NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Среда 17.07.2019 03:40 ast
00:40 msk

Сказки "ВИКТОРианской" эпохи
Об истории нового терминала алматинского аэропорта и о роли в ней бывшего акима Храпунова
26.03.2013 / криминал и коррупция

Самат Бердыбаев, "Central Asia Monitor", 21 марта

Вспомним конец 1990-х. Именно тогда неожиданно полыхнувшее и пожравшее здание алматинского аэропорта пламя положило начало еще одной истории, связанной с бывшим градоначальником южной столицы Виктором Храпуновым.
Итак, 9 апреля 1999 года жители города вдруг обнаружили, что знакомый им с детства аэропорт подвергается перерегистрации и вместо привычного названия ОАО "Аэропорт Алматы" теперь именуется ОАО "Международный аэропорт Алматы", которое, кстати, несмотря на громкое имя, имело лишь одного-единственного акционера – ЗАО "Алматы Аэропорт Перевозки". Как позже выяснилось, все эти движения были сделаны не просто так.
А спустя три месяца переименованный объект охватил пожар. Виновницей возгорания назвали фритюрницу, в которой якобы вспыхнуло масло. Доверчивым слушателям Виктор Вячеславович поведал о том, что для него причины пожара остаются загадкой: мол, не было его тогда в городе, а то, что он увидел по приезде, шокировало. "Официальная версия Агентства по чрезвычайным ситуациям, которым руководил Шалбай Кулмаханов, была такова: в процессе приготовления пищи фритюрница вспыхнула, масло, которое было в ней, разлилось и начало гореть, загорелся паркет, а разлившееся горящее масло распространялось дальше. Из-за фритюрницы сгорел терминал площадью почти в 9 тысяч квадратных метров. Пожарные даже не успели что-либо спасти", – рассказывал Храпунов.
Однако логичнее было бы предположить иные причины пожара, уничтожившего две трети площади здания, которое, кстати, не было ни деревянным, ни отделанным легковоспламеняющимися материалами. Примечательным во всей этой истории было и то, что более 40 минут никого из спасателей не допускали на стоянку аэропорта, якобы из-за отсутствия разрешения акимата. А ведь градоначальником в то время как раз был Виктор Храпунов.
Между тем история с алматинским аэропортом крайне запутана. 14 декабря 2000-го, через полтора года после пожара, аким Храпунов бросил первую лопату бетона под фундамент нового здания, пообещав, что этот стратегический объект будет сдан через год, ко Дню независимости Казахстана, то есть 16 декабря 2001-го. Однако это обещание так и осталось обещанием, впрочем, как и три последующих. Наконец, после громкого скандала, сопровождавшегося обвинениями со стороны Храпунова в адрес строительных подрядчиков по поводу срывов графика, новый терминал аэропорта был сдан. Но обслуживал он только одну линию авиакомпании "Эйр ­Астана", курсировавшую по направлению "Алматы – Астана". Пассажиры же остальных рейсов продолжали ютиться в маленькой пристройке.
Наряду с этим явным очковтирательством Храпунова на свет всплывает еще одна правда, касающаяся того, о чем упоминалось выше. 12 ноября 2001-го решением ЗАО "Алматы Аэропорт Перевозки" ОАО "Международный аэропорт Алматы" вновь было реорганизовано. А выведенная из его состава аэропортовская хозяйственная деятельность, которая осуществлялась 68 процентами активов ОАО, отдана на откуп новой компании – ОАО "Международный аэропорт". Впрочем, несмотря на полученные активы, последняя из-за отсутствия лицензий не имела права управлять объектом. В итоге имевший лицензию, но утративший свои активы "Международный аэропорт Алматы" во избежание полной остановки деятельности вынужден был арендовать у ОАО "Международный аэропорт" все основные средства, в том числе и недвижимость. Длилась эта неразбериха еще без малого три года, и только после очередного вмешательства главы государства Храпунов решил в одночасье смотать запутанный ком нитей в один клубок. В результате "Международный аэропорт Алматы" и "Международный аэропорт" были объединены в одну компанию, которая стала называться "Международный аэропорт Алматы".
