Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, 27 октября
Согласно отчетам Правительства и Счетного Комитета РК об исполнении республиканского бюджета, одной из причин неосвоения в 2013 году свыше 43 млрд. тенге стало неисполнение потенциальными поставщиками своих обязательств. В соответствии с положениями закона "О государственных закупках", одним из ограничений, связанных с участием в закупках, является включение потенциального поставщика в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Всего, как показали результаты выборочного мониторинга, в реестре отсутствуют сведения о 989 юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, признанных недобросовестными участниками государственных закупок (за 2013 год – 623, за 1 квартал 2014 года – 366). К примеру, по причине неисполнения обязательств по заключенному договору о государственных закупках ТОО "Надежда и КА" признано недобросовестным участником, однако информация о данном ТОО в реестр не включена. В другом случае причиной признания поставщика недобросовестным участником государственных закупок стало уклонение от заключения договора с заказчиком. Так, средняя школа №63 Управления образования г.Астаны провела государственные закупки 60 школьных парт для начальных классов на сумму 740 тыс. тенге. Решением об утверждении итогов государственных закупок ИП "Самойлов А.С." признан победителем государственных закупок. В адрес ИП был направлен проект договора государственных закупок для подписания, однако последний уклонился от заключения договора, не возвратив его. Администрация школы обратилась в специализированный межрайонный экономический суд г.Астаны с иском о признании ИП недобросовестным участником государственных закупок. Исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Однако в нарушение требований действующего законодательства о государственных закупках информация в реестре о недобросовестном участнике не была отражена. Кроме того, имеют место факты несвоевременного включения в реестр сведений о недобросовестных участниках. К примеру, решением специализированного межрайонного экономического суда Актюбинской области по иску ГУ "Учреждение КА-168/3" Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК индивидуальный предприниматель признан недобросовестным участником государственных закупок. Решение вступило в законную силу 14 января 2014 года, однако ИП "Таганов" был включен в реестр только спустя 5 месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта. Только по Актюбинской области установлено 233 факта несвоевременного включения в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как недобросовестных участников государственных закупок. В целом, эти и другие нарушения, связанные с отсутствием в реестре сведений о недобросовестных участниках государственных закупках, создают предпосылки к совершению коррупционных правонарушений, предусмотренных статьей 12 Закона "О борьбе с коррупцией". |