shko.prokuror.kz, 20 декабря
20.12.2013 года в прокуратуре Восточно-Казахстанской области состоялась расширенная коллегия по вопросу: "О состоянии законности в части охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов озера Зайсан и Бухтарминского водохранилища". На коллегию были приглашены руководящий состав акимата области, первый заместитель председателя ВКО ФОО партии "Нур Отан" Тусипбеков Т.Т., председатель Совета общественности Лопаткин В.Ф., руководители и ответственные сотрудники государственных органов в области охраны окружающей среды и природопользования, органов полиции, ветеринарии, представители общественных и научно-исследовательских организаций, а также средства массовой информации. Проверками прокуратуры установлено, что в целом состояние рыбных запасов озера Зайсан и Бухтарминского водохранилища вызывает серьезную обеспокоенность. Наблюдается снижение численности рыбных ресурсов, не проведения необходимой работы по зарыблению указанных водоемов. Требуют разрешения вопросы установления объемов общего допустимого улова рыбы, не способствующих в настоящих условиях сохранению и воспроизводству рыбных ресурсов, определения конкретных критериев, направленных на установление достоверных данных при проведении научно-исследовательских работ по определению рыбных запасов и размера допустимого улова. Существует ряд других проблем, препятствующих развитию рыбной отрасли Восточно-Казахстанской области. Серьезные упущения выявлены в работе РГУ "Зайсан-Иртышская межобластная бассейновая инспекция рыбного хозяйства" (ЗИМБИРХ), Управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО, природоохранной полиции. В ходе работы коллегии был представлен видеофильм о состоянии охраны и воспроизводства рыбных ресурсов озера Зайсан и Бухтарминского водохранилища. По данным науки численность промысловых рыб на оз.Зайсан, за последние годы значительно сократилась. К примеру, количества судака за 4 года снизилось с 14,2 до 7,5 млн. штук, лещ сократился на четверть и т.д. Меньше стало и плотвы на 34%, язя на 60% и окуня на 70%. Аналогичная ситуация и по Бухтарминскому водохранилищу. Увеличению численности рыб, наряду с браконьерством, препятствует и слабое зарыбление водоемов. Так, Зайсан-Иртышский бассейн ежегодно пополняется лишь карпом. Исключение было в 2012г., когда в озеро впервые выпустили сибирского осетра и стерлядь в рамках госпрограммы. Как известно судак является самым востребованным на рынке из-за высокого экспортного потенциала. Несмотря на ежегодный лов тысячами тонн, в целом по республике отсутствует технология получения молоди судака, т.е. искусственно не воспроизводится, а только путем естественного нереста. Чтобы обеспечить устойчивое увеличение его запасов необходимо искусственное воспроизводство. Действующие технологии получения молоди судака имеются в России, Чехии и Венгрии. Для ускорения процесса запуска воспроизводства, надо закупить эти технологии, с привлечением специалистов внедрить в практику и у нас, например, на базе "Бухтарминского НВХ". Только максимальное использование потенциала, единственного в области, нерестово-вырастного хозяйства и по возможности, увеличивая его воспроизводственную мощность, можно будет добиться положительных результатов в воспроизводстве ценных видов рыб. В целом анализ показал, что ненадлежащее выполнение госконтроля уполномоченными органами является одной из основных причин сложившейся ситуации. А так же некачественная работа науки по-своему отрицательно сказывается в положении дел. Речь идет об Алтайском филиале Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства. Можно добавить и несовершенство действующего законодательства. Проверка показала, что компетентные органы не справляются с поставленными перед ними государством задачами по оценке, охране и воспроизводстве рыбных ресурсов. По-прежнему в Зайсан-Иртышском бассейне действует системное браконьерство, коррумпированные преступные схемы ловли и вывоза рыбы. Ловят в круглогодичных запретных местах и в период нереста, повсеместно используются запрещенные китайские лесковые сети. Однако уполномоченными госораганами в лице рыбной инспекции, природоохранной полиции и оперативного отряда, у которых непосредственной задачей является охрана рыбных ресурсов, работа в данном направлении находиться на очень низком уровне. Так, например за 9 месяцев т.г. 1 сотрудником рыбной инспекции в среднем за месяц выявляется чуть более 1 правонарушения, сумма ущерба не достигает и 7 тыс. тенге, аналогичная ситуация и в природоохранной полиции на 1 сотрудника также приходиться выявление 1 нарушения, сумма ущерба не достигают и 2 тыс. тенге, а в случае с оперативным отрядом данные показатели и того меньше (0,2 правонарушения). В тоже время за 9 месяцев т.г только природоохранной прокуратурой проведено 4 рейдовые проверки на о.Зайсан и Бухтарминском водохранилище в ходе которых выявлено 6 фактов незаконной ловли рыбы, выпущено порядка 1370 кг. рыбы. Приблизительный предотвращенный ущерб составил 625 293 тенге. Результаты проверок показали, что на сегодня компетентные органы не в состоянии принимать действенные меры по искоренению браконьерства. Поскольку работа ведется в основном для статистических показателей и создания мнимого благополучия. Наряду с указанным недостатками, имеет место некачественная работа Алтайского филиала ТОО "КазНИИРХ". Данная организация должна осуществлять научно-исследовательскую и научно-производственную деятельность, чтобы обеспечить сохранение биологического разнообразия водоемов, и способствовать развитию рыбного хозяйства. Ежегодно подготавливать научное заключение на пользование рыбными ресурсами, определять допустимый объем лова рыбы, по-научному это называется биологическим обоснованием. Биологическое обоснование действительно важный документ, поскольку является основой для разработки Правительственного постановления по утверждению лимитов вылова рыб. Результаты проверки свидетельствуют о наличии существенных недостатках в проектах биологического обоснования. Определяемые же за последние годы объемы ОДУ не способствуют сохранению и воспроизводству рыб. К примеру, ОДУ (общий допустимый улов) на 2013г. для Зайсана наукой определен в объеме 6005 тонн в разрезе 10 видов рыб. Правительством лимит утвержден в таком же объеме, вплоть до кг. Аналогично за все последние годы. По данным самой науки численность судака в Зайсане в 2012г. в сравнении с 2010 годом уменьшилось на 5 млн. штук (с 14 до 9). При таких обстоятельствах логически нужно снижать объем добычи. Вместо этого на следующий год наукой (2013г.) рекомендовано ловить более 1 100 тонн судака (1 134), что на 191 тонну больше чем в предыдущем году. Помимо этого, объективность самого процесса проведения научного исследования, разработки биологических обоснований, выдачи рекомендаций по режиму и регулированию рыболовства вызывает сомнения. К примеру, как можно дать оценку всему водоему обследовав лишь его тысячную долю, или исследовав не более пару сотен рыб рекомендовать ее вылавливать несколькими миллионами и т.д. Немаловажно указать и на несовершенство действующего законодательства. Актуально отметить о необходимость внедрения в практику требования уполномоченными органами от физ. и юр. лиц справки о происхождении рыбы при получении ветеринарных документов. Этот простой метод практически поставит точку в теневом обороте рыбного бизнеса, пресечет браконьерство и сверхлимитный вылов со стороны природопользователей. Тогда каждое лицо для получения ветсправки будет вынужден представлять справку о том, где он приобрел рыбу. Прокуратурой предложено внести изменения в части возмещения вреда, причиненного незаконной ловлей. Данное обстоятельство мотивировано тем, что установленный ущерб во всех случаях ниже рыночной стоимости рыбы и ее продукции. Если 1 кг. судака на рынке порой доходит до 800 тенге, то ущерб за него составляет лишь 519 тенге и т.д. Вместе с тем, установлены существенные загрязнения р.Черный Иртыш, являющейся главной артерией Зайсан-Иртышского бассейна. Так, зарегистрированы превышения предельно допустимых концентраций по ряду тяжелых металлов до 5 раз. Периодически в воде фиксируется присутствие нефтепродуктов. За период с 2009 – по 2013г.г. наблюдается увеличение индекса загрязнения воды, что свидетельствует о нарастающем загрязнении данного водотока, что в конечном итоге отразится на состоянии флоры и фауны водоемов. Однако, не смотря на это, Департамент экологии по ВКО в данном вопросе просто бездействует. Кроме того, остро стоит вопрос в части развития иных отраслей в прибрежных селах. В Курчумском районе таких сел четыре: Аманат, Жолнускау, Аксуат и Шенгелды. В Тарбагатае два: Тугыл и Байтогас. Основным видом деятельности жителей данных сел является добыча, реализация рыбы. Природопользователи которые имеют разрешения на лов рыбы, единичны. Разрешенный объем лова также ограничен. Соответственно не все жители этих сел имеют возможность работать у этих природопользователей и они зачастую уходят в незаконный промысел. Со стороны Тарбагатая правом рыболовства наделен единственный ПК "Рыбаки Зайсана". Даже при наличии природопользователя, браконьерский лов продолжается. Иными видами хозяйства их жители не заинтересованы. В свою очередь лов рыбы никаких серьезных вложений не требует, прибылен и доступен. Однако местными исполнительными органами этих районов целевые программы по развитию иных отраслей деятельности, нежели рыболовства, не разработаны. Аналогичное характерно селам Тассай и Караоткел Кокпектинского района. |