Во всей этой эпопее с переименованиями, в общем-то логично вливающейся в общую аферу Храпунова с аэропортом Алматы, ясно одно: бывший чиновник уже в 1999 году имел дальний прицел и, подвергая аэропорт различным реорганизациям, пытался банально "навариться". А иначе зачем нужно было создавать целых два неработающих акционерных общества, да еще и отдавать им большую часть активов? На всю эту мышиную возню из бюджета уходили деньги, и, по всей видимости, немалые. Проблема только в том, что они так и не достигали конечного пункта. Ибо если бы все обстояло иначе, то нужды во всех этих переорганизациях не было бы. И потом, никто ведь не отменял золотого правила аферистов о ловле в мутной водице. А Виктор Вячеславович тот еще любитель-рыболов. По крайней мере, все его ныне известные, но когда-то покрытые тайной деяния демонстрируют, что чем больше путаницы, тем ловчее чиновник уводил государственные деньги в свой карман.
Впрочем, как выяснилось позже, г-н Храпунов с новым терминалом наворотил дел и похлеще. Уже после того, как он был переведен из кресла акима Алматы на должность главы Восточно-Казахстанской области, стало известно, что новое здание обошлось городу и софинансировавшему стройку "Казкоммерцбанку" не в 24 миллиона, как предполагалось проектом, а более чем вдвое дороже – в 52 миллиона долларов. При этом акимат города задолжал генеральному подрядчику – фирме "Имсталькон" – более 330 миллионов тенге, но за неимением средств в бюджете рассчитался с ним площадями нового здания аэропорта – 2481 кв.м. Здесь, кстати, настораживает один небольшой, но немаловажный момент. Открытие нового терминала аэропорта, построенного взамен сгоревшего, состоялось в 2004-м, тогда как право на распоряжение площадями "Имсталькон" согласно документам получил еще в 2003-м, а буквально сразу же после запуска терминала в эксплуатацию передал это право некоему ТОО "Казан Ко", учредителем которого оказался брат заместителя начальника одного из управлений алматинского горакимата Тлека Карымсакова – Аблай Карымсаков, по совместительству директорствовавший в доме отдыха все того же акимата. При этом г-н Карымсаков был еще и наемным работником в небезызвестной компании Phoenix, принадлежавшей близким родственникам г-на Храпунова – его супруге Лейле Храпуновой (Бекетовой) и их детям – сыну Ильясу Храпунову и дочери Лейлы от первого брака Эльвире Храпуновой-Бельмадани. Чуть позже ТОО Phoenix VL приобрело полное право на управление площадями терминала. Дальше – больше. Стратегический, имеющий государственное значение объект с легкой руки г-на Храпунова фактически становится частным, ибо после нашей знаменитой семейки аферистов воздушная гавань южной столицы переходила из рук в руки, чтобы теперь оказаться у голландской компании Venus Airport Investments B.V.
Сегодня Виктор Храпунов грозится раскрыть нечто важное, якобы подтверждающее коррупционность и продажность властей Казахстана. Однако до сих пор, хотя за последние два года он буквально подсел на "информационную иглу" своего свата Мухтара Аблязова, выступая в подконтрольных ему СМИ, Виктор Храпунов продолжает лишь выливать поток ничем не подкрепленных "откровений". Более того, опасаясь вполне обоснованного интереса со стороны швейцарских органов, бывший казах­стан­ский чиновник умалчивает о многом, в том числе и о своем участии в истории с аэропортом.
"Городской бюджет лишится 400 млн долларов. Цифру назвал в новом интервью телеканалу "К-плюс" бывший аким южной столицы Виктор Храпунов", – кричат подконтрольные Аблязову СМИ, которым Виктор Вячеславович, не моргнув глазом, поведал душещипательную историю о том, как он, бессловесный чиновник, якобы под президентским давлением вынужден был построить такой замечательный терминал, не имеющий аналогов в Центральной Азии.
Однако еще в 2006-м тот же г-н Храпунов подавал эту историю в несколько ином свете. "В очередной свой приезд Нурсултан Абишевич в резкой форме спросил тогдашнего министра транспорта Серика Буркитбаева: как долго мы еще будем наблюдать все это безобразие, почему никто этим не занимается? Министр что-то там начал отвечать, и вдруг президент оборачивается ко мне и спрашивает: "Если отдадим в коммунальную собственность, построишь терминал?". На что я сказал, что, если дадут поручение – построим", – рассказывал тогда Храпунов.
Информацией о своей причастности к делу Храпунов тогда тоже довольно охотно делился. Правда, суммы, о которых шла речь, озвучивались совсем иные. "Мы объявили тендер. На него свои заявки с предложениями подали 12 компаний. Самым лучшим оказалось предложение консорциума компаний EKO Con­struc­tion и Business fi­nance Ltd. …Во-первых, они предложили нам более низкую стоимость строительства терминала. Во-вторых, была предложена более низкая ставка кредитования – 3,5%. Это было очень выгодное предложение", – отмечал Храпунов, подчеркивая, что в итоге выбранные им компании, увы, не выполнили своих условий договора, но тем не менее за проведенные проектные работы им выплачено 150 тысяч долларов. А дальше дело застопорилось. Новый инвестор в лице компании Odell International тоже отказался от сотрудничества с акиматом. И вопрос строительства аэропорта повис в воздухе. До тех пор, пока не был заключен договор с инвестиционной компанией Dela­more. "Первый транш был проведен на сумму 4 миллиона 150 тысяч долларов. Второй – на сумму 6 миллионов 760 тысяч долларов. Третий – на 1 миллион 29 тысяч 504 доллара. Двухлетний интерес банка составил 3 миллиона 60 тысяч 496 долларов, что в процентном соотношении составляет 10% в год. Мы должны были завершить строительство терминала к 16 декабря 2003 года, и мы выполнили эти обязательства! Поэтому я утверждаю, что те 10 миллионов, которые мы перечисляли на счет компании Airtrans UK Ltd в Лондоне, мы возвратили сполна", – отмечал Виктор Храпунов.
Впрочем, уже тогда чиновник, мягко говоря, лукавил, запутывая проходящие суммы и сроки сдачи нового терминала алматинского аэропорта и при этом ни словом не заикнувшись ни о выплатах подрядчику "Им­сталь­кон", ни о деятельности компании Phoenix и ТОО "Казан Со". Кстати, в еще более раннем интервью от 30 декабря 2004-го газете "Время", он, пытаясь обелить себя любимого, выдает всех и вся с головой. Так, на вопрос о двойных выплатах компании "Имсталькон", продавшей площади терминала ТОО "Казан Со", Храпунов отвечает: "Ну и что? По-вашему, здесь какие-то моменты есть? …В принципе, "Имсталькон" может продать эти площади кому захочет. И ничего незаконного тут нет. Можно поднять все документы, но такого быть не может. Там все правильно. Все здесь тысячу раз проверено-перепроверено по деньгам. Муха не пролетит…".
Муха, может быть, и не пролетит, да вот только ложь остается ложью, в какие бы цвета ее ни красили. Ибо спустя два-три года при проверке Минфином взаиморасчетов АО АМФ "Имсталькон-1″ и "Предприятия капитального строительства аппарата акима города Алматы" (ГКП ПКС), в чьем ведении находился терминал, сразу же всплыла на поверхность правда. Выяснилось, что бюджетные деньги перечислялись "Имсталькону" в счет погашения несуществующей кредиторской задолженности, да еще и в виде авансовых выплат в размере от 30 до 50%. И все это при отсутствии договора генерального подряда. Что же касается вопросов относительно участия в данной истории компании Phoenix, где засветились столь близкие экс-акиму лица, то г-н Храпунов тогда тоже занял весьма странную позицию: мол, я не я и компания не моя. И опять "пролетел", поскольку доподлинно известно, что еще в апреле 2004-го руководителем ТОО Phoe­nix Kh company значилась первая леди Алматы – Лейла Храпунова, а в мае того же года состав учредителей, помимо упомянутых выше лиц пополнил второй сын Виктора Вячеславовича – Даниель Викторович. Правда, спустя год компания была переименована в Swiss Kazakh Phoenix Holding, но ее официальным руководителем по-прежнему оставалась Лейла Храпунова.
