NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 11:08 ast
09:08 msk

Евроазиатское измерение Израиля
Многие израильтяне с восточными корнями и еврейское сообщество в целом надеются, что казахстанский опыт найдет свое применение на Ближнем Востоке
17.10.2002 / культура и спорт

Правда.Ру, 16 октября

Сразу после визита в Москву Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон принял в Иерусалиме делегацию Всемирного Еврейского Конгресса (ВЕК), в составе которой присутствовали лидеры Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК).

Вряд ли единственной причиной приглашения лидеров еврейства Евроазиатского региона к израильскому премьеру послужило его желание познакомиться с "экзотическими" еврейскими общинами Австралии, Индии и Японии, которые наряду с организациями из СНГ входят в состав ЕАЕК. Президент ЕАЕК Александр Машкевич является лидером евреев Казахстана, его заместители представляют Россию и Украину, а ЕАЕК в целом является крупнейшей и неотъемлемой частью ВЕК.

Конфликт на Ближнем Востоке не прекращается с момента образования Государства Израиль. Его возрождение стало смертным приговором для еврейской общины арабского мира. Из 900 тысяч евреев, проживавших там в 1945 г., более 600 тысяч переехало в Израиль.

Переселение далеко не всегда было добровольным, часто еврейским беженцам приходилось переходить границу тайком. Так, в 1950 г. правительство Ирака в стиле Адольфа Гитлера лишило евреев гражданства и запретило им выезжать за пределы страны.

В Египте была конфискована еврейская собственность, в Сирии, Ливии и Йемене власти проводили схожую политику исключения евреев из общественной жизни своих стран. Имели место случаи еврейских погромов. В итоге, на долю арабских евреев выпало не меньше страданий, чем на палестинских беженцев.

По этим же причинам переселялись в Израиль евреи Центральной Европы. В 1956 г. режим Гомулки в Польше провел массовую кампанию по вытеснению из страны остатков одной из крупнейших еврейских общин мира. Многие западноевропейские евреи приехали в Израиль потому, что не могли дальше жить в окружении народов, молчаливо взиравших на страдания своих еврейских сограждан в годы фашистской оккупации.

Реалии сегодняшнего дня опровергли надежды европейцев, арабов и евреев на лучшую жизнь в моноэтничных национальных государствах.

Не видно конца ближневосточному конфликту. После изгнания местных евреев в арабском мире так и не появилось фигур, способных понять израильтян и достичь мира с ними.

Не решив до конца проблемы еврейских общин континента, объединенная Европа вновь столкнулась с новым меньшинством - арабами. В свою очередь, позицию Израиля в Западной Европе просто некому разъяснять: по сравнению с арабской диаспорой число евреев там ничтожно.

У этого непростого геополитического уравнения есть оригинальное решение - евроазиатское. Европа не кончается у стен Брестской крепости, а большинство мусульман Азии составляют неарабские народы.

Единственной, объединенной в культурном плане территорией, где европейцы и мусульмане длительное время сосуществуют с довольно значительными еврейскими общинами, являются страны бывшего СССР. Даже после массовой эмиграции в Израиль еврейские диаспоры СНГ превосходят по численности общины в Европе и на Востоке. И евреи постсоветского пространства чувствуют себя весьма неплохо среди других народов.

Например, в Казахстане, который объявлен ВЕК примером мирного сосуществования евреев и мусульманского большинства республики. Силами Президента Евро-Азиатского Еврейского Конгресса Александра Машкевича в казахстанских городах строятся синагоги, на их открытие приезжают высшие должностные лица страны и мусульманское духовенство. Недавно Казахстан с официальным визитом посетил Главный Раввин Израиля Элиягу Бакши-Дорон.

Все это - уникальное явление для государства исламского мира, который обычно сочувствует палестинцам в их противостоянии с Израилем. Многие израильтяне с восточными корнями и еврейское сообщество в целом надеются, что казахстанский опыт найдет свое применение на Ближнем Востоке. Именно из этого исходил ВЕК, когда признал своей приоритетной программой деятельность Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК) в сфере еврейско-исламского диалога и сотрудничества.

Евроазиатская ментальность евреев из бывшего СССР проявляется и на европейском направлении. Для Израиля наиболее естественный путь диалога с народами Западной Европы лежит через Восток континента: Россию, Украину, Белоруссию и т.д.

