Что предписывает закон? Крупным компаниям законодательно вменена в обязанность разработка программы управления отходами. Это им предстоит осуществить уже с начала 2013 года. Причем неисполнение показателей данных программ грозит штрафными санкциями, такими грозными, что к злостным нарушителям будут применяться такие меры, как приостановление или вовсе лишение разрешений на эмиссии в окружающую среду. Эффективность применения карательных мер будет доходить до судебных слушаний. Новшество в том, что уже через год предприятия за накопленные отходы перестанут облагаться платежами. Это даст возможность высвободившиеся статьи расходов направить на внедрение программ управления отходами. Другое нововведение связано с применением механизма распределения квот на выбросы парниковых газов. Так, с 2014 года природопользователи, "засветившиеся" выбросами парниковых газов более 20 тысяч тонн в год, должны будут получать соответствующие квоты. Это касается крупных предприятий нефтегазовой, химической, энергетической, горно-металлургической отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта. На основе национального плана распределения, которое будет разрабатываться соответствующим министерством и утверждаться Правительством, им будут выдаваться квоты. Затем предприятия получат возможность реализовать проекты по снижению парниковых газов, заниматься продажей квот между собой. Те природопользователи, у которых выбросы парниковых газов не дотягивают до 20 тысяч тонн, торговать квотами не могут. Для решения экологических проблем они вправе привлекать на свои предприятия инвестиции. Вроде все грамотно. Но не оперативно и на первый взгляд громоздко. Нет четкой, отлаженной системы быстрого экологического реагирования. Нарушения экологического законодательства в деятельности такой нефтяной страны, как Казахстан давно стали нормой. Периодически возникают сообщения о том, что наложены миллиардные штрафы на очередного проштрафившегося. В этом списке побывали все, от "Каражамбасмуная" до Кашагана… Признак цивилизованности любого общества – экологическая безопасность. Это непреложное условие благополучия и здоровья граждан, сохранения природных систем и окружающей среды. Справедливости ради надо отметить, что в области их охраны государство не скупится на реформирование системы управления и совершенствование законодательной базы. Ведется прокурорский надзор, который систематически выявляет превышение нормативов эмиссии в окружающей среде, невыполнение требований законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы, незаконное строительство зданий и сооружений, влияющих на состояние рек и водоемов, несоблюдение порядка обращения с отходами, нарушение правил эксплуатации, отсутствие оборудования для очистки выбросов в атмосферу. И так далее. Однако отклонения от норм как были, так и есть. В этом плане зона особой тревоги – разработка Кашаганского месторождения, обострившая угрозу отрицательного воздействия на морские и прибрежные экосистемы. И это было особенно "близко к сердцу", когда весь мир с тревогой следил за событиями катастрофы в Мексиканском заливе. Может ли Каспий повторить его печальную судьбу? Наших экспертов беспокоит, что Каспий – это замкнутый водоем, и любая небрежность и внештатная ситуация в его водах в виде пролива нефти и сброса промышленных отходов, несоблюдения технологии нефтяных операций, техники безопасности легко уничтожит все живое. Экологическое бедствие, аналогичное катаклизмам Мексиканского залива, в условиях Каспийского моря с его уникальной экосистемой не допустимо. Поэтому здесь просто необходимо гармонизировать операции по нефтедобыче с сохранением качества окружающей среды. И это требование должно стоять во главе угла заключаемых контрактов. Потому что это национальные интересы. И общество вправе требовать неукоснительного соблюдения недропользователями действующего законодательства, чтобы обезопасить нефтедобычу на Каспии. Ведь штрафы, в конце концов, не панацея… Государственный экологический контроль КЭРК МООС РК, Комитет экологического регулирования и контроля регулярно проводят анализ нештатных ситуаций. Возьмем официальные данные за минувшие годы. Так, в течение 2009 года на территории РК произошло 97 случаев аварийной остановки технологического оборудования. 85 из них приходится на нефтегазовую отрасль. Подавляющее большинство из общего числа нештатных ситуаций нефтегазовой отрасли связано с ТОО "Тенгизшевройл" – 55 случаев в 2008 году, 75 случаев в 2009 году. Выяснилось, что причины аварий – изношенность технологического оборудования и перерабатывающих мощностей нефти и газа, перебои в системе электроснабжения. Пролив нефти при бурении, ремонте и эксплуатации скважин из года в год допускается на месторождениях Жетыбай и Каламкас АО "Мангистаумунайгаз". Общая площадь загрязненных земель только за 2010 год составила порядка 40,0 гектаров. При этом речь о надлежащей переработке отходов вовсе не идет – работы по рекультивации заключаются в сборе загрязненного грунта и вывоза на полигон отходов. И все. Контролирующие органы бьют тревогу – несмотря на предъявление многомиллионных штрафных санкций крупные природопользователи на производственных объектах продолжают допускать технологические сбои основного оборудования, продолжают иметь место аварийные ситуации со значительным ущербом окружающей среде. В этой связи, конечно, закон с ужесточением ответственности руководителей предприятий путем их привлечения к уголовной ответственности, скорее, вынужденный, выстраданный шаг в решении экологических проблем. Депутаты обсуждали его с долей оптимизма, полагая, что усиление персональной ответственности за экологические нарушения позволит уменьшить аварийные ситуации на производственных объектах. А это, в свою очередь, улучшит качество окружающей среды и позволит сохранить экологическое равновесие. |