NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 04:35 ast
02:35 msk

"Преступная связка "организатор государственных закупок – аффилиированный поставщик" продолжает сотрудничество…"
Выступление начальника Информационно-аналитического департамента АБЭКП Бектенова О.А. на заседании Общественного совета по противодействию коррупции и теневой экономике при Агентстве
18.03.2013 / криминал и коррупция

Первое. Сфера госзакупок традиционно является одной из наиболее подверженных коррупции областей. Многочисленные меры, направленные на урегулирование процедур закупок, не решают вопрос снижения коррупционных рисков до минимума.
Как показывает оперативно-следственная практика органов финансовой полиции, преступный умысел на хищение бюджетных денег начинается с момента формирования государственных расходов. Именно на этом этапе в бюджет закладываются суммы будущих взяток. Преступная связка "организатор государственных закупок – аффилиированный поставщик" продолжает сотрудничество при формировании конкурсной документации, проведении закупок, реализации договора. Необходимость обналичивания денежных средств для оплаты взяток дает работу многочисленным лжепредприятиям.
В целях кардинального изменения ситуации, необходимо принятие решительных мер.
Предлагается предусмотреть следующие меры в законопроекте:
– Предусмотреть административную ответственность за необоснованное планирование либо завышение государственных расходов (с отнесением их к категории коррупционных правонарушений). Причем, ответственность должна распространяться не только на должностных лиц государственных органов-заказчиков, но и на соответствующие государственные органы, согласовавшие бюджет (МФ, МЭБП);
– Наделить Счетный комитет и региональные ревизионные комиссии полномочиями по контролю за формированием бюджета (по опыту РФ, Турции, Великобритании);
– Внедрить "Единую информационную базу цен на товары и услуги" – единый перечень товаров и услуг, с указанием цены за единицу, применение которого должно быть обязательным при формировании годовых планов закупок, а также норм, нормативов на услуги и работы по государственным закупкам на базе веб-портала государственных закупок с учетом показателей государственной статистики;
– Распространить действие Закона "О государственных закупках" на национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные управляющие компании, национальные компании.
Касательно процедур проведения государственных закупок, предлагается полностью изменить их организацию, исходя из лучшей мировой практики Южной Кореи, США, Канады.
– Предлагается централизовать все закупки путем создания единого оператора государственных закупок. Сформировать реестр лиц, аффилиированных с должностными лицами единого оператора;
– Необходимо внедрить систему ранжирования потенциальных поставщиков единым оператором, с присвоением соответствующей категории квалификации, зависящей от опыта работы, внедренных систем контроля качества и лицензий, наличия и квалификации сотрудников, наличия и оснащенности материально-технической базы, иных критериев. Это облегчит участие поставщикам в государственных закупках, поскольку не будет необходимости подтверждать квалификацию на каждом конкурсе, а также исключит отклонение добросовестных поставщиков по надуманным основаниям;
– Лишить заказчиков права устанавливать квалификационные требования к потенциальным поставщикам в конкурсной документации, как коррупциогенного фактора, используемого для отклонения неугодных поставщиков. Оставить лишь право подготовки технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг. Оценка сложности технической спецификации должна проводиться единым оператором, с присвоением категории сложности, согласно системы ранжирования;
– После определения категории сложности закупок, единый оператор через портал (goszakup.gov.kz) в автоматическом режиме должен рассылать приглашения всем потенциальным поставщикам, обладающим соответствующей категорией квалификации;
– Участие в государственных закупках должно сводиться лишь к подаче ценового предложения на портал потенциальными поставщиками, наименьшая из которых должна определяться в автоматическом режиме;
– В целях защиты интересов субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), целесообразно наделить их правом объединения в консорциумы, посредством которого потенциальные поставщики смогут повышать совместную категорию квалификации для участия в более сложных или крупных закупках;
