Главная транспортная прокуратура, 31 октября
29 октября 2012 года состоялось заседание коллегии Главной транспортной прокуратуры, на котором были обсуждены вопросы применения законодательства, направленного на обеспечение безопасности судоходства. В работе коллегии приняли участие ряд руководителей центральных ведомств и организаций, осуществляющих эксплуатацию водного транспорта и гидротехнических сооружений. Республика Казахстан имеет большие возможности для развития транспортировки грузов посредством морского сообщения с прикаспийскими государствами и дальнейшего выхода на международные рынки. Между тем, при эксплуатации морских и речных судов их собственники допускают многочисленные нарушения, угрожающие безопасности судоходства, жизни и здоровью людей. Всего по актам надзора органов транспортной прокуратуры приостановлена эксплуатация 5 морских и 15 речных судов, к дисциплинарной ответственности привлечены 20 лиц, 53 лица привлечены к административной ответственности, возбуждено 2 уголовных дела Эти и другие нарушения свидетельствуют о недостаточности государственного контроля со стороны уполномоченного органа. Имеются факты незаконной регистрации судов, выдачи разрешений на осуществление каботажа, лицензий, увода от административной ответственности правонарушителей, проведения необоснованных проверок предпринимателей и отсутствия контроля за исполнением выданных актов запретительно-ограничительного характера. Отсутствие в Казахстанском законодательстве правовых норм, детально регламентирующих вопросы безопасности судоходства, а также неприсоединение нашей страны к соответствующим международным соглашениям, приводит к тому, что иностранные компании эксплуатируют в территориальных водах Казахстана технически и морально устаревшие суда и плавсредства. К примеру, средний возраст эксплуатируемых судов составляет около 20 лет, также имеются суда 60-70-х годов постройки, тогда как в ряде европейских стран суда старше 17 лет, практически не эксплуатируются. Другим фактором, негативно влияющим на безопасность судоходства, является отсутствие в Казахстане полноценной морской администрации. Несмотря на истечение более 10 лет со дня принятия Закона Республики Казахстан "О торговом мореплавании", данный вопрос остается не решенным, в результате государственные контрольные функции необоснованно переданы РГП "Актауский международный морской торговый порт", не имеющему статуса государственного органа. Потенциальную опасность для безопасности судоходства представляет также наличие в водах Каспия затонувшего имущества – судов, конструкций, буровых установок. К примеру, плавучая буровая установка "60 лет Азербайджану", затонувшая вблизи мыса "Ракушечный" представляет угрозу безопасности судоходства в радиусе 1 мили, в районе затонувшего объекта со дна моря поднимается газ неизвестного происхождения. По итогам заседания коллегии принято решение о направлении в адрес Правительства Республики Казахстан акта прокурорского надзора об устранении выявленных нарушений законности, перед уполномоченными органами поставлена задача – принять комплекс эффективных организационно-практических мер, направленных на обеспечение безопасности судоходства и усиление ведомственного контроля за деятельностью территориальных подразделений. Транспортным прокурорам поручено повысить эффективность надзора в указанной сфере, обеспечить строгий контроль за устранением всех выявленных нарушений законности. |