Комитетом финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан в соответствии с Планом контрольных мероприятий на 2012 год проведен контроль использования средств, выделенных Министерству образования и науки Республики Казахстан на реализацию программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием "Балапан" на 2010-2014 годы. Реализация Программы "Балапан" проходила при полном финансовом обеспечении. По результатам контрольных мероприятий выявлено финансовых нарушений на общую сумму 4 884,1 млн. тенге, том числе подлежащие к возмещению в бюджет 402,2 млн. тенге. Выявлено нарушений законодательства о государственных закупках на сумму 1 629,6 млн. тенге, из них влияющие на итоги государственных закупок – 1 190,1 млн. тенге. В ходе контроля возмещено в бюджет 65,9 млн. тенге. Контролем были охвачены Управления образования и строительства областей, городов Алматы и Астаны, а также городские и районные отделы образования и строительства с выходом на встречный контроль к получателям бюджетных средств (дошкольные организаций и учебные заведения технического и профессионального образования). Согласно Плану реализации Программы "Балапан" из республиканского бюджета предусмотрены целевые трансферты на ввод дополнительных мест в дошкольных организациях образования по следующим направлениям: – на размещение государственного образовательного заказа в 2010 году 89 723 места на сумму 8 549,5 млн. тенге и в 2011 году 68 777 мест на сумму 12 133,6 млн. тенге путем открытия мини-центров, восстановленных, переданных и выкупленных ранее приватизированных детских садов в коммунальную собственность в установленном законодательством порядке, а также ввода мест в рамках государственно-частного партнерства; – на строительство объектов дошкольного образования в 2010 году начато строительство 39 объектов на 10 940 мест в сумме 10 661,6 млн. тенге и в 2011 году начато строительство 56 объектов на 15 460 мест в сумме 36 535,4 млн.тенге. В целях выполнения обязательств по достижению прямых и конечных результатов в рамках Программы "Балапан" заключены Соглашении между Министерством и Акимами областей, городов Астана и Алматы. На реализацию государственного заказа в дошкольных организациях образования Министерством в 2010 году перечислены целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы в сумме 8 549,5 млн. тенге. В свою очередь местными исполнительными органами из перечисленной суммы освоено 6 485,1 млн.тенге, недоосвоение составило 2 064,4 млн.тенге. В 2011 году Министерством перечислены целевые трансферты местным исполнительным органам в сумме 18 046,7 млн.тенге (для обеспечения функционирования введенных мест в 2010 году и вводимых в 2011 году), при этом фактическое освоение составило – 17 681,0 млн.тенге, недоосвоено – 365,7 млн.тенге. Причинами недоосвоения средств в 2010 году явилось не выполнение местными исполнительными органами ряда мероприятий по размещению государственного заказа (несвоевременное открытие детских садов и мини- центров), вследствие которого Министерством в течение 2010 года не произведено уточнение плана финансирования и допущено не освоение государственного заказа в дошкольных организациях образования на сумму 2 064,4 млн.тенге. Местными исполнительными органами за счет размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования в 2010 году при плане ввода – 89 723 мест, фактически введено – 90 821 мест. В 2011 году за счет размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования при плане ввода с учетом переходящих мест 2010 года – 158 500 мест, фактически введено – 194 271 мест. Цели, поставленные на 2010 и 2011 годы за счет государственного образовательного заказа в целом по республике достигнуты. Однако, анализ достижения показателей результатов в разрезе областей, городов Астаны и Алматы показал, что по отдельным регионам имеются факты достижения результатов менее планируемого. Так, в г.Астане в 2011 году при плане ввода 9 370 мест, фактически введено 3 906 мест, что составляет только 41,7%, вместе с тем трансферты были освоены на 92,7%, т.е. при практически полном освоении средств не достижение прямых результатов составило более чем в 2 раза, что свидетельствует о не достижении целей, предусмотренных программой "Балапан". Аналогичный факт установлен в Северо-Казахстанской области, где при освоении средств 96,6% введено лишь 2 292 места при плане 2 722 мест. Проведенным анализом использования средств установлено, что в г.Астане стоимость подушевого финансирования на одного ребенка в год по государственным детским садам колеблется от 140,7 тыс. тенге до 412,6 тыс. тенге. В соответствии с требованием постановления Правительства РК от 20 мая 2010 года № 488, размер государственного образовательного заказа в расчете на одного ребенка и размер максимальной родительской платы для детей, получающих услуги по государственному образовательному заказу, устанавливаются ежегодно решением акима. В данном случае по причине не установления такого размера акиматом г.Астаны, единый размер подушевого финансирования на одного ребенка отсутствует. При этом в нарушение бюджетного законодательства РК финансирование производилось согласно бюджетным заявкам самих детских садов. Проверкой установлены факты, когда в отчетности по вновь введенным местам, представляемой в Министерство, местными исполнительными органами включались дети, которые уже посещали детское учреждение на коммерческой основе до заключения договоров государственного заказа. Такие факты установлены в г. Астане – 100 мест и в Алматинской области – 133 мест. В ходе проведения контроля, также установлены факты излишней оплаты средств государственного заказа, т.