NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 17:40 ast
15:40 msk

От атеизма к традиции
В Южном Казахстане мирно, хотя и не без проблем, уживается несколько религиозных конфессий. У здания факультета журналистики КазГУ полиция задержала студента, распространявшего листовки запрещенной радикальной исламской организации "Хизб-ут-Тахрир" с призывом к созданию на территории Центральной Азии единого исламского государства
17.10.2002 / культура и спорт

Алексей Гончаров, "Новости недели", 16 октября

В Алматы 15 октября у здания факультета журналистики КазГУ полиция задержала студента, распространявшего листовки запрещенной радикальной исламской организации "Хизб-ут-Тахрир" с призывом к созданию на территории Центральной Азии единого исламского государства. При задержании у него изъято 44 листовки. В тот же день в Чимкенте у студента университета им. Ауэзова изъято 6 листовок с аналогичным содержанием, которые он пытался раздать в здании филиала одного из коммерческих банков. В Чимкенте это уже не первый случай изъятия радикальной религиозной печатной продукции.

Парадоксально все-таки складывается конфессиональное самосознание в бывшей вотчине воинствующего атеизма. Неверующих, придерживающихся религиозных обрядов, согласно недавним исследованиям социологов из Института сравнительных социальных исследований, у нас в стране 21,5 проц., а верующих, соблюдающих их, всего 7,6 проц. Подавляющая же масса опрошенных (42,8 проц,) отнесла себя к "верующим, но не участвующим в религиозной жизни". Очень показателен в этом плане пример одного моего приятеля.

Незадолго до роспуска КПСС он успел вступить в партию. Когда ее не стало, Валера, в знак протеста против всеобщего "оцерквления", величал себя воинствующим атеистом и вдруг заявил, что он самый что ни на есть лютеранин и всегда им был. А ларчик просто открывался: так оказалось легче выехать в Германию.

Все эти нюансы присущи и населению Южного Казахстана, но с одной поправкой... Это, пожалуй, самый исламизированный регион страны. Именно сюда арабы, а потом их последователи впервые принесли новую веру, которую степняки принимали не одно столетие.

Ислам по южно-казахстански

Именно в ЮКО расположена главная мусульманская святыня всего Казахстана - мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. В области представлены 46 конфессий, но именно на долю мусульман приходится более 80 проц. всех верующих. И все же это не означает, что представители других конфессий чувствуют себя дискомфортно.

Так уж получилось, что однажды мне довелось побывать в Сузакском районе на открытии нового мазара, который был посвящен легендарному ученику Ахмеда Ясави Кара Буре. На торжестве присутствовало не менее 10 тыс. человек. Из них немусульманами оказались ваш корреспондент и французский инженер, которого звали Андрэ. Ни он, ни я не чувствовали себя хоть в чем-то ущемленными на этом торжестве. В конце концов растроганный француз сказал, что если бы все мусульмане были такими, то в мире почти не осталось бы проблем. И пояснил: в Алжире или Ираке, где он тоже работал, межконфессиональная ситуация далеко не такая идиллическая.

Такая крупная религия, как ислам, не может быть однородной, хотя о различных ее толкованиях широкая публика, в том числе и местные мусульмане, знает значительно меньше, чем об отдельных христианских течениях.

Практически все мусульмане ЮКО являются суннитами, но ходят в разные мечети. По данным отдела по связям с религиозными объединениями обладминистрации, одни мечети относятся к ветви "Жамия", в них каждую пятницу проводится торжественный намаз. В мечетях ветви "Забия" жума-намаз не проводится, зато муэдзин, или по-местному азанчи, призывает сюда правоверных ежедневно на молитву пять раз.

По данным социологов, каждую пятницу на жума-намаз приходят 10 тыс. чел., а в дни больших религиозных праздников мечети посещают до 300 тыс. чел. В принципе, это не очень много, если учесть, что мусульманами себя считают не менее полутора миллионов южноказахстанцев.

Практически все местное исламское духовенство относится к ханафитскому мазхабу (способ толкования идеологических и правовых норм ислама), считающемся наиболее либеральным среди четырех мазхабов суннизма.

Проблемы без экстремизма

Проблем у южноказахстанских мусульман хватает. Власти жалуются на то, что едва ли не каждая вторая мечеть в области не зарегистрирована. Согласно официальным отчетам управления по связям с религиозными организациями, "в отдельных исламских объединениях имеют место попытки создания культовых центров по родоплеменным, национальным признакам и ритуалам". В Махтааральском районе области муллой успешно работал... майор полиции.

Порой мулла пытается вмешиваться в общественную жизнь. В частности, агитирует в мечетях за тех или иных кандидатов в депутаты на выборах. Но все эти проблемы власти решают довольно успешно.

Что касается религиозного экстремизма, то его носителями являются, как правило, граждане Узбекистана или государств дальнего зарубежья. Причем КНБ выявляет их довольно быстро.

В нынешнем году, в отличие от двух прошлых, на этом "фронте" в области вообще тихо.

- Настоящие мусульмане не могут быть экстремистами, - говорит Ахмет, мулла из небольшой новой мечети на окраине Чимкента. - Всевышний создал всех равными. Люди должны жить в мире. Но я уверен, что рожденный мусульманином не должен переходить в другую веру.

Пожелавший остаться неизвестным сотрудник КНБ на мой вопрос об опастности религиозного экстремизма сказал:

- Внешних угроз сейчас нет. Но определенный латентный процесс вовлечения, особенно сельской молодежи, в радикализм разного рода заезжими проповедниками идет. Мы его отслеживаем и стараемся пресекать, причем делаем это достаточно эффективно. И надо сказать, что здесь большую помощь нам оказывают аксакалы и духовенство из официально зарегистрированных мечетей. Но главный залог того, что экстремизм у нас не пройдет, конечно, в традиционной веротерпимости казахов.

Традиции православия

Русская православная церковь имеет в области 14 приходов. Ее прихожанами считают себя 8 проц. южноказахстанцев.

Надо заметить, что православная паства довольно своеобразна. Никогда не забуду, как на пасхальном богослужении возмущенный молодой турок, который пришел в церковь вместе со своей русской подругой, объяснял не в меру пьяным и шумным "православным", что это все-таки храм Божий и ему, мусульманину, за таких "христиан" обидно.

В центре Чимкента находится здание Никольского собора, выстроенное в 1914 году. Ныне в нем кукольный театр. Как-то раз в акимате города заезжий епископ поинтересовался судьбой здания. При этом аким города выразил желание отдать его церкви, но дальше этого дело не пошло. Видимо, иерарх подсчитал, какие деньги придется вложить в его реставрацию...

Иногда православие пытается расширить сферу своего влияния. Нынешним летом был заложен первый камень будущей церкви в пригородном поселке Кайнар, правда, водруженный на краю котлована крест через несколько дней исчез.

- Православие - религия для Казахстана традиционная, об этом говорит и Нурсултан Назарбаев. В последнее время прихожан становится больше, хотя и не все идут в церковь с чистым сердцем, - рассказывает отец Вениамин. - А что касается других разного рода христианских церквей, то для нас с канонической точки зрения они не истинны. Хотя в целях поддержания мира и стабильности мы ведем диалог со всеми.

В главном соборе Чимкента нуждающимся ежедневно раздают хлеб и одежду, а по праздникам здесь можно встретить казаков в форме. Причем на мой вопрос, к какому казачьему войску исторически они себя относят, эти ребята ответить не могут...

Православное духовенство прекрасно ладит со своими мусульманскими коллегами и при этом ожесточенно нападает на общину бахаи. Последних в городе всего-то человек 30, и они никого не трогают. Но отцы церкви почему-то клянут их на каждом официальном мероприятии, стараясь подчеркнуть, что вера бахаи направлена прежде всего против ислама.

А вот и они

Наибольшее оживление в религиозную жизнь юга вносят так называемые нетрадиционные религии. Хотя вряд ли это клише можно назвать удачным, поскольку те же христиане-баптисты появились в регионе всего лишь на 30 лет позже христиан-православных. Сейчас баптисты имеют в области 13 приходов.

Активную деятельность в Южном Казахстане развернули и корейские христианские проповедники протестантизма различного толка. Их общины, как правило, невелики, но культовые здания отличаются красотой и своеобразием, а паства - активностью.

- Как я стал адвентистом седьмого дня? - бывший студент Ерлан на минуту задумывается. - Когда было трудно, тяжело болела дочь. В мечети мне сказали: положись на Аллаха. А тут друг пригласил в общину к христианам, он тоже казах. Там стали молиться за нас, и не только. Помогли с врачом, дали продуктов...

Но больше всего в области в последнее время говорят о свидетелях Иеговы.

В начале августа жители пригородного поселка Кайнар-Булак обратились в городскую администрацию Чимкента с жалобой на то, что "свидетели" вовлекают их детей в свои ряды.

Одна из активисток поселка, Раушан Нигматулина, заявила журналистам, что свидетели Иеговы завлекают детей школьного возраста, покупая им шоколад и другие сладости. В то же время родители этих детей считают подобные методы, по меньшей мере, нечестными. В поселке едва не назрел конфликт на религиозной почве.

С другой стороны, проповедники общины говорят, что сладости являются лишь проявлением дружеских чувств и сострадания к обездоленным детям. Спорить с этим трудно, поскольку в Кайнар-Булаке действительно живут люди небогатые, если не сказать больше.

Эта история не первое проявление недовольства деятельностью иеговистов, среди которых есть перешедшие в новую веру мусульмане и христиане. В начале нынешнего года аксакалы поселка Наурыз, расположенного на южной окраине областного центра, направили в городскую администрацию официальное письмо с просьбой прекратить деятельность свидетелей Иеговы.

Письмо обсудили на заседании акимата, предложения направили в прокуратуру города, представители которой, рассмотрев документ, не усмотрели в деятельности иеговистов ничего противозаконного. Но последним посоветовали не нагнетать обстановку.

Мусульмане, чьи дети потянулись к иеговистам, открыто выражают недовольство деятельностью этой секты. Три года назад в Махтааральском районе ЮКО произошло столкновение мусульман со свидетелями Иеговы. Группа недовольных подкараулила возвращавшихся с богослужения иеговистов.

Последовавшая за этим перепалка вылилась в драку. По информации отдела по работе с религиозными организациями, кроме письма из поселка Наурыз, официальных жалоб на свидетелей Иеговы не поступало. Имеются лишь устные обращения христиан и мусульман. Однако конфликт, который зарождается между основными конфессиями и иеговистам, по мнению главного специалиста отдела Владимира Жаринова, свидетельствует о "переделе конфессиональных сфер влияния".

Передел этот закономерен. "Мы расширяем круг контактов. Ходим, общаемся с народом, проповедуем на дому, на рабочем месте и на улице. Мы не ждем, когда люди придут к нам сами", - говорят иеговистские проповедники. В то же время служители ислама и православия почивают на лаврах традиционализма.

Впрочем, последнее время проповедники свидетелей Иеговы несколько умерили свою активность, они почти не ходят по домам, не раздают свою литературу на улицах. Зато в построенном ими недавно новом доме молитвы всегда многолюдно.

***

Современный мир динамичен, в нем все меньше места традиционализму. Славяне принимают ислам, а представители тюркских народов ищут себя в тех или иных формах христианства. Это заметно даже в столь консервативном регионе, как ЮКО.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Имя: Амир Каракулов 31.10.2002
Тысячелетняя молодость 31.10.2002
У самовара я и моя Маша! 31.10.2002
Абдижамил Нурпеисов: "У литературы нет границ" 31.10.2002
Всем миром 31.10.2002
Вера против террора 31.10.2002
Султан Кастоев: "У победы много друзей, но мало кто реально помогает ее достичь" 30.10.2002
Батыр хочет соединить саксофон и кобыз 29.10.2002
Гульфайрус Исмаилова: "Чтобы ценить эту редкость - любовь…" 28.10.2002
"Солженицын был стукачом!" 27.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz