Генеральная прокуратура РК, 23 мая
Генеральной прокуратурой проведена проверка в деятельности специальных организаций образования с особым режимом содержания для несовершеннолетних, а также состояния работы местных исполнительных органов и органов внутренних дел по профилактике правонарушений и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности среди воспитанников указанных учреждений, их дальнейшей социальной адаптации. По республике сеть данных учреждений образования представлена 9 спецучреждениями (из них 8 – специальных организаций образования и 1 – специальная организация образования с особым режимом содержания). Результаты проверки показали, что ни одна из названных организаций образования не обеспечивает в полной мере выполнение возложенных на них задач. Выявлены многочисленные нарушения законности, в том числе ущемляющие конституционные права детей на образование, охрану здоровья и свободу. Как известно, основными задачами спецучреждений являются социальная адаптация и реабилитация воспитанников, предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди воспитанников, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Результаты настоящих проверок свидетельствуют о том, что не в полной мере обеспечиваются безопасность воспитанников, не соблюдается требование запрета на территорию учреждения посторонних лиц. Наблюдаются систематические самовольные уходы воспитанников с территории учреждений. В 2012 году было зарегистрировано 63 таких факта, в 2013 году – 70. Отдельные руководители учреждений не могут обеспечить контроль за поведением воспитанников. К примеру, директор школы-интерната для детей с девиантным поведением Южно-Казахстанской области для сохранения стабильности в спецучреждении всячески поддерживал действия неформальных лидеров, потворствуя их противоправному поведению. Воспитанники не посещали занятия, самовольно покидали территорию школы, содержали в здании учреждения собаку бойцовской породы. Под их негативное влияние попали и остальные дети. По итогам проверки деятельность учреждения была временно приостановлена до устранения выявленных нарушений (в настоящее время деятельность учреждения возобновлена). Директор освобожден от занимаемой должности. Из-за отсутствия комплексной и целенаправленной работы государственных органов по социальной адаптации выпускников в вопросах дальнейшего обучения и трудоустройства дети выпадают из поля зрения органов занятости, образования и других уполномоченных структур. Как правило, руководители организаций образования и работодатели не желают принимать в школу и на работу бывших воспитанников спецучреждений. Дети, незанятые работой или учебой, вовлекаются в преступную деятельность и вновь совершают преступления. Большинство воспитанников, как правило, дети из неблагополучных семей либо дети-сироты, склонные к бродяжничеству и не желающие учиться. Перевоспитание ребенка в семье, где родители не способны создать достойные условия для полноценного воспитания и обучения ребенка, где дети нередко подвергается моральному либо физическому насилию, невозможно. Поэтому спецучреждение практически является единственной организацией образования для этих детей, где они могут получить аттестат об образовании либо рабочую профессию. Поэтому сегодня перед учреждениями остро стоит задача кардинального пересмотра содержания своей деятельности, полноценного обеспечения социальной адаптации и реабилитации воспитанников, формирования законопослушного поведения. По результатам проверки Генеральной прокуратурой в Министерство образования и науки внесено представление об устранении нарушений законности, причин и условий, им способствующих. Об имеющихся нарушениях законности также проинформировано Правительство Республики Казахстан. |