Олег ТАРАН, "Казахстанская правда", 5 апреля
Военная прокуратура предлагает ряд мер, которые будут способствовать снижению коррупции в Вооруженных силах. На эту и другие актуальные темы мы беседуем с Главным военным прокурором, государственным советником юстиции 3-го класса Ергали МЕРЗАДИНОВЫМ: Вооруженные силы – это неотъемлемый атрибут любого государства. Здесь установлена особая правовая система, введены строгие стандарты поведения, в том числе требующие единоначалия, высокой требовательности и дисциплины. В аналогичных условиях действует военная прокуратура. Как известно, полномочия прокуратуры определены в статье 83 Конституции, в соответствии с которой она от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов. Прокурорский надзор распространяется на сферу оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. В порядке и пределах, установленных законом, прокуратура осуществляет и уголовное преследование. Те же функции в сфере обороны выполняет военная прокуратура. Специфика ее деятельности в том, что на военных прокуроров полностью распространяется действие военного законодательства и воинских уставов, а в числе субъектов прокурорского надзора определены Вооруженные силы республики, другие войска и воинские формирования. – Ергали Серикбаевич, какие направления работы сегодня определены в числе приоритетных? – Для нас, как и для других правоохранительных органов, приоритетом считается защита конституционных прав граждан. Все другие направления ориентированы на обеспечение мерами прокурорского надзора высокого уровня боеготовности и боеспособности Вооруженных сил. – Как видим, работы у военных прокуроров предостаточно, но наряду с этим они также активно занимаются и вопросами военно-патриотического воспитания граждан. Это общественная нагрузка или…? – Это наша основная задача, и мы учиняем жесткий спрос за организацию этой работы в регионах. Все принимаемые меры, вплоть до прокурорского вмешательства и реагирования на нарушения закона, направлены на обеспечение качественной вневойсковой подготовки и пополнение армии здоровыми, физически подготовленными, морально и психологически устойчивыми гражданами. – С вашей точки зрения, как профессионала, какие основные факторы негативно влияют на укрепление дисциплины и законности в войсках? – Прежде всего низкий уровень правосознания и правовой культуры. Для их искоренения мы совместно с руководством Вооруженных сил принимаем меры предупредительно-профилактического значения. В частности, развиваем систему правового воспитания, проводим регулярные встречи с воинскими коллективами. Организованно ведется консультационная работа юридических служб военных ведомств по правовым вопросам, функционируют постоянно действующие правовые рубрики в ведомственных печатных изданиях, в том числе "Прокурор разъясняет". По поручению Верховного Главнокомандующего укрепляется институт заместителей командиров по воспитательной и социально-правовой работе. – В обществе по-прежнему муссируются различные слухи о причинах чрезвычайных происшествий минувшего года в пограничном ведомстве. Какие же объективные причины стали их прямым следствием? – Да, к сожалению, прошедший год был для пограничного ведомства непростым – массовое убийство военнослужащих пограничного поста Арканкерген, злоупотребления командиров на пограничной заставе Терсайрык, что повлекло самовольное оставление ее расположения группой солдат срочной службы. Прямым следствием всех происшествий стал человеческий фактор: недобросовестное выполнение воинского и служебного долга. – А что по делу об Арканкергене?.. – Дело о массовом убийстве военнослужащих пограничного поста Арканкерген – это трагическая страница современной истории пограничного ведомства. Об этом сказано очень много, и добавить мне нечего. Судебное рассмотрение этого дела проходило в открытом режиме с участием средств массовой информации. – Какие выводы, исходя из обстоятельств этого дела, были сделаны военными ведомствами? – Для себя они извлекли самый важный урок, и на сегодня военные ведомства совместно с правоохранительными органами принимают кардинальные меры по усилению армейской дисциплины и повышению персональной ответственности командиров всех звеньев. – На какой стадии расследуется уголовное дело по факту крушения пограничного самолета АН-72? – Расследование этого дела будет проведено в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, и я надеюсь, что следствие ответит на все интересующие вопросы. – В ряде СМИ появилась информация о том, что существует некая связь между крушением самолета и самоубийством руководителя Пограничной академии Талгата Есетова, якобы имевшего отношение к ремонту АН-72. Так ли это? – Уголовное дело по факту самоубийства Талгата Есетова расследовано в полном объеме и прекращено за отсутствием состава преступления. Следствие не установило причастности кого-либо к этому конкретному случаю. При этом я ответственно заявляю, что Есетов не имел никакого отношения к ремонту самолета, потерпевшего крушение в Южно-Казахстанской области. – Расскажите, пожалуйста, о состоянии уголовных дел о коррупции, по которым проходят Абдразак Ильясов и Алмаз Асенов? – Следствие в отношении начальника Регионального управления Пограничной службы "Батыс" Ильясова и других военнослужащих, создавших преступную группу для вымогательства денег у иностранцев за беспрепятственное пересечение государственной границы, завершено производством. В настоящее время обвиняемые приступили к ознакомлению с материалами уголовного дела. Находится на стадии окончания расследования и уголовное дело по факту получения начальником главного управления вооружения Министерства обороны Асеновым взяток в особо крупном размере от представителей иностранной компании за лоббирование ее интересов при осуществлении закупок работ, связанных с модернизацией вооружения и военной техники. – Есть ли еще аналогичные дела? – Да, к сожалению, есть. К примеру, Комитетом национальной безопасности расследуются факты получения взяток в особо крупном размере (суммы исчисляются сотнями тысяч долларов США) должностными лицами Пограничной службы. Эти деньги они получали от представителей иностранных компаний за общее покровительство в сфере государственных закупок. По данному делу арестованы два должностных лица. За злоупотребления властью был осужден к лишению свободы бывший заместитель директора Пограничной службы Хасенов. Сегодня он предан суду и по другому делу – о хищении свыше 300 миллионов тенге при строительстве пограничных застав. – Размеры взяток и хищений поражают воображение. Каким же образом обеспечивается профилактика коррупции в войсках? – Коррупция в Вооруженных силах имеет латентный (скрытый) характер, и ее проявлениям, как правило, подвержена сфера государственных закупок. В целях искоренения ее причин и условий прокуратура совместно с военными ведомствами проводит большую профилактическую работу, в рамках которой определены зоны экономического риска, перечень должностей, подверженных коррупции. Постоянно отслеживаются вопросы, связанные с соблюдением мер финансового контроля, обеспечением сохранности военного имущества, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств. Контролируются ведомственные ревизионные службы. Широко используются и другие механизмы в борьбе с коррупцией, совершенствуются законодательные нормы. Не снижают темпов по выявлению и пресечению коррупции правоохранительные и специальные органы. За последние два года, несмотря на общее снижение преступности, выявляемость коррупционных преступлений в Вооруженных силах возросла на 40%. Эта тенденция сохраняется и в текущем году. – Что конкретно предлагается военной прокуратурой для минимизации уровня коррупции? – Освободить командиров от вопросов тылового обеспечения, возложив эти функции на специальный государственный орган. На наш взгляд, важно рассмотреть вопрос о замене системы государственных закупок на субсидирование отечественных товаропроизводителей, определяемых Правительством. Такой подход представляется целесообразным именно с финансово-экономической точки зрения, что исключит не только коррупциогенные факторы в вопросах материально-технического обеспечения военных ведомств, но и неоправданные бюджетные расходы. – Ергали Серикбаевич, в нынешнем году исполняется 50 лет со дня основания в системе Министерства внутренних дел органов предварительного следствия. Что можете пожелать своим коллегам? – За полувековую историю следственные органы Министерства внутренних дел доказали свою состоятельность и эффективность в борьбе с преступностью, надежно охраняя честь и достоинство граждан. За это время они накопили немалый опыт, знания, навыки и умения в нелегкой профессиональной деятельности, определили основные методы работы. Деятельность следственного аппарата профессиональна, а самоотверженный и кропотливый труд каждого следователя направлен на укрепление правопорядка. Желаю всем работникам и ветеранам следственных органов крепкого здоровья, благополучия, оптимизма, вдохновения в работе и новых свершений в профессиональной деятельности. |