bkp.prokuror.kz, 26 июня
26 июня состоялось расширенное заседание коллегии Главной транспортной прокуратуры (далее ГТП), на котором были обсуждены вопросы состояния законности в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. В работе коллегии приняли участие члены Общественного совета Главной транспортной прокуратуры, вице-министр транспорта и коммуникаций, первые руководители комитетов транспорта и путей сообщений, транспортного контроля и его территориальных подразделений, руководители АО "Национальная Компания "Қазақстан темір жолы" и его филиалов. Современный этап развития страны характеризуется возрастающей ролью транспортной сферы. Являясь системообразующим фактором, она активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих безопасности Казахстана. В целом в республике успешно реализуется реформирование транспортного комплекса. Создана конкурентная среда оказания транспортных услуг. Это сделано в целях ускорения интеграционных процессов казахстанского транспортного комплекса в международную систему и развития транзитного потенциала страны. Обеспечение безопасности на транспорте является одним из важнейших предметов надзора Главной транспортной прокуратуры. В целом принятыми совместно с Министерством транспорта и коммуникаций мерами удалось сократить количество нарушений правил безопасности на сетях железных дорог. Вместе с тем, транспортные происшествия, имевшие место в текущем году с пассажирским поездом сообщением "Алматы-Атырау" на участке пути Атырауского отделения дороги и грузовыми поездами на участках пути Жамбылского и Шымкентского отделений дороги свидетельствуют о существующих проблемах в области обеспечения безопасности на железной дороге. Основными причинами сходов подвижного состава является ненадлежащее состояние верхнего строения магистральных путей, а также выход из строя несущих конструкций грузовых вагонов – боковых рам. На заседании коллегии обращено внимание национального перевозчика на факты эксплуатации специального подвижного состава и подвижного состава с техническими неисправностями, где мерами прокурорского реагирования приостановлена эксплуатация более 100 единиц подвижного состава, в том числе и специального. Особое внимание прокуратурой рекомендовано обратить на неснижаемые факты травмирования граждан на магистральных путях и смертности на железной дороге. Учитывая ежегодный запуск новых скоростных поездов, влекущих увеличение количества скоростных участков, от Национального оператора магистральной сети потребовано скорейшее проведение мероприятий по их ограждению. В то же время, положительно отмечена работа по снижению на 60% дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, чему способствовало их обустройство заградительными устройствами. Работу по модернизации переездов АО "НК "КТЖ" рекомендовано продолжить. Отдельные нарекания по вопросам транспортной безопасности были адресованы и уполномоченному органу – Министерству транспорта и коммуникаций. В частности, было указанно на недостаточную работу по актуализации нормативной базы и технических регламентов, в результате чего большинство вопросов регулируется локальными актами Национального перевозчика. К примеру, до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, определяющий порядок содержания и ремонта магистральной железнодорожной сети. При этом большинство указанных нормативных правовых документов требуют пересмотра, поскольку были разработаны и утверждены еще в 90-х годах и на сегодняшний день утратили свою актуальность в связи с внедрением новой техники и новых инновационных технологий по ремонту и содержанию объектов магистральной сети. Перечисленные выше нарушения свидетельствуют о недостаточном осуществлении уполномоченным органом функций по реализации государственной политики и технического регулирования, а также контролю в сфере железнодорожного транспорта. Во многом это обусловлено отсутствием квалифицированных специалистов в уполномоченном органе, что, безусловно, сказывается на государственном транспортном контроле. По итогам работы коллегии выработаны ряд предложений, направленных на оздоровление ситуации, связанной с обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте, перед транспортными прокурорами поставлены задачи по дальнейшему повышению эффективности прокурорского надзора в этом направлении. |