NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 14:55 ast
12:55 msk

Коррупционная преступность в сфере государственных закупок
С 2008 по 2012 годы финансовая полиция выявила почти 1800 коррупционных преступлений в сфере государственных закупок, которыми государству причинен ущерб на сумму свыше7 млрд.тенге. Количество таких преступлений растет из года в год
03.04.2013 / криминал и коррупция

Пресс-служба АБЭКП, 2 апреля

Система государственных закупок в Республике Казахстан остается одной из самых уязвимых для коррупционных проявлений. Это подтверждает следственная практика органов финансовой полиции.
С 2008 по 2012 годы финансовая полиция выявила почти 1800 коррупционных преступлений в сфере государственных закупок, которыми государству причинен ущерб на сумму свыше7 млрд.тенге. Количество таких преступлений растет из года в год.
288 или 78% всех коррупционных преступлений, выявленных в сфере государственных закупок в 2012 году (371), совершены служащими акиматов и их структурных подразделений, в том числе 26 – акимами и их заместителями.
Например, осужден к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества первый заместитель акима Мангистауской области Айткулов А., который в период 2008-2011 годов оказывал незаконное покровительство своим знакомым – руководителям ТОО "Озенкурылыс" и ТОО "Адил и К" братьям Садыковым, обеспечивая заключение ими договоров государственных закупок строительства социальных объектов на территории области.
Кроме того, за свои услуги Айткулов получил взятки в виде строительства коттеджного дома в г.Актау стоимостью 64,3 млн.тенге и включения в состав учредителей ТОО "ЖанаозенЖибекЖолы" его дочери, доля которой составила 15%, что эквивалентно почти 50 млн.тенге.
Мониторинг коррупционных преступлений в сфере государственных закупок показывает, что наиболее коррумпированными являются сферы строительства (133 коррупционных преступлений в 2012 году) и жилищно-коммунального хозяйства (46).
Так, осужден к 2 годам лишения свободы начальник Отдела строительства г.Павлодар Сулейменов Н., который в 2011 году получил взятку в сумме 650 тыс.тенге от директора ТОО "Эгида строй Company" в размере 10% от суммы заключенного договора по государственным закупкам строительства скотомогильника в с.Ленинский.
Приговором суда начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства г.Жанаозен Джумаев Р. признан виновным в хищении бюджетных средств в сумме 118 млн.тенге, выделенных на государственные закупки на приобретение здания площадью 3150 кв.м. и осужден к 6 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
Не прекращаются факты вымогательства с предпринимателей так называемых "откатов" за победу в конкурсах по государственным закупкам.
В результате длительной разработки пресечена преступная деятельность начальника отдела социальных программ и занятости населения акимата г.Екибастуз Аристанова С. и заведующей сектором данного учреждения Мустафиной С., которые систематически вымогали взятки с руководителей коммерческих структур в размере 10% от суммы закупа товаров и услуг по проводимым государственным закупкам. Аристанов и Мустафина осуждены к 6 и 5годам лишения свободы соответственно.
Осужден к 4 годам ограничения свободы председатель комиссии по организации и проведению конкурса государственных закупок Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодарской области Абылгазин П., который путем вымогательства получил от директора ТОО "Союз-САП Павлодар" взятку в размере 10%-ного "отката" – 150 тыс.тенге за положительное решение вопроса по заключению договора государственных закупок.
Хищения и злоупотребления должностными полномочиями при проведении закупок по государственным программам ставят под угрозу их эффективную реализацию.
Привлечен к уголовной ответственности начальник Отдела строительства, архитектуры и градостроительства Осакаровского района Тихомбаев К., который в 2007-2008 годах в рамках реализации отраслевой программы "Питьевая вода" подписал фиктивный акт выполненных работ по реконструкции водопроводных сетей в п.Осакаровка. При этом, объем невыполненных работ составил 28,4 млн.тенге.
Осужден к 7 годам лишения свободы с конфискацией имущества начальник Отдела предпринимательства г.Караганды Жазыбаев Г., который в группе лиц со своим племянником Жазыбаевым С. за помощь в получении финансирования производства экскаваторов по программе "Дорожная карта 2020" в течение более полугода получил от директора ТОО взятку на общую сумму 1 млн. 440 тыс.тенге.
К 3 годам лишения свободы осужден начальник Отдела архитектуры, градостроительства и строительства Курчумского района Восточно-Казахстанской области Молдаханов Е., подписавший фиктивный акт выполненных работ по реконструкции водопроводных сетей и сооружений в с.Куйган в рамках государственной программы "Таза су", при фактически невыполненных работах на сумму44,8 млн.тенге.
Одной из причин высокого уровня коррупционной преступности в системе государственных закупок является коррумпированность должностных лиц государственных органов, осуществляющих контроль зазаконностью проведения конкурсов.
Например, к3 годам лишения свободы с конфискацией имущества осужден Кенжеев Е., который, работая главным специалистом инспекции финансового контроля Южно-Казахстанской области, получил от юриста отдела образования Сайрамского района взятку в сумме 8 тыс. долларов США за положительное решение по материалу проверки законности проведенных конкурсов государственных закупок учреждения.
Осуждена к 3 годам лишения свободы условно главный контролер-ревизор Инспекции финансового контроля по Северо-Казахстанской области Ташева К., получившая взятку в сумме 100 тыс.тенге за положительное решение по проверке целевого использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт школы в рамках государственной программы "Дорожная карта".
За совершение аналогичного преступления осужден к 7 годам лишения свободы главный контролер-ревизор Инспекции финансового контроля по Алматинской области Жанатов А. Он получил взятку в сумме 8 тыс. долларов США.
Оперативно-следственная практика органов финансовой полиции, показывает, что только уголовно-правовыми методами невозможно противостоять коррупционной преступности в сфере государственных закупок.
За последние 5 лет за совершение преступлений данной категории осуждено более 320 должностных лиц, среди которых бывший министр охраны окружающей среды и его заместители, заместитель министра по чрезвычайным ситуациям, бывшее руководство Агентства по статистике, Министерства транспорта и коммуникаций, Комитета по водным ресурсам МСХ и т.д.
Необходим комплексный подход, направленный на профилактику и предотвращение таких преступлений.
Агентство финансовой полиции переориентировало свою деятельность от повального возбуждения уголовных дел в сторону профилактики и пресечения коррупционных преступлений в сфере государственных закупок на ранних стадиях.
В настоящее время в Агентстве в целях предупреждения фактов хищения государственных средств создан Ситуационный центр, который позволяет, не покидая рабочего места, аналитическим путем на ранних стадиях выявлять преступления и предупреждать их совершение.
К примеру, в ходе простого анализа плана государственных закупок Министерства транспорта и коммуникаций РК было установлено, что в бюджете заложено 784 млн.тенге на капитальный ремонт участка автодороги Жизак–Сарыагаш в Южно-Казахстанской области, протяженностью 7,5 километра.
Таким образом, за ремонт одного километра этой дороги заложено 104,5 млн.тенге, когда в 2012 году капитальный ремонт другого участка этой же дороги обошелся государству в 57,4 млн.тенге за один километр, что в 2 раза дешевле.
После того, как в Министерстве транспорта и коммуникаций причину столь резкого удорожания работ не смогли объяснить, конкурс был отменен.
Также после нашего вмешательства Министерством по чрезвычайным ситуациям в 2 раза снижена закупочная цена на дизельные генераторы. В бюджете сохранено 3,2 млн.тенге.
В результате профилактической работы финансовой полиции с начала этого года было сэкономлено свыше 900 млн.тенге, которые госорганы собирались потратить, завышая цены по государственным закупкам.
Кроме того, Агентством финансовой полиции во исполнение поручения Главы государства по усилению борьбы с коррупцией путем совершенствования законодательства разрабатывается законопроект, направленный на совершенствование системы предупреждения, профилактики, пресечения и наказания за коррупционные правонарушения.
Особое место в нем занимают меры по противодействию коррупционным проявлениям в сфере государственных закупок, они предполагают кардинальное изменение механизма проведения конкурсов.
По данным портала госзакупок, в 2012 году было зарегистрировано почти 13 тысяч самостоятельных организаторов процедур закупок. Это значительно усложняет контроль за расходованием бюджетных средств и предупреждение коррупционных проявлений.
В этой связи, Агентством финансовой полиции было внесено предложение о наделении отдельного государственного органа функциями по организации и проведению всех конкурсов по государственным закупкам.
Это предложение поддержано и уже реализуется в рамках разработанного Министерством финансов законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон "О государственных закупках".
Данная мера позволит усилить контроль, повысить качество и оперативность проведения закупок.
Однако само по себе создание единого организатора госзакупок не решит всех существующих проблем.
Необходимо принятие комплекса дополнительных мер.
В частности, для обеспечения прозрачности предлагаем внедрение двух видов электронных реестров: реестр лиц, аффилиированных с должностными лицами единого организатора, и реестр конечных бенефициаров участников госзакупок.
Это позволит автоматически исключать любую аффилиированность при участии в закупках и последующей реализации договора. Каждая отклоненная попытка участия в конкурсе аффилиированных лиц в виде электронного отчета будет направляться в финансовую полицию для проведения профилактической работы с нарушителями.
Предлагается также обязать победителей госзакупок публиковать развернутые отчеты о движении освоенных бюджетных средств вплоть до каждого контрагента и субподрядчика.
Правоохранительные и контролирующие органы должны знать, на что расходуется каждый бюджетный тенге.
А предприниматели, работающие с бюджетными деньгами, должны быть готовы соблюдать режим абсолютной прозрачности.
Не секрет, что суммы т.н. "откатов" закладываются в бюджет еще на стадии его планирования.
В этой связи, предлагается внедрить "Единую базу цен на товары и услуги", что существенно затруднит завышение закупочных цен при планировании бюджетных расходов.
Необходимо наделить Счетный комитет и региональные ревизионные комиссии полномочиями по контролю за формированием бюджета (по опыту РФ, Турции, Великобритании).
При этом предлагается необоснованное планирование и завышение цен, а также согласование заведомо "раздутых" бюджетных расходов отнести к коррупционным административным правонарушениям.
Наряду с этим, законопроект содержит ряд поправок, предусматривающих кардинальное изменение механизма государственных закупок.
За госорганом-заказчиком предлагается сохранить только право на подготовку общей технической спецификации закупаемых товаров, работ и услуг, в соответствии с которой единый организатор будет присваивать ей категорию сложности.
Тем самым мы исключим т.н. "заточку" конкурсной документации под аффилиированных поставщиков и обеспечим конкурентную среду.
Наряду с этим, предлагается исключить проверку поставщиков на соответствие квалификационным требованиям при каждом конкурсе.
Для этого необходимо ввести реестр всех поставщиков, с ранжированием их по уровню квалификации.
К примеру, при объявлении конкурса на строительство объекта, всем компаниям, имеющим квалификацию, соответствующую сложности объекта, рассылается уведомление, и все они автоматически допускаются к участию в конкурсе. Победителем объявляется участник, предложивший наименьшую цену.
Для повышения категории квалификации поставщики могут привлекать субподрядчиков, либо объединяться в консорциумы.
Предлагаемый механизм облегчит предпринимателям доступ к госзакупкам, поскольку не нужно будет готовить конкурсную документацию на каждый конкурс, а также лишит организатора возможности отклонить заявку неугодного поставщика.
При наличии соответствующего уровня квалификации, участие в конкурсе будет сводиться лишь к подаче ценового предложения.
Также считаем целесообразным распространить действие Закона "О государственных закупках" с учетом вышеуказанных нововведений на национальные компании.
Сейчас их деятельность в сфере закупок регулируется Правилами закупок товаров, работ и услуг АО "ФНБ "Самрук-Казына", которые имеют схожие с Правилами для госорганов недостатки и нормы, способствующие лоббированию интересов отдельных поставщиков.
На наш взгляд, возвращение национальных компаний под действие Закона "О государственных закупках" позволит усилить контроль за расходованием средств, аккумулируемых в нацкомпаниях.
К примеру, в 2012 году Комитетом финансового контроля Министерства финансов выявлены нарушения в сфере госзакупок государственных органов и учреждений на общую сумму 219 млрд.тенге, т.е. более 13% от общей суммы государственных закупок за год. Общий бюджет госзакупок составляет 1,6 трлн.тенге.
При этом, бюджет закупок Фонда составляет 3,5 трлн.тенге, которые не подпадают под меры государственного финансового контроля.
Следует отметить, что распространение действия Закона "О государственных закупках" на национальные компании является рекомендацией Организации экономического сотрудничества и развития, данной в ходе 2-го раунда мониторинга реализации Казахстаном Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией (рекомендация 3.5).
Кроме того, законопроект содержит ряд других норм, направленных на профилактику и пресечение коррупционных проявлений, которые также исходят из положений Конвенции ОНН против коррупции и рекомендаций ОЭСР.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О заседании Координационного совета по вопросам выявления преступлений, связанных с торговлей людьми 30.04.2013
В Атырау у финполиции есть вопросы к компании "Шлюмберже Лоджелко Инк" 30.04.2013
Возбуждены уголовные дела 30.04.2013
В Астане арестован замглавкома Силами Воздушной обороны 30.04.2013
Задержан подозреваемый в убийстве сотрудника районного налогового комитета Алматы 30.04.2013
О заседании коллегии Генеральной прокуратуры по вопросам сохранения и воспроизводства ценных пород рыб в Урало-Каспийском бассейне 29.04.2013
Информация о результатах тематического контроля использования средств, выделенных Министерству образования и науки РК 29.04.2013
Гендиректору ТОО "Богви" предъявлены обвинения в присвоении займов 29.04.2013
О проведении очередного заседании коллегии прокуратуры Астаны 29.04.2013
Состоялось очередное заседание Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью Жамбылской области 29.04.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz