"Известия", 21 октября
Октябрь 2002 года, несомненно, войдет в историю как месяц "Тату". Две недели назад в Европе начались продажи англоязычного альбома группы, там известной как "t.A.T.u.", и пластинка моментально взлетела на первые строчки хит-парадов. Все лето фразу "Я сошла с ума" можно было услышать в любом городе Восточной Европы, теперь ее же, но только по-английски, слушает весь мир.
Двум субтильным девочкам удалось сделать то, что никак не удавалось сделать ни одной нашей рок- и поп-группе, хотя пытались многие. Но и "Тату" теперь не одиноки: готовится к новому прорыву певица Алсу, а совсем недавно на первой строчке британского танцевального хит-парада значился саратовский проект PPK.
Означает ли это, что русская музыка наконец-то начала завоевывать мир? "Известия" пытаются разобраться.
На российском рынке сейчас представлены все пять мейджоров, крупнейших рекорд-компаний, - EMI, Warner, Sony, BMG и Universal. Каждая из них, приходя в Россию, обещала, что вплотную займется пропихиванием наших за рубеж. Однако успеха пока добился один Universal - именно там ведут дела "Тату" и Алсу. Как так вышло и чего нам ожидать дальше, рассказывает Ася Калясина, директор по маркетингу компании Universal.
- Как продается альбом "Тату"?
- Отлично продается. Он пока вышел в некоторых странах Европы, и в одной только Италии 40 тысяч продалось в первый же день, причем они обещают 100 тысяч до Рождества.
- Это, по тамошним меркам, много?
- Это очень много по любым меркам. Ты сам не понимаешь, что ли? Вполне сравнимо с продажами топовых артистов типа Эминема, No Doubt. В Америке сингл "All the Things She Said" (англоязычный вариант "Я сошла с ума") стоит на третьем месте в "Биллборде" в чартах продаж - при том, что он еще не вышел на радио, а только играл в клубах и в Интернете. 28 октября он выйдет на радио, и понятно, что будет номером один. Сам альбом в Америке выходит 3 декабря. Релиз постоянно откладывают, нагнетают страсти. В Испании, где он уже вышел, была такая истерия, что в день выхода чуть ли не с ночи очереди стояли.
- Сейчас, значит, начнут капать адские тыщи. Они кому достанутся - вам, Interscope, Шаповалову?
- Подробности контракта - это, конечно, коммерческая тайна. Но в принципе могу сказать, что мы с Interscope пополам тратим деньги на проект, у нас так называемый joint venture, соответственно и прибыль делим. Ну и артист получает свои авторские.
- А Шаповалов?
- Так Шаповалов и есть артист в данном случае. У нас же с ним заключен контракт. А он уже должен что-то отстегнуть девочкам. Столько, сколько ему заблагорассудится. Я так думаю, долларов сто уж отчислит (смеется). Ну это уже от него и от девочек зависит, мы в это не влезаем.
- Алсу продается заметно хуже, чем "Тату"?
- Алсу сейчас вообще пишет альбом. В ноябре мы выпустим ее русский альбом, а потом уже... Что до продаж ее англоязычного дебюта, то, честно говоря, он просто сам по себе недотянул.
- Первый продюсер Алсу, Валерий Белоцерковский, утверждает, что Universal своими неумелыми действиями едва не загубил девушке мировую карьеру. Что вы на это скажете?
- Белоцерковский вообще всегда делал пиар на том, что чехвостил нас в хвост и в гриву. Ну и ради бога. Но, действительно, мы немного не туда ушли и с ее стилем, и с имиджем. Алсу очень любит "черную" музыку типа Destiny"s Child и всегда очень хотела быть на них похожей. Но ведь этого никогда не произойдет - просто потому, что она не черная. И двигаться ей в этом направлении совершенно бесполезно: никогда не получится искренне, все будет немного искусственно. Алсу - симпатичная, душевная русская девочка, и если пытаться сделать из нее что-то, чем она не является, то она будет выглядеть просто глупо. Но вот сейчас она окажется наконец в своей тарелке, потому что на новом альбоме будет совсем другая музыка: красивый и неглупый поп в духе Шадэ, Селин Дион... А первый блин оказался комом. У нас просто опыта тогда еще не было, и мы слишком много слушали тех людей, которых слушать были не должны. И записали не то. Плюс она никак не могла найти себе нормальный менеджмент, а без этого вообще невозможно работать.
- Я думал, вы же и менеджментом ее занимались.
- Нет-нет, что ты. Это разные вещи. Менеджер - это человек, защищающий интересы артиста, в частности, и перед рекорд-компанией. Мы не можем быть менеджерами, потому что тогда случится конфликт интересов. Но сейчас Алсу наконец нашла себе хорошего человека, который занимается записью альбома. Думаем, к весне он будет готов. И уж тогда поднапряжемся. Круто все будет.
- Мальчиковый дуэт Smash вы подписали, глядя на успех "Тату"? То есть это та самая долгожданная группа "Тот того"?
- Smash мы подписали достаточно давно, и без всякой связи с "Тату". Здесь разве что сработал один и тот же принцип: вот мы поглядели на "Тату" и поняли, что такого нигде в мире нет, и со Smash та же история.
- Ну так уж и нет...
- А ты подумай. Где-нибудь есть два поющих мальчика? Да еще и русских поющих мальчика, да еще с такими голосами, характерами? Нет таких. И их музыка будет востребована всегда - тем сегментом рынка, на который они и ориентированы.
- Каким именно?
- Каким, каким. Девочками. От 10 до 18 лет. И плюс тетеньками. И никакой особенной концепции за Smash не стоит, а есть просто два мальчика, которые с детства поют, потому что не петь не могут.
- Почему все-таки два самых шумных поп-проекта, преуспевших за рубежом, достались именно вам?
- Я думаю, дело в том, что у нас менеджмент американский. Наш начальник Дэвид - американец, и он хотя бы приблизительно понимал, что нужно делать, куда идти, с кем разговаривать. Это ведь очень непростой путь. Universal - гигантская корпорация, тут много подводных течений, и надо очень тонко действовать. Чтобы сделать релиз "Тату", мы плотно работали год. Год! А у нас люди просто не в курсе, как работает шоу-бизнес во всем остальном мире, это и объяснить-то толком невозможно. И если бы Дэвид не был американцем, нам было бы значительно сложней во всем этом разбираться. К тому же руководители многих наших компаний, к сожалению, очень консервативны. И все-таки разница в менталитете огромна.
- Сейчас вам стало понятней, какой должна быть русская музыка, чтобы иметь шансы пробиться на Западе?
- Нам кажется, то, что популярно здесь, может быть популярно где угодно. Другое дело, что есть проекты, у которых и качество, и репертуар отстали лет этак на сто. Поэтому какие-нибудь "Руки вверх" не имеют ровным счетом никаких шансов. Мы опять же проверяем на Дэвиде. Он слушает, и если ему нравится, то почему это не может понравиться еще двум миллионам таких же американцев, как он? У русских есть одно определенное преимущество: они другие. Читали другие книжки, слушали другие сказки, у них в голове совершенно особенный мир. И это мир новый, неожиданный и потому притягательный для западного человека. Я думаю, тот же Дельфин вполне может пробиться: русская уличная культура - это нечто ну совсем экзотическое. Россия вообще хороша тем, что здесь и только здесь можно наблюдать такое экстремальное сочетание радикального Запада и радикального же Востока. Достаточно взглянуть на Москву, чтобы в этом убедиться. Те успехи, о которых мы тут говорим, очень закономерны: просто из России так долго ничего и никуда не выходило, что сейчас будет просто взрыв, это точно. Вот я недавно вернулась из Лондона, была на конференции. Все вокруг ходят потерянные, говорят, у нас рынок упал на треть, все плохо. И только в России - все зашибись! Рынок растет, новые проекты появляются. И поэтому о русских сейчас только и разговоров. Все русское сейчас самое модное. Так что все только начинается.
"Тату" в воспоминаниях современников
Татьяна ДОЛМАТОВСКАЯ, продюсер отдела моды журнала Vogue
- Мы снимали "Тату" для нашего очередного номера, и я провела с ними целый день. На самом деле со сцены от них идет гораздо больше драйва, чем в жизни. В жизни это просто маленькие, капризные, несозревшие девочки. А вот их продюсер Ваня Шаповалов - совсем другое дело. Безумно расчетливый, умный, грамотный, хитрый. Мы хотели снимать их в роли ангелочков, на что Ваня сразу сказал: "Давайте круче! Давайте снимем их в церкви, будто бы они венчаются!" Ну мы действительно поехали в католическую церковь, девочки еще в таких полупрозрачных накидочках... Конечно, из церкви нас тут же поперли. Да, дрючит он их как сидоровых коз. В стиле: "Ваня, мы хотим есть..." - "Какой есть?! Ну ладно, 15 минут на все, бегом!"
Тревор ХОРН, продюсер англоязычного альбома "Тату" (из интервью на сайте www.tatugirls.com)
- Было довольно забавно с ними работать. По-английски они сперва вообще не говорили. Потом чуть подучились и тут же стали капризничать. Нет, они очень милые. Тихие, приятные, дружелюбные, немного диковатые зверушки. Я работал со многими артистами (Pet Shop Boys, Yes, Simple Minds и др.), но, пожалуй, никого похожего на Юлю с Леной не встречал. И пластинка, которая получилась, мне очень нравится. Такой попс на метадоне. Звучит, как извращенная немного АББА. Я думаю, они далеко пойдут. В них что-то есть.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ, кинокритик
С группой "Тату" я виделся всего один раз в жизни, случайно. Однажды я шел по Страстному бульвару и встретил музыкального обозревателя журнала "Афиша" Сапрыкина. Он сказал, что идет встречаться с группой "Тату" и взял меня с собой. Мы решили купить торт, неприлично ведь к девушкам идти без торта. Взяли "Прагу", но они к нему и не притронулись. Оказалось, что они больше любят еду из "Макдоналдса". Та, которая черненькая, мне тоже понравилась, но она была очень занята макияжем и вообще производила ощущение особы целеустремленной и энергичной. Наверняка у нее было много дел и без нас. А вот рыженькая - просто золото. Как минимум она не любит кино. Но зато любит читать книги. Больше всего ей нравится "Сага о Форсайтах" и книга Эрнеста Мулдашева про диагностику по роговице глаза. О них мы с ней и разговаривали. А потом нас выгнали. С тех пор я группу "Тату" не видел и думаю, что не увижу больше никогда. Но мне они очень понравились. |