Так что все озвученные Виктором Вячеславовичем истории и якобы неопровержимые "факты" весьма легко разбиваются, причем им же самим. Для этого достаточно сравнить высказывания чиновника в разные годы. И сразу становится ясно, что все его обличительные заявления не более чем очередная ложь во спасение собственной шкуры, а точнее нажитого "непосильным трудом" имущества.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Директора завода "Силициум Казахстан" Александра Сутягинского осудили за организацию убийства компаньона 29.03.2013
В Атырауской области похищено более 1 млн тенге, выделенных на профилактику терроризма 29.03.2013
О заседании Координационного совета правоохранительных органов города Астаны 29.03.2013
В Мангистауской области начался судебный процесс над начальником Бейнеуского РОВД, обвиняемого в убийстве коллеги 29.03.2013
Прокуратурой СКО проведена проверка по обращению главы крестьянского хозяйства на незаконные действия исполнительных органов 29.03.2013
По протесту прокуратуры области предотвращена потеря госбюджетных средств 29.03.2013
Информация о деятельности органов внутренних дел 28.03.2013
Прокурорская проверка: при строительстве спортивных объектов в Атырау похищено 68 миллионов тенге 28.03.2013
Клей – оружие джихада 28.03.2013
Директор стройкомпании осужден за мошенничество при строительстве по бюджетной программе в Атбасаре 28.03.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
17.07.19 Среда
79. САПОРОВ Болат
67. АМАНБАЕВ Кулхайыр
64. ОРАЗАЛИНОВ Илюбай
62. САРСЕНБАЕВ Булат
57. ГОРВАТ Андрей
54. ЖАНАХМЕТОВ Нуркен
54. ТОГИЗБАЕВ Галымжан
52. УТЕКОВА Жанар
51. ЖАКЫПОВА Фатима
50. КАРАУЛОВА Асель
48. ДЮСЕНОВ Арсений
46. ГОЛОБУРДА Дмитрий
43. ИРИШЕВ Алмаз
43. ДЖАУХАНОВ Марат
43. КАУГАБАЕВА Рысгуль
...>>>
18.07.19 Четверг
88. ГОССЕН Эрвин
86. КАДЫРБАЕВ Владимир
73. САУДАБАЕВ Канат
72. КОСУНОВ Туребек
69. КАДЫРЖАНОВ Рустем
69. ХАСЕНОВ Аскар
64. ДЖАРБУЛОВ Алихан
60. ДЮСЕНБАЕВ Нурлан
59. ДАУТАЛИЕВ Марат
59. МУКАТОВ Кариполла
57. ДЖАМАНБЕКОВ Алмаз
54. ЖАКСЫБЕКОВ Ануар
54. УТЕГАЛИЕВ Бакытжан
52. БЕКЖАНОВ Берик
51. БЕКЖАНОВ Даурен
...>>>
19.07.19 Пятница
82. ЖАНГУРАЗОВ Ибрагим
81. КАЛИЕВ Гани
76. ДЖАМБУРШИН Алим
74. НЕХОРОШЕВ Владимир
72. ЧЕНЦОВ Анатолий
69. МУКАНОВ Сериккали
66. ПОЛТОРАБАТЬКО Людмила
65. КУЛМУРЗИН Кадырбай
65. СЕМБИН Дулат
63. ГАБДУЛЛИН Айболат
61. ИМАНБАЕВ Талапкер
60. САПАРОВ Окас
59. ДОСКЕН Галым
57. БУРКИТБАЕВ Жамбул
57. РУБЕЦ Олег
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz