www.finpol.kz, 16 июля
10 июля текущего года состоялось очередное заседание комиссии по борьбе с коррупцией при акиме Восточно-Казахстанской области С докладом "О мерах по противодействию коррупции в системе государственных закупок" выступил начальник Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Восточно-Казахстанской области (финансовой полиции) полковник финансовой полиции Б.Камалханұлы. В январском Послании народу Казахстана Главой государства перед органами финансовой полиции поставлены две задачи: – выработать новую стратегию борьбы с коррупцией; – повысить эффективность принимаемых мер по защите и поддержке предпринимательства, в том числе посредством дальнейшей декриминализации финансовых и налоговых преступлений. В рамках реализации этих поручений Председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью определил приоритеты нашей работы. Это борьба с системной коррупцией и "теневой" экономикой, выявление и пресечение фактов хищения бюджетных средств, в т.ч. выделяемых на проведение государственных закупок. Работа по выявлению коррупционных преступлений в сфере государственных закупок является одним из приоритетных направлений в деятельности органов финансовой полиции, как наиболее подверженная коррупции. В этой связи, Департаментом уделяется особое внимание выявлению, пресечению и предупреждению преступлений в данной сфере. Как показывает практика, нарушения в сфере государственных закупок, как правило, однотипны и системны, к ним относятся ненадлежащее исполнение договоров и последующая оплата за невыполненный объем работ. За 6 месяцев т.г. в сфере государственных закупок выявлено 24 коррупционных преступления, или треть от общего количества зарегистрированных коррупционных преступлений (79). Структуру коррупционной преступности в системе государственных закупок составили факты: – злоупотребления полномочиями (ст.307 УК) – 12 преступлений; – служебного подлога (ст.314 УК) – 10 преступлений; – получения взятки (ст.311 УК) – 1 преступление; – хищения бюджетных средств с использованием служебного положения (ст.176 ч.3 п."г" УК) – 1 преступление. Ущерб государству, причиненный в результате противоправных действий должностных лиц, составил более 125 млн. тенге. К уголовной ответственности привлечено 14 должностных лиц. К примеру, задержана директор средней общеобразовательной школы №35 г.Семей Рахимгалиева С. по подозрению в получении взятки от индивидуального предпринимателя Искакова Е.Б. в размере 85 тыс.тенге, или 10% от общей суммы договора, за подписание актов выполненных работ по договору о поставке товаров на ремонт здания школы. В отношении Рахимгалиевой С. возбуждено уголовное дело по ст.311 УК. Ведется следствие. Также привлечена к уголовной ответственности директор Дома культуры Зайсанского района Жуманова М., которая, используя служебное положение, извлекая выгоду для ТОО "РСУ-АСАР", подписала заведомо фиктивные акты выполненных ремонтных работ в Доме культуры с.Сартерек, на основании которых предприятию незаконно перечислены бюджетные средства по программе "Жол картасы", в результате чего причинен ущерб государству на сумму 10,2 млн.тенге. 25 апреля 2012 года в отношении Жумановой М. применена амнистия, уголовное дело по ст.ст.307 ч.1, 314 ч.1 УК прекращено по нереабилитирующим основаниям, с возмещением причиненного ущерба в полном объеме. Расследуется уголовное дело в отношении заместителя акима Глубоковского района Жумадилова С.С. по факту служебного подлога, который подозревается в том, что, являясь председателем приемной комиссии, в 2010 году, извлекая выгоду для ТОО "СК ЮТ", подписал фиктивный акт приемки водопроводной сети микрорайона "Киргородок", в результате чего государству причинен ущерб на сумму 181,1 тыс.тенге. Возбуждено уголовное дело по факту служебного подлога (ст.314 ч.1 УК) в отношении директора государственного предприятия "Коммунальник" г.Усть-Каменогорск Оспанова С.К., который подписал заведомо подложные акты выполненных работ по текущему ремонту водопроводных сетей с.Митрофановка Уланского района ВКО, которые фактически не выполнены. В результате противоправных действий Оспанова С.К. государству причинен ущерб на сумму 856,8 тыс.тенге. 21 июня текущего года уголовное дело в отношении Оспанова С.К. прекращено по амнистии, по нереабилитирующим основаниям, с возмещением причиненного ущерба в полном объеме. Наряду с этим, проводится профилактическая работа по выявлению коррупционных правонарушений в системе государственных закупок. Так, в текущем году органами финансовой полиции в Дисциплинарный совет области и другие государственные органы направлено 8 представлений по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок. По представлению Департамента уволен с занимаемой должности директор государственного предприятия "Ветеринарная служба Аягозского района" Токбаев К. за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного п.п.4 п.1 ст.12 Закона РК "О борьбе с коррупцией" ("Оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений"), выразившегося в необоснованной 100% предоплате индивидуальному предпринимателю Камзабекову по договору о закупе автомобилей "Дезинфекционная установка Комарова" без фактической поставки. Также по представлению Департамента расторгнут трудовой договор с директором "ЦОН №2" г.Семей Айкимбаевой Б.Д. за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного п.п.4 п.1 ст.12 Закона РК "О борьбе с коррупцией" ("Оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений"), выразившегося в необоснованной 100% предоплате за фактически невыполненные ремонтные работы здания "ЦОН №2". В настоящее время проводится проверка по факту строительства пяти школ на территории области (Курчумский район – 2, Урджарский район – 1, Уланский район – 1, Глубоковский район – 1) со сроком сдачи в марте т.г. На сегодняшний день объем фактически выполненных работ в среднем составляет 30-35%, что ставит под сомнение возможность подрядных организаций завершить их строительство до начала учебного года. Сложившаяся ситуация во многом объясняется отсутствием у подрядчиков инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих, а также специализированной техники. В связи с чем, нами решается вопрос о назначении ряда строительно-экономических экспертиз, проводятся оперативные мероприятия по установлению неправомерных действий со стороны руководителей структурных подразделений областных и городских исполнительных органов, курирующих сферу строительства, являющихся заказчиком и организатором конкурса по государственным закупкам по строительству школ. Данный факт является наглядным примером неэффективного использования бюджетных денежных средств, что стало возможным в результате отсутствия надлежащего ведомственного контроля со стороны должностных лиц ответственных за строительство объектов социальной сферы. Кроме этого, проводится проверка по строительству в г.Усть-Каменогорск Центра крови. Установлено, что первоначально в 2009 году строительство объекта осуществляло ТОО "Пелестрой" г.Алматы, однако, не закончив требуемые объемы работ, прекратило строительство, не возвратив перечисленные областным Управлением строительства денежные средства в виде аванса 30% от общей стоимости на общую сумму 663,1 млн. тенге. Управлением строительства по ВКО инициирован иск о взыскании указанной суммы с ТОО "Пелестрой" и признании данного предприятия недобросовестным участником государственных закупок. Согласно решению Специализированного межрайонного экономического суда ВКО исковые требования удовлетворены полностью. До настоящего времени денежные средства в бюджет не возвращены, Департаментом проводится проверка. В настоящее время Центр крови достраивается ТОО "Кумаров и Компания". Работа в данном направлении продолжается. В настоящее время в отношении ряда руководителей государственных учреждений области, акимов различных уровней проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению коррупционной составляющей при проведении процедур государственных закупок, о результатах которых мы вас дополнительно проинформируем. Борьба с коррупцией в данной сфере крайне важна, однако весьма затруднена комплексностью государственных закупок. В процедурах государственных закупок сложен и неоднозначен как предмет закупки, так и сама организационная структура. В зависимости от специфики закупок и конкретной ситуации, зоны риска с возможностью возникновения коррупции различаются, и в условиях ограниченной прозрачности процессов закупок крайне трудно выявлять правонарушения на ранних стадиях. Поэтому среди множества предлагаемых и внедряемых экспертами методов противодействия коррупции одним из наиболее популярных и обсуждаемых является повышение прозрачности государственных закупок. Со своей стороны Департаментом будут и в дальнейшем приниматься все меры, направленные на изобличение недобросовестных чиновников, сфера государственных закупок для которых является одним из основных источников обогащения. В соответствии с поручениями Главы государства, борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица. Поэтому значимые успехи принимаемых антикоррупционных мер, в т.ч. по рассматриваемому вопросу, возможны лишь при тесном взаимодействии государственных органов. |