Пресс-служба аппарата Уполномоченного по правам человека, 4 апреля
Учреждением Уполномоченного по правам человека в РК рассмотрен ряд получивших общественный резонанс фактов выселения многодетных семей из жилищ. В данной связи показательными являются ситуации семей Карипбековых и Куржунбаевых, где прослеживаются проблемы, препятствующие реализации данных в рамках Плана нации государственным органам установок Главы государства по совершенствованию правосудия и укреплению гарантий прав собственности. Так, в порядке решения жилищного вопроса семьи Карипбековых из города Караганды руководством акимата в 2012 году ей было предоставлено жилье. Местные власти, приняв решение о заселении, в течение последующих трех лет не предоставляли соответствующих документов, подтверждающих право на проживание, а в 2015 году подали судебный иск о выселении. В свою очередь, суд принял решение о выселении только при условии предоставления другого жилья, что обосновывает право на его получение. До настоящего времени вопрос предоставления жилья семье Карипбековых не решен. Другим резонансным случаем стала трагедия Куржунбаевых из города Алматы. Данная семья в 2010 году в установленном порядке приобрела жилой дом. Их право собственности было надлежаще зарегистрировано в государственных органах. Однако в том же году договор купли-продажи был признан недействительным в связи с тем, что продавец ранее получил его в наследство незаконно, при этом вынесший в его пользу решение судья был по этой причине уволен со службы. Семье стало угрожать выселение без компенсации. В 2012 году Светлана Тургумбаева (мать семейства) погибла, совершив акт самосожжения, а впоследствии скончался ее супруг Зеиш Куржунбаев. В настоящее время в оспариваемом доме проживают 9 человек, включая 4 несовершеннолетних, которые находятся под угрозой выселения. Безусловно, сложившаяся ситуация должна стать объектом пристального внимания местных органов власти с тем, чтобы не допустить нарушения прав многодетной семьи. Очевидно, что оба вышеприведенных случая стали возможными вследствие действий и решений отдельных должностных лиц. Вместе с тем, признание указанных действий неправомерными не должно оборачиваться во вред законопослушным гражданам и не может рассматриваться как адекватная компенсация пострадавшим. Вышеизложенное не снимает с государственных органов ответственности за восстановление нарушенных прав, так как нормы Конституции и принцип законности гарантируют предсказуемость и последовательность действий данных органов, что позволяет гражданам доверять их решениям. Работа по полному восстановлению нарушенных прав граждан в вышеуказанных случаях в настоящее время еще не завершена. Учреждением Уполномоченного по правам человека будет продолжен их мониторинг. |