kyzmet.gov.kz, 12 декабря
Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции выявлены коррупционные риски в сфере дошкольного образования Согласно результатами социологических исследований сфера образования занимает высокое место по индексу восприятия коррупции в Казахстане. Вместе с тем, более 50% коррупционных правонарушений совершается при финансировании дошкольных организаций. Проведенный анализ показал, что в основном они связаны с хищением, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом. К примеру, в Махтааральском районе Южно-Казахстанской области выявлены факты хищений бюджетных средств в размере более 100 млн. тенге при реализации госпрограмм "Балапан" и "Развитие образования на 2016 – 2019 годы". Так, акимы сельских округов Алиев, Ибрагимов, Калдыбаев, Туршаев, Еримбетов, Бектурсынов, Сатыбалдиев в сговоре с руководителями аффилированных дошкольных учреждений, искусственно увеличив количество воспитанников, перечисляли на их содержание денежные средства, которые в последствии расхищались. Только за период с 2013 по 2015 г.г. выявлено свыше тысячи детей, одновременно числящихся в нескольких дошкольных учреждениях. Наряду с этим выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм, практически все детсады не соответствовали установленным требованиям, использовались подложные заключения санитарно-эпидемиологических органов, что в конечном итоге поставило под угрозу жизнь и здоровье детей. Аналогичные коррупционные преступления пресечены в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Костанайской областях. Анализ показал, что основной причиной совершения этих и других преступлений послужило несовершенство правовых механизмов реализации программ. Так, на сегодняшний день отсутствуют единые подходы при размещении госзаказа в дошкольных организациях, что позволяет должностным лицам местных исполнительных органов по своему усмотрению определять порядок конкурсного отбора. Не регламентированы правовой статус и состав комиссии, порядок ее создания, а также механизмы проведения конкурсов. К примеру, в Костанае приказ о создании конкурсной комиссии по размещению госзаказа в дошкольных организациях подписан руководителем отдела образования города. При этом в его состав включены исключительно должностные лица отдела без участия общественности и депутатов. Такая ситуация сложилась и в других регионах страны, где составы комиссий утверждаются руководителями различных уровней. Еще одной причиной коррупционных рисков в сфере дошкольного образования является несовершенство постановки на очередь детей для направления в дошкольные организации. Правовые коллизии в данной сфере дают возможность должностным лицам создавать искусственные барьеры гражданам, выдавать направления в детсады в бумажной форме, нарушая список очередности. Наряду с этим такие правовые пробелы имеются и в регламентах по оказанию данной государственной услуги на местах. Анализ реестра госуслуг показал, что вопросам социальной защиты ребенка (рождение и опекунство, воспитание, образование, досуг, содержание и обеспечение) посвящена 31 услуга. Из них предоставляются только в бумажной форме – 15, в электронной и (или) бумажной – 16, исключительно в электронной - 0. Прямой контакт населения с услугодателями способствует системным нарушениям прав граждан и является причиной совершения коррупционных правонарушений. Еще одним коррупционным фактором является существующая система формирования списка очередности в детские сады. В настоящее время постановка ребенка в очередь автоматизирована через веб-портал "Электронного правительства" либо Государственную корпорацию "Правительство для граждан", которые выполняют лишь посредническую функцию. Список до сих пор формируется и контролируется территориальными подразделениями образования и сельскими акимами самостоятельно, что дает им возможность злоупотреблять должностными полномочиями. Другой немаловажной проблемой являются "поборы" в учреждениях образования. Так, на сегодняшний день в детских садах и школах активно функционируют "родительские комитеты", которые занимаются организационными вопросами, в том числе сбором денежных средств. При этом цели, сроки и размеры сборов устанавливаются по усмотрению работников организаций образования. По сути, это является распространенным видом бытовой коррупции, принимаемое как должное родителями и работниками учреждений образования. Кроме того, вопросы защиты прав ребенка, регулируются в основном подзаконными нормативными правовыми актами. Так, в Законе "Об образовании" насчитывается более 250 отсылочных норм, из них порядка 100 касаются дошкольного воспитания и обучения. Это противоречит Закону "О правах ребенка", где четко предусмотрено, что государственная политика в интересах детей должна быть основана на законодательном обеспечении прав ребенка, включая право на образование. Более того Закон "Об образовании" с 2007 года претерпел многочисленные изменения и дополнения (более 40 раз), что указывает на несовершенство законодательства. В этой связи Агентство настоятельно рекомендует Министерству образования и науки и местным исполнительным органам разработать единый нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения государственного образовательного заказа, планирования и финансирования дошкольного воспитания и обучения, кардинально пересмотреть механизмы формирования списка очередности в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев: максимальную прозрачность и исключение возможности манипулировать внесенными данными, оказывать государственные услуги в сфере дошкольного образования только в электронной форме, публиковать на своих сайтах полную информацию о финансировании учреждений образования, рассмотреть вопрос об упразднении родительских комитетов с активной и широкой реализацией института попечительских советов, а также в целях исключения выявленных коррупционных рисков, повышения качества и конкурентоспособности национального образования, систематизации норм права разработать и принять Кодекс об образовании. Видится также целесообразным проведение глубокого внутреннего анализа и последующего устранения коррупционных рисков в деятельности дошкольных учреждений. |