е. оплата произведена согласно запланированного количества детей, указанных в договорах, тогда как оплату следовало производить за фактические дни пребывания детей в дошкольных организациях. Так, расхождения установлены в Северо-Казахстанской на сумму 11,0 млн.тенге, Костанайской – 3,5 млн.тенге, Алматинской – 74,4 млн.тенге, Карагандинской – 51,5 млн.тенге и Актюбинской областях – 1,4 млн.тенге. Установлены факты безлицензионной деятельности при осуществлении образовательной деятельности в нарушение Закона РК "О лицензировании", в результате необоснованно перечислены средства дошкольным организациям по областям: Северо-Казахстанской -72,4 млн. тенге, Мангистауской – 34,3 млн.тенге, Актюбинской – 53,8 млн.тенге, Алматинской – 10,7 млн.тенге. Также, установлены факты нецелевого использования средств целевых трансфертов, выделенных на размещение государственного образовательного заказа. Так, в Южно-Казахстанской области средства в сумме 46,1 млн.тенге направлены на приобретение автотранспортных средств и погашение налоговой задолженности отделов образования. Аналогично, в Акмолинской области решениями районных маслихатов средства, выделенные на размещение государственного заказа в детских дошкольных организациях образования, направлены на выплату заработной платы учителям школ в сумме 72,2 млн.тенге, в Восточно-Казахстанской области средства в сумме 47,6 млн.тенге направлены на текущий ремонт двух дошкольных организаций, где в одном отремонтированном мини-центре с 15.11.2011 года размещен районный суд, а второй не функционирует. В Кызылординской области по причине несвоевременного оформления надлежащих документов для получения лицензии по состоянию на 01.01.2012 года не обеспечено открытие 10-ти мини-центров, при этом средства в сумме 30,9 млн.тенге направлены на приобретение оборудования и инвентаря, которые на момент контроля не эксплуатируются. На строительство и реконструкцию объектов образования Министерством в 2010 году перечислены целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы в сумме 19 055,2 млн. тенге. В свою очередь местными исполнительными органами освоено 17 854,6 млн.тенге, где профинансировано строительство 66 дошкольных организаций, из них в 2010 году начато строительство 46 дошкольных учреждений на сумму 12 794,9 млн. тенге, оставшиеся 20 дошкольных учреждений являются переходящими объектами предыдущих периодов. Завершено строительство и обеспечен ввод 19 дошкольных организаций на 5400 мест, в том числе в Акмолинской области – 3, Алматинской – 3, Западно-Казахстанской – 1, Мангистауской – 2, Южно-Казахстанской – 2, г.Алматы – 2 и г.Астана – 6. При этом 5 дошкольных учреждений на 1 480 мест начаты и завершены в 2010 году, оставшиеся 14 объектов на 3 920 мест являются незавершенными объектами строительства, начатыми в 2009-2010 годах. В 2011 году перечислены трансферты местным исполнительным органам на сумму 18 753,6 млн. тенге, фактически освоено на сумму 17 670,4 млн. тенге и профинансировано строительство 77 дошкольных организаций, из них в 2011 году начато строительство 42 дошкольных организаций на сумму 10 728,8 млн. тенге, оставшиеся 35 являются переходящими объектами предыдущих периодов. Завершено строительство и обеспечен ввод 48 дошкольных учреждений на 12 500 мест, в том числе в областях: Акмолинской – 2, Актюбинской – 2, Восточно-Казахстанской – 3, Жамбылской – 2, Западно-Казахстанской – 3, Южно-Казахстанской – 15, Карагандинской – 2, Кызылординской – 4, Мангистауской – 1, Павлодарской – 2, Северо-Казахстанской – 2, г.Алматы – 4 и г.Астана – 6. При этом следует отметить, что строительство 12 дошкольных учреждений на 2 660 мест начато и завершено в 2011 году, оставшиеся 36 объектов на 9 840 мест являются незавершенными объектами строительства, начатыми в 2009-2010 годах. Недоосвоение средств по данной программе составило в 2010 году – 1 200,6 млн. тенге, в 2011 году – 1 083,2 млн. тенге. Причинами низкого освоения средств явилось неисполнение договорных обязательств подрядчиками, т.е. отставание от графика строительно-монтажных работ, а также поздние сроки проведения конкурсных процедур и введения необоснованных корректировок в ПСД местными исполнительными органами. Запланированные в Стратегическом плане показатели количества и результативности бюджетной программы за счет строительства дошкольных организаций не достигнуты. Так, в 2010 году при плане ввода 30 дошкольных организаций, фактически введено 19 дошкольных организаций, в связи, с чем сокращение потребности в детских дошкольных организациях составило 2 % при плане 3,2 %. В 2011 году при плане ввода 54 дошкольных организаций фактически введено 48 дошкольных организаций, т.е. на 6 объектов меньше, что составляет сокращение потребности в детских дошкольных организациях 4 % при плане 5,6 %. Несмотря на принимаемые меры по вводу дополнительных мест путем размещения государственного заказа в дошкольных организациях и строительства новых детских садов, по состоянию на 1 января 2012 года очередность в детских дошкольных организациях по сравнению с 2011 годом выросла с 296 745 детей до 362 679 детей, что составляет 122,5%. Контролем использования бюджетных средств на строительство объектов дошкольного образования установлен ряд нарушений бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках. Так, в ходе контроля Управления строительства г.Астаны установлены нарушения законодательства о государственных закупках, влияющие на итоги конкурса на сумму 457,4 млн.тенге. (Конкурс по государственным закупкам работ "Строительство детского сада на 240 мест южнее Коргалжынского шоссе в г.Астане", победитель государственных закупок ТОО "Мейір-М", на основании представления итоги конкурса отменены). Необходимо отметить, что протоколом совещания Правительства РК от 20.10.2010 года №11-5 |