anticorruption.gov.kz, 5 апреля
В результате проведенного анализа Агентством выявлены серьезные коррупционные риски в сфере государственного аудита и финансового контроля. Мониторинг показал, что проявление коррупции в деятельности контрольных органов существенно снижает эффективность, а следовательно, негативно влияет на успешную реализацию стратегических задач государства. К примеру, в декабре прошлого года изобличены главные государственные аудиторы Счетного комитета Копобаева Б. и Жангирбаева А., которые при проведении плановой проверки получили часть взятки в размере 16 млн. тенге от руководства РГП на ПХВ "Казахавтодор" за не отражение в аудиторском отчете выявленных нарушений нецелевого использования бюджетных средств. В Карагандинской области к 10 годам лишения свободы осужден председатель выездной Республиканской комиссии Комитета финансового контроля МФ Турехожаев К., который при проведении проверки государственных органов г. Караганды, через члена комиссии Маменова М. получил взятку в размере 4,6 млн. тенге от должностных лиц областного Управления культуры и спорта за не включение выявленных нарушений в акт проверки. Аналогичные преступления пресечены в Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Мангистауской, Жамбылской, Кызылординской областях. Анализом выявлен ряд причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в данной сфере. Во-первых, это несовершенство системы органов госаудита. Сегодня она состоит из четырех звеньев (Счетного комитета, ревизионных комиссий на местах, Комитета внутреннего государственного аудита МФ и его территориальных подразделений, служб внутреннего аудита в центральных и местных исполнительных органах). Самостоятельные органы госаудита в существующей системе в значительной степени дублируют друг друга. В результате госучреждения и организации неоднократно подвергаются проверкам. Во-вторых, наличие в нормативных правовых актах дискреционных норм, способствующих коррупционным проявлениям. Так, проверяющие в ходе контроля наделены широкими полномочиями: самостоятельно могут вносить изменения в утвержденный перечень объектов госаудита; исключить или существенно расширить проверяемые объекты; продлить сроки проведения госаудита. Более того, они уполномочены вносить изменения и дополнения в план аудита, программу и аудиторские задания в ходе проведения проверок. Все это безусловно создает коррупционные риски в деятельности контролирующих органов. В-третьих, прямой контакт аудиторов с должностными лицами проверяемых объектов. Одной из основных причин возникновения коррупции при осуществлении проверок органами госаудита служит "контакт" ревизора и проверяемого субъекта. Зачастую именно здесь в целях сокрытия выявленных нарушений, проверяющие получают взятки за положительное решение возникшей проблемы. В этом контексте по опыту ведущих стран мира (Германии, Франции, Канады) следует исключить проведение госаудита непосредственно на объекте и полностью перейти на электронный госаудит. В четвертых, непрозрачность деятельности контролирующих органов. Еще одной проблемой органов госаудита и финансового контроля является непрозрачность их деятельности. Выборочный мониторинг интернет-ресурсов органов госаудита выявил ряд недостатков работы в этом направлении. Так, на сайтах Счетного комитета и ревизионных комиссий городов Астаны, Алматы, Карагандинской и Жамбылской областей отсутствуют аудиторские отчеты, аудиторские заключения и отчеты внутреннего аудита. Более того, у Комитета внутреннего государственного аудита Минфина и его территориальных департаментов вообще отсутствуют собственные сайты. В целом, контролирующие органы ограничиваются размещением пресс-релизов, планов и краткой информации о работе. Все это говорит об отсутствии открытости и прозрачности в деятельности контролирующих органов. В целях исключения предпосылок коррупции в этой сфере предлагается: – пересмотреть действующую систему органов госаудита и финансового контроля с исключением дублирующих звеньев; – для исключения "прямого контакта" автоматизировать все процессы госаудита и финконтроля с переходом на электронный формат; – внести соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность контролирующих органов, с учетом выявленных дискреционных и коррупционных норм; – уполномоченным органам в сфере контроля за бюджетом в соответствии с Законом "О противодействии коррупции" провести внутренний анализ коррупционных рисков в нормативных правовых актах и организационно-управленческой деятельности; – в целях реализации принципа гласности и обеспечения доступа к информации (статья 4 Закона "О доступе к информации") обязать органы госаудита и финконтроля публиковать в СМИ, в том числе на своих интернет-ресурсах, полные отчеты о своей деятельности, в т.ч. проводимых проверках и их результатах (аудиторские отчеты, аудиторские заключения и отчеты о результатах внутреннего аудита); – для профилактики коррупционных правонарушений, по опыту передовых зарубежных стран (США, Великобритания), ввести "рейтинг эффективности деятельности госаудиторов" с внедрением механизмов их стимулирования. Агентство настоятельно рекомендует Счетному комитету, Министерству финансов, ревизионным комиссиям принять меры по устранению выявленных коррупционных рисков и усилить работу по профилактике коррупции в собственных рядах. |