– Такие документы, как договор государственных закупок, договор субподряда, соглашение о консорциуме будут заключаться в бездокументарной электронной форме на портале единого оператора. По завершении реализации договора распределение денежных потоков будет сверяться с отчетом, представляемым поставщиком;
– Обязать участников государственных закупок представлять информацию о конечных бенефициарах. Формирование подобного реестра позволит веб-порталу единого оператора автоматически исключать участие поставщиков, аффилиированных между собой, а также с лицами, аффилиированными с должностными лицами единого оператора. Помимо этого, выявятся потоки бюджетных средств, уходящих в оффшорные зоны.
Второе. В целях реализации курса Агентства на усиление роли предупреждения и профилактики преступлений, а также предотвращения возникновения условий для их совершения, необходимо усилить полномочия Агентства в доступе к информации. На данный момент ряд положений налогового, таможенного, банковского и др. законодательства предусматривает предоставление информации правоохранительным органам лишь в рамках преследования по Закону, т.е. по факту совершения правонарушения. Однако, данный подход борьбы с последствиями неэффективен, поскольку, как показывает статистика, выявленных Агентством коррупционных преступлений (1789 – в 2011 г., 1828 – в 2012 г.) очень высока коррупционная составляющая при осуществлении должностных полномочий, что влечет за собой ряд негативных последствий: ущерб государству, избыточная нагрузка на правоохранительные органы, судебные органы и пенитенциарную систему, ухудшение показателей в глобальном Индексе восприятия коррупции (CPI), подрыв доверия инвесторов.
В то же время, в случае наличия у Агентства исчерпывающей и актуальной информации, будет возможным рассчитывать коррупционные риски, проводить своевременную профилактическую работу.
В Великобритании, Германии, США и других государствах функционируют интегрированные информационные системы, позволяющие контролирующим и правоохранительным органам использовать в своей прогнозно-аналитической деятельности всю имеющуюся у государства информацию.
Третье. В Законе "О борьбе с коррупцией" предусмотрена обязанность государственных органов и должностных лиц по борьбе с коррупцией. При этом, роль Агентства наряду с иными правоохранительными органами сводится к выявлению коррупционных правонарушений, что не соответствует цели выявления и пресечения коррупционных рисков. Это подтверждается неизменностью статистики наиболее коррумпированных ведомств и органов.
В этой связи, полагаем целесообразным внесение изменений в Законы Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией", "Об органах финансовой полиции", "О государственной службе" в части:
– закрепления обязанности государственных органов и юридических лиц с государственным участием проводить совместные исследования с уполномоченным органом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью в рамках проведения анализа и мониторинга криминогенной ситуации с целью выявления и пресечения коррупционных рисков в рамках компетенции;
– закрепления компетенции уполномоченного органа по утверждению Планов антикоррупционных мероприятий государственных органов с описанием наиболее рисковых процессов, рекомендаций по их устранению и сроков;
– введения дисциплинарной ответственности для ответственных лиц за невыполнение/ненадлежащее выполнение Плана антикоррупционных мероприятий.
Четвертое. Повышение прозрачности доходов/расходов государственных служащих в последние годы является одной из наиболее популярных мер в борьбе с коррупцией. В соответствии с Федеральным Конституционным Законом Российской Федерации "О внесении изменений в статью 10 Федерального Конституционного Закона "О Правительстве Российской Федерации" от 3 декабря 2012 года с 1 января текущего года члены Правительства/супруги/несовершеннолетние дети обязаны декларировать расходы на приобретение объектов недвижимости, автотранспортных средств, ценных бумаг. Подобная мера должна быть реализована в Республике Казахстан с учетом имеющегося положительного опыта, с большим охватом, дополнительно предусмотреть ответственность за несоответствие расходов совокупному семейному доходу. Для полноценной реализации данной инициативы необходимо законодательно ввести понятие "незаконного обогащения", предусмотренное факультативным положением Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Республикой Казахстан.