Там - "малая родина" многих именитых израильтян, оттуда они, или их отцы и деды прибывали возрождать еврейское государство. Кошмар Холокоста ударил, но не сломил евреев Восточной Европы.

В их мирном соседстве с окружающим населением можно найти ключ к взаимопониманию со всеми европейцами. И сегодня израильтяне благодарят ЕАЕК за то, что он убедил их не закрывать посольство в Белоруссии, на одном из гербов которой еврейскими буквами начертано: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

-----

Солженицын подмочил себе репутацию
Герд Кенен, "Die Welt", 16 октября 2002

Вышедший в прошлом году, а теперь переведенный на немецкий язык первый том книги "Двести лет вместе" не касается событий революционного 1917 года, но он в значительной мере очерчивает рамки взгляда на историю. Речь идет о несчастьях России и о том, как им способствовали евреи. Иными словами, новая анафема: "Евреи - наше несчастье"? Многие критики прочитали книгу именно так, надо опасаться так же прочитали и сотни тысяч российских читателей Солженицына

Никогда, пишет Александр Солженицын в начале своей книги, он не расставался с надеждой, "что прежде меня найдется автор, который осветит нам - этот каленый клин с обеих сторон". Впрочем, этого хотели и благосклонные читатели. Поскольку "каленый клин", который старый Солженицын обязательно хочет осветить, если не "выковать", и который походит на неудачную метафору, - "вопрос русско-еврейских отношений".

Если говорить об образности, то любой сведущий в российской революционной метафорике человек тотчас же подумает о плакате Эля Лисицкого "Клином красным бей белых" времен гражданской войны. Можно с уверенностью говорить, что Солженицын тоже намекает на это: "белые" (невиновные) - столпившийся русский народ, его рассеивает "каленый клин"-

Вышедший в прошлом году, а теперь переведенный на немецкий язык первый том книги "Двести лет вместе" не касается событий революционного 1917 года, но он в значительной мере определяет рамки взгляда на историю. Речь идет о несчастьях России и о том, как им способствовали евреи. Иными словами, новая анафема: "Евреи - наше несчастье"? Многие критики прочитали книгу именно так и надо опасаться - сотни тысяч российских читателей Солженицына.

По крайней мере, это не соответствует тому, что автора, собственно, занимает. Солженицын выступает здесь, как и в иных случаях со времени своего возвращения в Россию в 1990 году, одним из тех, кто призывает к размышлению и изменениям в лучшую сторону, - в равной степени евреев и русских, которые в своей перспективе противостоят друг другу в этническом и культурном отношениях. Тональность, отнюдь, не обвинительная и не подстрекательская, она подчеркнуто примирительная, наполненная мягкой, патриархальной строгостью.

Одно лишь то, что это слова патриарха нравственности, в качестве которого Солженицын, разумеется, и выступает, говорит в пользу коллектива: православные русские это не евреи. В общем, он призывает к совести своих овечек, поскольку те в слепой ярости или раздражают себя против евреев или заражаются от евреев их радикализмом и идут на их подстрекательства.

В таком искаженном свете развертывается 200-летняя история, евреи и русские существовали в российской государственной системе "вместе", но ни в коей мере не "совместно". Солженицын твердо придерживается этой досовременной точки зрения как фундаментальный национал-консерватор. Он, в частности, не оспаривает политическое равноправие граждан, но видит зло в растущих масштабах денационализации носившей прежде на себе крестьянский отпечаток России, которой, начиная со средних веков, постоянно правили, определяя ее образ, "инородцы", и которая никогда не была сама собой.

Анахронистический поиск корней своей собственной, неискаженной народности, которую следует восстановить, сочетается с жестами "авторского" всезнающего рассказчика, который уподобляясь Всевышнему, говорит за всех действующих лиц. То, что в гигантском цикле Солженицына "Красное колесо" было только попыткой отобразить историю России художественными средствами, если даже не написать ее заново, в этой историографической работе превращается в самонадеянность и интеллектуальную требовательность.

В этом мало что меняет ложный и скромный жест - дать возможность высказаться источникам, прежде всего, "еврейским источникам". Поскольку всезнающий рассказчик определяет очередность, классифицирует и комментирует их в высшей степени по-своему. Для Солженицына, речь идет, прежде всего, о том, чтобы доказать две вещи. Первое, что российское государство после разделов Польши (последний - в 1795 году) хотело в доброжелательной, пусть и в неподходящей форме ассимилировать вновь обретенных граждан в лице евреев, но при этом ему самому приходилось постоянно сталкиваться с решительной волей новичков к сепаратизму и самоутверждению. И второе, то, что евреи, несмотря на все ограничения и (было, конечно, такое) определенную дискриминацию, были всегда состоятельнее, сильнее и влиятельнее, а на предреволюционном этапе выступили, собственно, уже в качестве настоящих вершителей истории России.

Кое-что в этой сильно сдвинутой перспективе вызывает интерес, на что-то она проливает свет. Действительно, еврейское население Российской империи, составлявшее в 19-м столетии большинство компактно проживавших евреев так называемого "пояса оседлости", "делало историю" самым разным образом. В качестве создателей культуры идиш, двигателя буржуазного, капиталистического и интеллектуального развития России и всей Европы, в качестве самой жизнестойкой группы переселенцев в Америке и в качестве энергичного и определяющего элемента в потоке революционных сил России. Было бы, без сомнения, справедливее для понимания истории 20-го столетия представлять их не только в качестве беспомощных жертв (погромов, дискриминации, преследований), но и научиться видеть в них активных участников мощных исторических процессов.

Между прочим, многие качества и способности евреев, будь то позитивного или отрицательного характера, наделившие их исторической ролью, и привели к преследованиям и их неприятию. Нет сомнений, что они сыграли особую политическую роль именно в моменты исторических переломов, во время и в период после первой мировой войны, при этом в России большую, чем в Германии, Австрии или других европейских государствах. Они обладали той мобильностью, убедительностью и информативностью, которые превращали их в представителей и организаторов крупных масс людей, лишенных "корней" и находившихся в состоянии брожения и движения. И на них же приходился значительный сегмент тех "свободных профессий", который пользовался особым спросом при переходе от старого общественного порядка с его знатью и кастовостью к новому строю со своими республиканскими партиями, союзами и институтами. В этом плане роль, которую еврейские интеллектуалы и "профессиональные революционеры" сыграли в рядах большевиков, никоим образом не выделяется.

Все это, как говорится, в высшей степени интересно и поучительно с точки зрения истории, если подходить к ней с непредвзятым любопытством. Но представления Солженицына от этого далеки. Все находится под знаком трагедии России и выяснения исторической вины. Не только в том плане, что он пытается возложить эту вину исключительно "на евреев" - "русские" и особенно русская интеллигенция тоже выступают в качестве излишне безответственных людей. Даже православный народ низкого происхождения поддался на подстрекательства и уже в годы революции 1905 года совершил грех, устраивая массовые "погромы" в отношении дворянских гнезд. Но "грешна перед народом" и аристократия своей оторванностью от народа и своей склонностью к космополитизму, и особенно зараженная декадентскими настроениями придворная царская знать. Но масштабам всех этих прегрешений и всех зол "евреи" затем придали международное звучание только тогда, когда они заклеймили царское правительство перед всем миром как погромщика и реакционера - например, в лице преступника Богрова, который убил единственного сильного реформатора России Столыпина, - и сами стали во главе революционных интриг.

Эти грубо высеченные, положенные в этнические рамки и отличающиеся своим анахронизмом в виде упоминаний о "вине и грехе" представления позволяют ожидать от нового тома, который вскоре выйдет в свет и где должен быть обрисован период со времени революции 1917 года до распада Советского Союза, новых конфузов. И там, где Солженицын в духе своей старой православной веры наставляет на выяснение и разъяснение и требует, там он, желает того или нет, начинает ковыряться в действительно мутном отстое аффектов и эмоций, которые заставляют забывать его непреходящее достижение как автора - "Архипелаг ГУЛАГ".

Перевод: Синица Владимир, inoСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 16 октября 2002, 14:07


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Имя: Амир Каракулов 31.10.2002
Тысячелетняя молодость 31.10.2002
У самовара я и моя Маша! 31.10.2002
Абдижамил Нурпеисов: "У литературы нет границ" 31.10.2002
Всем миром 31.10.2002
Вера против террора 31.10.2002
Султан Кастоев: "У победы много друзей, но мало кто реально помогает ее достичь" 30.10.2002
Батыр хочет соединить саксофон и кобыз 29.10.2002
Гульфайрус Исмаилова: "Чтобы ценить эту редкость - любовь…" 28.10.2002
"Солженицын был стукачом!" 27.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz