Как известно, Уголовным кодексом предусмотрена ответственность лиц, осуществляющих деятельность по привлечению денежных средств с помощью пирамид, такие деяния обычно квалифицируется как мошенничество. Однако, как показал анализ существующей практики, в законодательстве имеются определенные пробелы, пользуясь которыми, нарушители продолжают свою противоправную деятельность. К примеру, международная финансовая пирамида "МММ: Мы Можем Многое!", отличается от других схем привлечения денег в виде займов от граждан. Особенностью такой пирамиды является то, что при входе пользователей на соответствующие сайты организаторы, как правило, предупреждают, что "МММ" является финансовой пирамидой. Понятно, что это делается для уклонения от возможной ответственности за мошенничество. Все мы знаем, что в итоге деятельности такой пирамиды, как правило, страдает большое количество людей. По оценкам экспертов в этой области в целом в мире число участников финансовой пирамиды в настоящее время составляет около 10-15 млн. человек. Только у нас в республике функционировало 8 офисов "МММ" (в г. Алматы, Атырауской, Карагандинской, Костанайской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях). С 2010 по 2013 годы правоохранительными органами возбуждено свыше 60 уголовных дел по фактам, связанным с незаконной деятельность финансовых пирамид. Общее количество потерпевших составляет около более 4 тыс. граждан, сумма причиненного ущерба которым превышает 707 млн. тенге. Неминуемый крах финансовых пирамид, как правило, влечет за собой возникновение социальной напряженности среди населения и обвинение государственных органов в бездействии, а также требование о возмещении убытков за счет бюджетных средств. В соответствии с поручением Главы государства Генеральной прокуратурой разработан проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия деятельности финансовых (инвестиционных) пирамид". Законопроект был внесен на рассмотрение Парламента 29 марта текущего года. В частности, проектом в Уголовный кодекс вводится статья, предусматривающая ответственность за создание, а также руководство деятельности финансовых пирамид. Предлагается под финансовой пирамидой понимать деятельность по извлечению дохода (имущественной выгоды) от привлечения денег или иного имущества либо права на него физических и (или) юридических лиц без использования привлеченных средств на предпринимательскую деятельность, обеспечивающую принятые обязательства, путем перераспределения данных активов и обогащения одних участников за счет взносов других. Отягчающим вину обстоятельством предлагается признавать деяния, совершенные организованной группой, группой лиц по предварительному сговору или с использованием служебного положения либо в крупном размере. За такие деяния предусматривается лишение свободы до семи лет и конфискация имущества. Более суровое наказание – до двенадцати лет лишения свободы предлагается определить за совершение этого преступления, организованной группой, лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения, с привлечением денег или иного имущества в особо крупном размере. Предусмотрены поощрительные меры, согласно которым лицо, добровольно сообщившее об участии в финансовой (инвестиционной) пирамиде, а также активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления. Данное положение не будет распространяться на лиц, создавших финансовую пирамиду. В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за рекламу деятельности финансовой пирамиды. Кроме того, внесены соответствующие поправки в законы "О средствах массовой информации" и "О рекламе", запрещающие рекламирование деятельности финансовой пирамиды. В целом предлагаемые меры позволят привлекать виновных к ответственности и таким образом, пресечь функционирование финансовых пирамид в нашей стране. Проект Закона рассмотрен во втором чтении в Мажилисе Парламента.
Н. Касымбеков, помощник Генерального Прокурора Управления по надзору в сфере нормотворческой деятельности Генеральной прокуратуры |