Одним из основных способов легализации незаконных доходов является инвестирование средств в объекты недвижимости, в связи с этим крайне важно исключить из Закона "О борьбе с коррупцией" ограничение на меры финансового контроля в отношении жилищ и строительных материалов для постройки жилищ.
В этой связи требуется внесение соответствующих изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан: "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)", "Кодекс об административных правонарушениях", "Уголовный кодекс", в Законы "О борьбе с коррупцией", "О государственной службе":
– введение обязательной проверки декларирования расходов госслужащих и проверки деклараций о доходах/расходах с установлением дисциплинарной ответственности;
– введение обязательного декларирования расходов госслужащих, а также лиц, занимающих должности с высоким риском совершения коррупционных правонарушений. Закрепить перечень лиц, обязанных сдавать декларации (супруга/супруг, родители, дети, полнородные/неполнородные братья/сестры, родители супруги/супруга, полнородные/неполнородные братья/сестры супруги/супруга);
– ввести обязательность опубликования деклараций государственных служащих, занимающих руководящие должности, а также членов их семей (супруга/супруг, родители, дети, полнородные/неполнородные братья/сестры, родители супруги/ супруга, полнородные/неполнородные братья/сестры супруги/супруга);
– введение запрета на наличие активов за рубежом для государственных служащих, занимающих руководящие должности, а также членов их семей (супруга/супруг, родители, дети, полнородные/неполнородные братья/сестры, родители супруги/ супруга, полнородные/неполнородные братья/сестры супруги/супруга);
– введение понятия "незаконного обогащения" и соответствующую ему административную либо дисциплинарную ответственность при превышении расходов над совокупным семейным доходом за последние 3 года;
– устранить ограничение на применение мер финансового контроля на правоотношения, связанные с приобретением в собственность жилищ и покупки стройматериалов для постройки жилищ. Распространить финансовый контроль на ввод в эксплуатацию объектов строительства, оценочная стоимость которых превышает установленные пределы.
Пятое. Эффективная система наказания за коррупционные правонарушения является одной из действенных мер предупреждения. Действующая система нуждается в совершенствовании как в общем, так и в части коррупционных правонарушений. В связи с этим, действенной мерой наказания может выступать широкое применение по коррупционным правонарушениям общественных работ, выполняемых по месту совершения правонарушения. Так, выполнение работ в помещении или на территории государственного органа, сотрудником которого он являлся, будет способствовать скорейшему перевоспитанию, а также являться наглядным предостережением для всего штата государственных служащих.
Шестое. В целях ужесточения борьбы с коррупцией предлагается усилить ответственность за коррупционные преступления, предусмотренные статьями 311, 312, 313 Уголовного Кодекса путем установления кратности штрафа.
При этом основной новеллой, является установление системы штрафов исчисляемых из кратности суммы взятки для взяткополучателей.
В случае злостного уклонения осужденного от выплаты штрафа суд по представлению судебного исполнителя заменяет на лишение свободы в пределах санкции Уголовного кодекса.
При этом установление уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст.ст.311-313 Уголовного кодекса в зависимости от суммы взятки позволит:
– во-первых, усилить уголовную ответственность (кратность стоимости взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с конфискацией имущества либо лишение свободы с указанными дополнительными наказаниями) с исключением альтернативы наказания в виде штрафа, ограничения свободы.
– во-вторых, за указанные преступления условное осуждение применяться не будет (п.8 ст.63 Уголовного кодекса).
– в третьих, наказание будет справедливым, соразмерно полученной взятке, а не будет ставиться в зависимость от занимаемой должности. Сам факт получения взятки независимо от занимаемой должности подрывает авторитет и создает негативное отношение граждан к власти.
Например, по действующей редакции, государственный служащий, занимающий ответственную государственную должность при получении взятки в сумме 3 500 тенге и госслужащий, занимающий аналогичную должность, получивший взятку в размере до 750 000 тенге, могут получить одинаковое наказание от 5 до 10 лет лишения свободы.

