Пресс-служба Генеральной Прокуратуры РК, 20 октября
Генеральной прокуратурой и акиматом Актюбинской области проведен Форум по обсуждению проблем противодействия теневому обороту нефти и газа. В нем приняли участие представители Администрации Президента РК, отраслевых министерств, правоохранительных и местных исполнительных органов, ассоциаций и профильного бизнеса, в том числе основных добывающих областей Казахстана (Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Кызылординская области), а также официальная делегация Оренбургской области РФ. Открывая работу форума, аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев отметил, что по поручению Главы государства в регионе уделяется особое внимание развитию нефтегазового сектора. "На сегодня в области успешно работают 29 недропользователей углеводородного сырья. В текущем году планируется добыть 5,9 млн. тонн нефти, 6,5 млрд. куб.м. газа. В ближайшие 5 лет на модернизацию в нефтегазовой отрасли предприятиями будет вложено не менее 60 млрд.тг. Только в т.г. будет проведено 19 геологоразведачных работ", - сообщил Б.Сапарбаев. Теневой оборот нефти и газа является актуальной проблемой не только для Актюбинской области, но и для Казахстана в целом, т.к. является вопросом национальной безопасности и стабильности, считает глава региона. "Последствия теневого оборота нефти и газа всем известны – существенные потери доходов бюджета, оттока денежных средств из РК, снижение благосостояния населения, ухудшение инвестиционного климата, что все вкупе ставит под угрозу выполнение государственных и правительственных программ. Более того, теневой оборот является источником финансирования деятельности отдельных организованных преступных групп, в т.ч. радикальных религиозных течений", - подчеркнул Б.Сапарбаев, озвучив ряд предложений по снижению уровня теневого оборота нефти и газа. Освещая масштабы проблемы, заместитель Генерального Прокурора Андрей Лукин сделал акцент на отсутствии прозрачности оборота нефти и газа в стране. "С 2015 года расхождение между добытой (189 млн. тн.), переработанной и экспортированной нефтью (191 млн. тн.) составляет порядка 2 млн. тонн. Это около 600 млн. долларов США. Возникает вопрос, откуда излишки? Думаю, Минэнерго следует обратить внимание на это", - отметил А.Лукин в своем выступлении. Причины хищений в надзорном ведомстве видят в отсутствии автоматизированного учета добычи нефти, современных нормативов ее списания, ненадлежащей охране скважин, бесконтрольности нефтевозов, манипуляциях с составом нефти и последующим ее вывозом под видом иных нефтепродуктов. И самое главное, по мнению Заместителя Генерального Прокурора, модернизации требует информационная система учета Министерства энергетики, которую предложено интегрировать с базами данных других структур. Спикер поделился результатами эксперимента Комитета Генпрокуратуры (КПСиСУ), проведенного в рамках подготовки к Форуму. С его слов, Комитетом были сличены отчеты Министерства энергетики об объемах добычи и переработки с данными таможенных органов по экспорту нефти. В результате обнаружено 40 компаний, которые отгружали нефть больше, чем они сами добыли. Отдельного внимания удостоилась проблема оборота "социального" газа. Отмечено, что на дефицит и рост цен на данное сырье в стране влияют недостоверность расчетов потребления и отсутствие прозрачных механизмов распределения газа, как между оптовиками, так и среди заправок. Для решения этих проблем предложено модернизировать систему реализации газа, наделить акимат полномочиями по распределению сжиженного газа на внутреннем рынке. Далее о принимаемых мерах по устранению причин и условий для нелегальных операций с углеводородами доложили Вице-Министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев и Вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев. О проводимой работе в сфере противодействия незаконному обороту нефти и газа доложили представители Министерства внутренних дел, Комитета государственных доходов и пограничной службы Комитета Нацбезопасности. По итогам дискуссий с учетом предложений всех участников Форума выработан итоговый документ, в который вошли 7 комплексных мер (шагов) против теневого оборота нефти и газа. Это: совершенствование систем учета нефти и газа, регламентация процессов определения технологических потерь; внедрение современных технологий по охране месторождений; контроль за эксплуатацией нефтевозов и газовозов; совершенствование правовых мер ответственности и др. В завершение мероприятия Заместитель Генерального Прокурора выразил уверенность в достижении положительного эффекта от данных мер и призвал участников к действию. |