Актуальность данного вопроса обусловлена выявлением фактов необоснованных выплат из государственного бюджета, завышением компенсаций при изъятии земельных участков для нужд государства, несвоевременностью принятия местными исполнительными органами мер по защите интересов государства. Набирающее обороты активное строительство транспортных развязок (Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги) порождает споры и проблемы не только в судебной практике. Как известно, прокуратурой области ранее были выявлены факты незаконного выделения земельных участков, которые были отведены под строительство автомобильной дороги "Западная Европа – Западный Китай". К примеру, постановлением акимата Панфиловского района от 15 мая 2009 года товариществу с ограниченной ответственностью "Жаркентский Крахмалопаточный завод" был предоставлен земельный участок общей площадью 149 га, в том числе ранее отведенный участок подлежащий изъятию для государственных нужд который составлял – 13,3 га. В последующем, участок был изъят у товарищества для государственных нужд с завышенной компенсацией в – 12 млн. тенге. Виновные должностные лица были привлечены к уголовной ответственности, решением суда незаконно выплаченная компенсация была взыскана в полном объеме. Тем самым, причиненный государству ущерб полностью возмещен. Аналогичные факты нарушений, которые приобрели системный характер, имели место в Талгарском, Карасайском, Илийском районах и г.Талдыкорган. В целях предотвращения таковых, в 2013 году органы прокуратуры области, проявляя принципиальную позицию по данному вопросу, провели ряд совещаний и заседаний с участием представителей местных исполнительных органов, в том числе с выездом в районы, где досконально разъяснялись требования законодательства. Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе" от 10 марта 2011 года, установлен порядок определения стоимости отчуждаемого земельного участка, которая не должна превышать затрат, понесенных собственником на его приобретение. Кроме того, закон прямо указывает, что если земельный участок являлся предметом гражданско-правовых сделок, его стоимость определяется по цене этой сделки, но не выше рыночной. Игнорируя требования Закона, должностные лица в ущерб интересам государства завышали размеры компенсаций, тем самым оказывая незаконное предпочтение отдельным физическим и юридическим лицам. Проверкой выявлены следующие виды нарушений: – предоставление отведенного под строительство БАКАД земельного участка частному лицу в собственность; – совершение фиктивных гражданско-правовых сделок для повышения стоимости изымаемого земельного участка; – оценка земельных участков по рыночной стоимости, которые подлежали изъятию по кадастровой стоимости; – изъятия земельных участков по рыночной стоимости, которые превышают сумму, указанную в гражданско-правовой сделке. – двойная оценка одного и того же недвижимого имущества по завышенной стоимости. Таким образом, отведенные участки под БАКАД незаконно выделялись частным лицам и изымались для государственных нужд в ущерб интересам государства. Как гласит п.4 ст.84 Земельного кодекса РК, принудительное отчуждение земельного участка допускается только в том объеме, в каком это необходимо для удовлетворения государственных нужд. Что касается земельных участков "G4-City", проверка выявила факты выделения земельных участков без учета требований генпланов. К примеру, постановлением акимата Илийского района 11 января 2011 года физическому лицу предоставлено право выкупа участка площадью 16,1370 га в частную собственность всего за 348 559 тенге. В последующем, участок был сегментирован (разделен) на 3 самостоятельных участка площадью 5,9336 га, 0,1987 га, и 10,0047 га и был продан на основании гражданско-правовых сделок третьим лицам. Подобные действия местных исполнительных органов Илийского района являются грубейшим нарушением статьи 110 Земельного кодекса и постановления Правительства от 18 декабря 2003 года №1269. Несмотря на то, что генеральные планы городов спутников утверждены еще в 2009 году, резервирование земельных участков осуществлено лишь в текущем году и только по одному городу ("Gate City"). Основная часть вышеперечисленных нарушений законности сопряжена с преступными деяниями и совершением коррупционных правонарушений предусмотренных статьей 12 Закона "О борьбе с коррупцией" (явное и очевидное оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений). Причины всего вышеизложенного связаны с попустительством и бездействием должностных лиц отмеченных районов и городов, последствия которых привели к незаконному выделению государством свыше 2 млрд. тенге. По результатам проверок органами прокуратуры области в отношении должностных лиц акиматов Талгарского и Илийского районов возбуждено два уголовных дела по ст.307, ст.308 Уголовного кодекса. По другим материалам продолжаются проверочные мероприятия, поэтому вполне вероятно, что будет возбужден еще ряд уголовных дел. Кроме того, прокурорами внесено более 100 исков в судебные органы об отмене договоров о выкупе земельных участков и взыскании суммы в размере свыше 2 млрд. тенге в доход государства. Также внесено представление об устранении нарушений законности в адрес акима Алматинской области. В завершение ко всему, цитируя высказывание Марка Цицерона "Закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому", призываем работников местных исполнительных органов, предпринимателей и физических лиц, неукоснительно соблюдать требования Президента страны и Законов Республики Казахстан.
Начальник 1 управления прокуратуры Алматинской области С.Чембеков |