------

Текст выступления первого заместителя начальника Департамента по раскрытию и предупреждению дел о коррупции Агентства Татубаева Т.М. на заседании Общественного совета по противодействию коррупции и теневой экономике при Агентстве

В своем выступлении я остановлюсь на результатах работы органов финансовой полиции по пресечению коррупции в налоговых органах.
Коррупция в налоговых органах всегда остается актуальным вопросом, поскольку напрямую связана с развитием предпринимательства – основы экономики нашей страны.
Еще в 2006 году Глава государства на заседании Совета Безопасности обозначил это направление одним из приоритетных для органов финансовой полиции.
В2012 году органами финансовой полиции выявлено свыше 90 коррупционных преступлений в налоговых органах.
Наиболее распространенным преступлением в налоговой сфере является взяточничество, которое приобрело в отдельных случаях систематический, порой даже организованный характер.
Более того, в большей степени они затрагивают отечественных предпринимателей.Это в первую очередь связано с контрольными функциями налоговиков. Согласно действующему законодательству, налоговые органы обладают полномочиями по проведению проверок, наложению ограничений и административных взысканий.
В качестве примера систематического получения взяток можно привести дело в отношении начальника Хромтауского района Актюбинской области Мырзагельды, которая на системной основе получала взятки от предпринимателей за непривлечение их к ответственности(дело в суде).
Как показала практика органов финансовой полиции, в отдельных случаях сумма взяток варьируется от нескольких тысяч до нескольких миллионов тенге.
К примеру, в октябре 2012 года задержаны начальник отдела аудита юридических лиц Налогового управления по Сарыаркинскому району г.АстаныКыздарбекова и главный специалист этого же налогового управления Карымсакова, которые намеревались получить взятку в сумме 5,2 млн.тенге от директора ТОО "Ирида-LTD" Журавлева за положительное решение вопроса при проведении налоговой проверки в данном ТОО(дело в суде).
По аналогичным основаниям получила взятку в сумме 25 тысяч долларов США или около 4 млн.тенгеглавный специалист налогового управления по Абайскому району Южно-Казахстанской области Сагындыкова(дело в суде).
Согласно ст. 609 Налогового кодекса налоговые органыимеют возможность приостанавливать операции по счетам юридических и физических лиц в случае неисполнения или несвоевременного исполнения налоговых обязательств.
Вместе с тем, работники налоговых органов используют данное преимущество для личного обогащения.
В частности, в прошлом году органами финансовой полиции возбуждено дело в отношении начальника отдела налогового управления по г.АтырауБижанова, который получил 70тыс.тенге за оказание услуг по снятию ареста со счетов и оформлению документов(дело в суде).
В целях исключения злоупотреблений со стороны налоговых органов, на наш взгляд, назрела необходимость в пересмотре процедуры наложения ограничений на счета налогоплательщиков. Возможно по аналогии с налоговыми проверками, которые проводятся в зависимости от степени риска.
В текущем году органами финансовой полиции также проведена работа по пресечению поборов с предпринимателей со стороны сотрудников налоговых органов.
Отличительной чертой совершаемых коррупционных преступлений в текущем году является то, что коррупция в налоговых органах уже обрела организованный характер, когда подчиненные совершают коррупцию при покровительстве руководителей.
Так, в марте т.г. возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника Налогового управления Казалинского района Кызылординской области Сатбаева А. и его подчиненного – главного специалиста этого же управления Аймагамбет К., которые получили взятки в общей сумме 90 000 тенге от индивидуальных предпринимателей(ведется следствие).
Месяцем ранее Департаментом по Кызылординской области возбуждалось дело уже на начальника этого налогового управления Якия, который дал указание своему заму – ныне задержанному Сатбаеву А., получить от главного бухгалтера филиала ТОО "Камкор-вагон" Бисен А. 50 000 тенге для проведения капитального ремонта своего служебного кабинета(ведется следствие).
Вышеуказанные примеры свидетельствуют, что коррупция в налоговых органах до сих пор имеет место быть.
Учитывая, что борьбу с коррупцией должны вести все руководители госорганов, руководству Налогового комитета рекомендуем принять соответствующие меры по ее минимизации.
Благодарю за внимание.

------

В прошлом году по самостоятельно выявленным налоговыми органами фактам возбуждено 7 коррупционных уголовных дел
АСТАНА. 15 марта. КАЗИНФОРМ

За 2012 год по самостоятельно выявленным налоговыми органами фактам правоохранительными органами возбуждено 7 коррупционных уголовных дел.
Об этом сегодня сообщил председатель Налогового комитета Министерства финансов РК Ануар Джумадильдаев на заседании общественного совета по противодействию коррупции и теневой экономике при Агентстве РК по борьбе с экономической и коррупционной преступности.
Как уточнил А Джумадильдаев, эти факты были выявлены по городу Астана, Южно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областям. Кроме того, по его словам, совместно с органами финансовой полиции проводится работа по выявлению случаев взяткодательства со стороны налогоплательщиков. В 2009-2012 годах выявлено 22 таких факта.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Директора завода "Силициум Казахстан" Александра Сутягинского осудили за организацию убийства компаньона 29.03.2013
В Атырауской области похищено более 1 млн тенге, выделенных на профилактику терроризма 29.03.2013
О заседании Координационного совета правоохранительных органов города Астаны 29.03.2013
В Мангистауской области начался судебный процесс над начальником Бейнеуского РОВД, обвиняемого в убийстве коллеги 29.03.2013
Прокуратурой СКО проведена проверка по обращению главы крестьянского хозяйства на незаконные действия исполнительных органов 29.03.2013
По протесту прокуратуры области предотвращена потеря госбюджетных средств 29.03.2013
Информация о деятельности органов внутренних дел 28.03.2013
Прокурорская проверка: при строительстве спортивных объектов в Атырау похищено 68 миллионов тенге 28.03.2013
Клей – оружие джихада 28.03.2013
Директор стройкомпании осужден за мошенничество при строительстве по бюджетной программе в Атбасаре 28.03.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz