NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 01:22 ast
23:22 msk

В Туркестане проходит II Всемирный курултай казахов
Сегодня в древний город приехал Глава государства
24.10.2002 / культура и спорт

"Хабар", 23 октября

В первый рабочий день курултая прошло театрализованное представление и праздничный концерт. Но курултай- это не только песни и музыка. Сегодня состоялось расширенное заседание депутатов курултая с участием Президента РК Нурсултана Назарбаева. Глава государства приветствовал гостей и участников курултая у стен мавзолея Ахмеда Ясави. Затем он поднялся к символу курултая - это шанырак, хранящий колыбель тюрков, высеченную из каратауского камня. Глава республики подчеркнул значение курултая в жизни казахов всего мира.

- 10 лет назад, на I Всемирном курултае казахов, мы радовались нашей независимости. Но мало объявить независимость - надо ее отстоять. Мы можем сказать, что за 10 лет мы отстояли и укрепили независимость нашей страны, - сказал Нурсултан Назарбаев, Президент РК.

II Всемирный курултай обещает принять характер встречи, на которой поднимаются проблемные вопросы. Депутаты из ближнего и дальнего зарубежья готовятся к серьезному диалогу с казахстанцами. В Китае проживает 1,5 миллиона казахов, но многие сталкиваются с препятствиями, когда хотят попасть в Казахстан. А для оралманов Гульсараевых курултай стал семейным праздником. 10 лет назад у них родилась двойня. После этого он решили переехать из Узбекистана на землю предков. Официально курултай открылся в культурном центре Международного казахско - турецкого университета. Выступая перед делегатами, Глава государства отметил, что Казахстану за 10 лет удалось сделать самое главное - сохранить стабильность и спокойствие на своей территории, заручиться дружбой с соседями. Количество квот для оралманов увеличивается с каждым годом. Пришло время и для более тесного общения с казахами, живущими за рубежом. Представители казахской диаспоры рассказали о ситуации на местах. Например, в Узбекистане мало газет и журналов на казахском языке. А звезды казахстанской эстрады - редкие гости в Узбекистане. Казахи, проживающие в Европе, не испытывают недостатка в казахских газетах и журналах. Но они не могут читать на кириллице, и просят часть газет печатать на латинице. Казахская диаспора, проживающая в России, попросила Президента РК содействовать открытию казахстанско- российского университета. Для миллиона казахов, проживающих в России, важно изучать язык, историю и культуру своего народа. Месяц назад перестал летать единственный самолет, который связывает Монголию, Баян-Ульгу и Усть- Каменогорск - Алматы. Представители казахской диаспоры Монголии обратились к Президенту с просьбой построить прямую автодорогу длиной в 600 км. Завтра курултай продолжит работу в секциях.

-----

Туркестан: второй всемирный курултай
"Казахстанская правда", 23 октября

За всю историю становления казахского народа ему пришлось пережить немало. Были и годы страшных бедствий, когда реально вырисовывалась угроза исчезновения - при джунгарском нашествии, оставшемся в памяти народа как "годы великих бедствий". Были и великие по своей значимости достижения и победы, объединение казахских земель при хане Аблае, обретение Казахстаном независимости.

В мире очень немного стран, имеющих такую древнюю, но в то же время и столь молодую историю, как Казахстан. Страна, расположенная в самом центре Евразийского континента, была прародительницей многих народов, ныне либо канувших в Лету, либо переселившихся далеко за ее пределы, но лишь казахам судьбой было даровано остаться здесь навсегда, дать этой земле историческое имя и построить свое государство, о чем веками мечтали наши предки.

И вот теперь, когда мы, благополучно переступив рубеж очередного тысячелетия, продолжаем строительство своей независимости, встает вопрос о будущем развитии не только государственности, но и нации. И в этом особая роль отводится нашим соотечественникам за рубежом, численность которых достигает более одной трети всех казахов.

Сегодня, в день значительного для всех нас события - второго Всемирного курултая казахов, мы хотели бы рассказать о некоторых аспектах жизни и деятельности казахских диаспор за рубежом, а также их связи с исторической родиной - Казахстаном.

Из истории вопроса

Могла ли идти речь всего лишь чуть более десяти лет назад о том, чтобы на исторической Родине собрать представителей всего казахского народа, которых волей судьбы раскидало по всему миру. Те, кто помнит эти времена, обязательно высказались бы в скептическом тоне.

Но атмосфера праздника, радости и ожидания, царившая на первом курултае казахов, собранном по инициативе Президента страны, превзошла все ожидания. Порой думается, что только ради этого можно было устроить мероприятие, ставшее большим событием в жизни народа, которому довелось немало пострадать. Это была действительно историческая веха, которая уже через некоторое время продолжится очередным слетом казахов.

Дети степи, многие из которых даже ее не видели, не ощущали запаха ковыля, о котором так часто вспоминал в последние годы своей жизни легендарный правитель мамелюков султан Бейбарс, получат возможность прикоснуться к истории предков, которыми освящена земля Туркестана.

Недаром именно этот город выбран в качестве своеобразной ставки, где соберутся потомки кочевников, которые десятки лет, зная о существовании друг друга, так и не могли встретиться.

В связи с этим хотелось бы остановиться на истории казахских диаспор, на том, как и почему они оказались на чужбине, какими путями шло их расселение. Это вопрос не носит лишь познавательный характер, связанный с естественным и необходимым желанием изучения своей истории. Он представляет и государственный интерес. Ведь на сегодняшний день казахская диаспора становится важным элементом международной деятельности Казахстана, так как связывает воедино три различных составляющих: Казахстан, как страну, куда простираются исторические корни диаспоры; современную диаспору; государства, принявшие миграционный поток.

Специфика казахской диаспоры заключается в том, что миграция этого народа всегда носила насильственный характер - люди, веками кочевавшие по бескрайним степным просторам, под давлением различных обстоятельств были вынуждены покидать родные края. Можно только себе представить, какой должна была быть угроза, чтобы они покидали землю, где покоился прах их предков, где они впервые вкусили молоко матери.

Народ, чью непосредственность в своих трудах отмечали все побывавшие в этих краях путешественники, рассматривал миграцию лишь как временное явление - уход от бедствий, преследований, безысходности. В их душах всегда теплилась надежда на скорое возвращение. Но все временное, как бы ни была избита эта фраза, оказывалось постоянным. И люди, не готовившиеся к такому шагу сознательно, впоследствии расплачивались жизнью и неимоверными лишениями.

Маршруты миграции, а если выразиться точнее - бегства, обычно вели в те страны, о которых у казахов существовало хоть какое-либо представление, - Китай, Россия, государства Средней Азии; некоторая часть уходила в Афганистан, Иран, а далее растекалась по всему миру.

Причины, по которым казахи покидали родину, в большинстве своем носили политический и экономический характер. Это и борьба против нашествия джунгар и ойратов, национально-освободительные движения против самодержавия. Но самая большая миграция была вызвана приходом к власти большевиков, проведением ими политики "Малого Октября", коллективизации, запретом на религиозные убеждения.

Отдельно следует выделить причины экономического характера, хотя и они в большинстве своем были связаны с политическими событиями. К ним относятся разрушение традиционной кочевой системы хозяйствования, которая, как мы знаем, веками складывалась у нашего народа, а также трудовая иммиграция в страны Западной Европы и Америки в 1960-1990 годы.

Политические коллизии XX века; процессы постоянной перемены границ, которые кроились ради чего угодно, но только не на благо живущих на этой земле людей; изменение статуса государств; установление новых государственных форм и разрушение старых - все это непосредственно влияло на миграцию казахов и формирование диаспоры.

Самый яркий пример - миграция казахов в Китай. К началу переселения беженцев из Казахстана там уже издревле проживали казахские роды, контакты с которыми постоянно поддерживались. Но с изменением политической конъюнктуры и закрытием границ они оказались отрезанными от Родины, а некоторая их часть покинула страну в поисках более благоприятного пристанища.

Подобное произошло и с казахами, бежавшими на юг, в Среднюю Азию. По мере расширения советского территориального поля часть их откочевала на территорию Афганистана и Ирана, а позднее и в Турцию.

Интересна судьба казахов, которые решили отправиться в Индию. В эту, по преданиям, сказочную и таинственную страну казахи попадали через Тибет, после подавления в середине 30-х годов в Восточном Туркестане восстания национальных меньшинств. Часть казахов отправилась в Монголию, часть приняла решение уйти в Индию. После тяжелых испытаний казахи сумели добраться до нее, но радушного приема там не встретили. Британские власти выставили требование разоружиться, после чего странники были помещены в лагерь для беженцев. Из-за тягот перехода и инфекционных болезней большая часть переселенцев погибла. Те же, кто выжил, постепенно расселились по стране и даже создали "Казахский центр" в Бхопале. После разделения Индии на две страны казахи были вынуждены вместе с мусульманским большинством отправиться в Пакистан, где, несмотря на вновь обрушившиеся неимоверные лишения, смогли наладить жизнь. Тем не менее из-за невозможности получения гражданства пакистанская диаспора стала склоняться к переезду в какую-нибудь иную страну, где у их детей было бы будущее.

В конце концов казахи Пакистана решили перебраться в Турцию. Переезд, начавшийся в 1953 году, не был таким сложным, как ранее, так как турецкие власти и международные организации оказывали казахам существенную помощь, что позволило им быстро адаптироваться к местным условиям.

Что касается диаспоры европейских стран, то первоначально они образовывались в основном за счет не вернувшихся домой советских военнопленных. Постепенно европейская диаспора казахов увеличивалась, и в первую очередь, за счет трудовых мигрантов из Турции, которые ехали в Европу и Северную Америку. Именно так возникли современные казахские диаспоры в Германии, Франции, Швеции, Бельгии, Австрии, Норвегии. Обратного оттока в Турцию почти не было, временное пребывание становилось постоянным.

Североамериканскую диаспору казахов начали образовывать бывшие советские военнопленные, освобожденные союзниками и отправленные в Турцию, откуда они получили возможность переехать в США или Канаду. В 60-е годы к ним присоединились трудовые мигранты-казахи из Турции, выходцы из КНР, приехавшие через Японию или Тайвань на заработки или учебу. В более поздний период североамериканская диаспора пополнилась за счет казахстанцев, приехавших на учебу или на работу.

Сегодня казахская диаспора, расселившаяся в более чем 40 странах мира, является одной из самых больших в мире и составляет более 5 млн. человек. Если учесть тот факт, что общая численность казахов в мире составляет 13 млн. человек (по численности казахи сравнялись с греками, болгарами, португальцами), то получается, что почти каждый третий казах живет вне пределов исторической Родины.

Казахская диаспора сегодня

Вопросы, связанные с казахской эмиграцией, долгое время изучались только зарубежными исследователями. В советской науке на эту тему существовало строгое табу - проблема эмиграции и диаспоры определялась однозначно негативно. Это было последствием политики "железного занавеса", а также прямым результатом внутренней политики, когда каждый уехавший за рубеж объявлялся предателем родины.

К счастью, теперь это в прошлом, и сегодня совсем нелишне задаться вопросом о судьбах и перспективах казахской диаспоры.

Как складывается их жизнь вдали от Родины, с какими трудностями сталкиваются те, кто решил вернуться на землю отцов и дедов? Думается, эти вопросы должны волновать не только государство в лице чиновников. Ведь представители казахской диаспоры, являясь составной частью всего казахского народа, лишь в силу различных обстоятельств оказались за пределами своей прародины. И надо отдать им должное: оказавшись в странах с разной культурно-исторической ориентацией, они не только сумели адаптироваться, сохранив свои язык и культуру, но и усвоили культуру, язык и обычаи стран, где они проживали.

Статистические данные говорят, что наибольшее число казахов, из тех, что проживают за рубежом (около 1,5 млн. человек), находятся в данное время в Китае. Причем там же за последние 10 лет наблюдается ощутимый рост численности казахской диаспоры, не попавшей под прессинг политики ограничения рождаемости. Далее идут государства Средней Азии, Россия, Монголия, Афганистан, Турция, Иран. Из европейских государств, пожалуй, только в Исландии нет представителей казахской диаспоры. Наши соотечественники также проживают в Северной Америке (преимущественно в Канаде и США), в Австралии и на Африканском континенте, в частности в Марокко и Египте.

Любая национальная диаспора в иноязычной среде начинает постепенно ассимилироваться. Прежде всего это касается молодого поколения, отличающегося наибольшей социальной мобильностью. Но чаще всего именно диаспора, в силу особых условий выживания и сохранения своей культуры, становится более строгой носительницей и хранительницей культуры своей прародины.

Как уже отмечалось выше, для казахской диаспоры характерна успешная адаптация в странах с различной экономической, культурной и религиозной направленностью. Очевидно, это объясняется генетической связью с кочевничеством как типом цивилизации. Номадство, как кочевой образ жизни, очень часто ставило кочевника перед необходимостью выживания, будь то в силу природно-климатических факторов или характерных внутренних противоречий. Обязательной предпосылкой выживания становилась чрезвычайно высокая степень адаптивности. В суровых условиях кочевого быта, перемещаясь с места на место, будь то с Алатауских гор в степи Сары-Арки, а оттуда в знойные пустыни Мойынкумов или Мангышлака, требовались такие качества, как динамизм, социальная мобильность, умение быстро принять решение в новых обстоятельствах, а порой и пойти на риск. Именно этот набор качеств обеспечивал успех переселенцу при самоутверждении в системе принимающего общества.

Скажем, в Турции большинство казахской молодежи занимается своим "этническим" бизнесом: обработкой, шитьем и продажей кожаных изделий. Однако в последние годы прослеживается другая - параллельная тенденция, выдвигающая на первый план государственную и частную службы, интеллектуальные профессии. И хотя высшее образование в Турции стоит достаточно дорого, некоторые казахи имеют дипломы об окончании нескольких вузов.

Важнейшим идентифицирующим признаком этноса является язык, с которым непосредственно связано этническое самосознание. Думается, недалек был от истины человек, назвавший отказ от своего языка "коллективным самоубийством" - первым шагом на пути исчезновения этноса. В этой связи можно констатировать нежелательную тенденцию слабого знания казахского языка большинством молодежи казахской диаспоры, проживающей в городах. Кстати, это характерно и для урбанизированного молодого поколения самого Казахстана. Если старшее поколение владеет, как минимум, двумя языками, то знание казахского языка вторым и третьим поколениями диаспоры оставляет желать лучшего.

К примеру, в ФРГ, куда казахи стали переезжать в середине 1960-х годов как составная часть турецкой трудовой иммиграции, родители в семьях в основном говорят на турецком языке, а их дети на немецком. Поэтому старшее поколение в западных странах стало инициатором организации школ, культурно-просветительских общественных организаций для обучения казахскому языку и распространения казахской культуры среди подрастающего поколения. В зарубежье созданы школы по изучению казахского языка в Турции и Великобритании.

Наверное, хорошей поддержкой в решении данной проблемы было бы получение из Казахстана книг, газет и журналов на казахском языке, освещающих происходящие события как на исторической родине, так и в казахских общинах, находящихся в других странах.

Конечно же, здесь также имеются свои нюансы. Например, языковая проблема, связанная с использованием казахской нацией сразу трех алфавитов: кириллицы в Казахстане, странах СНГ и Монголии, латиницы в Турции, арабской вязи в Китае, что является уникальным случаем в истории мировой культуры.

Исследование жизнедеятельности диаспорных групп приводит к выводу о значимости и религиозного фактора. Известно, что религия в инокультурном окружении часто становится средством этнического самоутверждения и сохранения идентичности. В процессе адаптации к принимающему обществу прослеживаются общие закономерности, одной из которых является строительство своего культового здания. Это было первое и обязательное событие в жизни всех этнических групп, в том числе и у мусульман-казахов.

Вторым процессом, характерным для современной казахской диаспоры, является репатриация в Казахстан, под которой понимается обратное движение эмигрантов на свою этническую родину для постоянного проживания. На протяжении 1939-1970 годов коренной этнос в Казахстане составлял меньшинство. Перелом в демографическом развитии казахского народа наметился в начала 60-х годов. Именно в этот период на историческую родину из КНР вернулось около 200 тысяч репатриантов. Но осложнившиеся в дальнейшем отношения СССР с Китаем прекратили этот процесс. Тем не менее тенденция неуклонного роста не только общей численности казахов, но и их удельного веса в составе населения республики была очевидна.

Возвращение

Проблема репатриации для Казахстана встала во весь рост с 1991 года, после образования независимого государства. Так как Казахстан не имел практики проведения подобных мероприятий, необходимо было самостоятельно решать насущные проблемы, связанные с организацией перевоза казахских репатриантов на историческую родину: вопросы гражданства; их обустройства на местах; предоставления жилья, работы.

Начало массовой репатриации приходится на февраль 1991 года, когда первые 97 казахов из Монголии переселились в Казахстан. Во многом это было стихийным, слабо организованным процессом. Отсутствовала прежде всего надежная, продуманная законодательная база, защищающая права репатриантов. Массовая же репатриация казахов из Ирана началась в феврале 1993 года, когда в Казахстан переехали 722 семьи, среди которых была значительная доля интеллигенции.

Главной трудностью для репатриантов "первой волны", препятствующей быстрой адаптации, стало незнание русского языка. Более характерно это для китайских, иранских и афганских репатриантов. Многие монгольские казахи получили высшее образование в бывшем СССР, и процесс языковой адаптации для них был менее болезненным. Все остальные проблемы репатриации связываются с социально-экономическими, правовыми, морально-этическими факторами. Так, по данным 2000 года, около 5 тысяч семей переселенцев не имели нормальных жилищных условий. Многим приехавшим было довольно трудно освоиться в новых условиях в силу того, что климат в районах поселения был более суровым, чем тот, в котором они ранее проживали; при этом расселение нередко проводилось в районах, транспортная и социальная инфраструктура которых оставляла желать лучшего.

Множество проблем связано с прохождением пограничных и таможенных процедур, процессом выхода из гражданства, обучением и трудоустройством на новом месте и т. д. Это, видимо, и является причиной того, что из 2 тыс. казахов, проживавших за рубежом, лишь один возвращался в Казахстан.

В последнее время Правительством выполнен большой объем работы в сфере миграционной политики. Подписаны различные законодательные акты и инструкции, утверждены Программа демографического развития на 2001-2005 годы, Программа миграционной политики до 2010 года и план действий по ее реализации. Еще в начале 90-х годов законодательно были установлены государственные квоты для репатриантов, предусматривающие их равномерное расселение на территории республики с учетом этнодемографического и социально-экономического развития административных территорий, ситуации на рынке труда.

На ближайшую перспективу миграционные органы республики поставили в качестве приоритетной задачи иммиграцию (репатриацию) этнических казахов из зон конфликтов (Таджикистан, Афганистан), а также зон экологического бедствия (Узбекистан, Каракалпакия). Так, в Узбекистане казахи в основной своей массе проживают в экологически неблагоприятных регионах Приаралья и пустыни Кызылкум. В целом, в ближайшее время поставлена цель провести репатриацию 500 тысяч этнических казахов.

Конечно, Казахстану пока трудно создавать для своих переселенцев такие же условия, как, например, в Германии или Израиле. Но если государство действительно защищает на международно-правовой основе свои национальные и региональные приоритеты, его миграционная политика не может не учитывать интересы своих соотечественников.

Согласно данным переписи 1999 года, численность казахов в самом Казахстане составила 7 895 тысяч человек, или 53,4 % всего населения. По некоторым прогнозам, в перспективе эта цифра возрастет до 20 млн. человек и тем самым составит более двух третей жителей республики. Также, по расчетам демографов, "средний" вариант демографического потенциала казахов к концу XXI века будет составлять без малого 30 млн. человек, что почти в 2 раза больше, чем все население современного Казахстана. Средний возраст казахов сейчас составляет всего 25 лет, а это значит, что такая молодая (по возрасту) нация будет находиться на стадии демографического подъема. Если эти планы осуществятся, то думается, они обязательно сыграют свою положительную роль. Подтверждением этому могли бы стать слова президента Финляндии Урхо Кекконена о том, что "будущее нации зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок".

Трудно оценить всю значимость курултая. Это не просто мероприятие, которое собирает представителей коренного этноса Казахстана. Это еще и достойный, как считает Глава государства Нурсултан Назарбаев, пример для всех диаспор, проживающих в Казахстане. В своей книге "В потоке истории", рассуждая о судьбах страны, казахского этноса, о стремлении многих казахов вернуться на свою историческую родину, Нурсултан Назарбаев отметил, что "придет время, когда мы создадим для их возвращения не худшие условия, чем создают сегодня для своих соотечественников Германия и Израиль. Но мы не стимулируем искусственно их отъезд со второй Родины".

Также Нурсултан Назарбаев с удовлетворением отметил, что для казахов за рубежом характерно сохранение своего национального самосознания. "Я помню, - пишет он, - даже в Лондоне, где казахская диаспора относительно невелика, в апреле 1994 года меня окружила группа казахов, и как горячо и взволнованно они обсуждали вопросы развития своей материнской земли - родного Казахстана. А сколько таких замечательных встреч было в Китае, Иране, Монголии, России, Турции... Везде, где живет казахская речь...". Позиция государства в отношении казахских диаспор предельно четкая и корректная, заявил Нурсултан Назарбаев. Она заключается "в культурной, экономической и политической поддержке наших диаспор при соблюдении принципов территориальной целостности и невмешательстве во внутренние дела суверенных государств. Но если в правовом смысле все достаточно прозрачно, то внутренняя культура казахских диаспор достойна подражания не только в формально-правовом, но и в чисто человеческом измерении. Сохранение своего национального "Я" и патриотизм по отношению к стране своего гражданства - вот модель развития всех национальных диаспор и внутри Казахстана. Это достойная формула для демократического государства. Любая иная формула губительна...". Так считает Президент страны - автор книги "В потоке истории".

-----

По святым местам
Любовь ДОБРОТА, "Казахстанская правда", 23 октября

Вчера в Шымкент из Алматы прибыл специальный поезд, доставивший первых участников и гостей второго Всемирного курултая казахов. Хозяева встречали прибывших со всем радушием. Под звуки домбры и песни акынов-импровизаторов, размышляющих о духовном обновлении и сплочении нации, гостям преподнесли традиционную хлеб-соль. Улыбки. Дружеские рукопожатия. Теплые слова...

Ощутить свою национальную принадлежность и побывать на исторической родине - такое стремление присуще любому человеку, отметил на импровизированном митинге аким области Болат Джылкышиев. И очень радует, что Казахстан не забывает об этих чаяниях казахов, волею судьбы оказавшихся вдали от своего Отечества.

Многие этнические казахи приехали в республику впервые, и, конечно, на земле предков им интересно буквально все. Чем сейчас живет страна? Какие строит планы? Как заботится о духовном наследии? На все вопросы сразу не ответить. Но многое можно увидеть своими глазами. Для чего и была организована для гостей большая экскурсия. Но прежде всего посетили они святые для народа места: расположенный в Сайрамском районе мавзолей Ибрагима-ата, местность Мартобе, где в прежние времена проводились курултаи казахов, мавзолей Арыстанбаба в Отрарском районе... Гости почтили минутой молчания память жертв политических репрессий, возложили цветы к мемориалу "Касирет".

В этот же день участники курултая отправились в Туркестан - познакомиться с городом, по праву считающимся колыбелью тюркских народов. Им предстоит побывать на выставках ремесленников, которые своим творчеством из поколения в поколение передают особенности искусства и быта казахов.

Сам курултай в Туркестане начнется сегодня. На нем будут обсуждены актуальные вопросы, касающиеся взаимодействия казахских диаспор разных стран, проблемы миграции, возможность молодежи получить образование на исторической родине. Идеи и предложения, высказанные участниками курултая, лягут в основу конкретных программ, направленных на удовлетворение культурных, духовных, языковых потребностей казахов, проживающих за рубежом.

-----

Час духовного единения народа
Анвар ИСМАИЛОВ, заведующий кафедрой Южно-Казахстанского государственного университета имени М. Ауэзова, доктор исторических наук, профессор
"Казахстанская правда", 23 октября

Прошло десять лет со времени проведения первого Всемирного курултая казахов, состоявшегося в Алматы по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева. Тогда молодое суверенное государство делало только первые самостоятельные шаги. Представители казахских диаспор из стран ближнего и дальнего зарубежья от всей души приветствовали рождение общего для всех казахов Отечества. Съехались они из 33 стран мира, чтобы выразить стремление своих соплеменников вернуться на историческую родину. Тысячи оралманов за прошедшие годы уже стали гражданами Казахстана, начали новую жизнь на земле отцов.

Сегодня древний Туркестан встречает делегатов и гостей второго Всемирного курултая казахов. Выбор именно этого города местом его проведения не случаен. Южный Казахстан знаменит своими древними городами, святынями и шедеврами архитектуры. История свидетельствует, что в наших краях до монголо-татарского нашествия были высокоразвитые экономика и торговля, культура и наука. Здесь создавались материальные и духовные ценности, ставшие достоянием всего человечества.

Десять веков назад широкую известность в мире приобрели имена выдающихся людей нашего края: уроженца города Отрара, расположенного неподалеку от Туркестана, ученого энциклопедических знаний и великого мыслителя Абу Насра аль-Фараби, родоначальника суфистской школы миропонимания и уникального поэта Ахмеда Ясави. Труды их были написаны на древнетюркском языке и стали феноменальными для средневековой казахской культуры и тюркской цивилизации в целом. Высокий расцвет науки и культуры на юге нашей республики составил ту историческую базу, которая и по сей день служит духовным фундаментом народной мудрости и согласия в обществе, находится в фокусе познания многих поколений ученых и исследователей.

В XVI-XVIII веках Туркестан являлся резиденцией казахских ханов. Здесь расположен мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, известного под именем Хазрета Султана. В Южном Казахстане вблизи Шымкента находится исторический холм Мартобе, на котором поставил свою печать на своде законов "Жетi жаргы" великий Тауке-хан. Этот первый записанный и обнародованный здесь же, на последнем курултае казахов, свод законов вошел в европейские летописи под названием Степной Конституции. Именно этот первый всеказахстанский юридический документ определил правовые основы жизни и деятельности, места расселения казахских трех жузов.

"Жетi жаргы" стал сводом степных норм и правил, практически определил в последующие столетия все виды правовых отношений - бытовых, религиозных, общественных и государственных. Всеми соблюдались требования Степной Конституции, так как она была принята на народном курултае. И сегодня в исторически новой обстановке, при жестких требованиях современной жизни, в условиях процессов глобализации созван очередной курултай.

Несомненно, этот курултай станет историческим событием общенационального масштаба по определению путей объединения казахской нации, перспектив развития нашей республики, возрождения ее материального и духовного потенциала. Еще одна немаловажная задача курултая связана с дальнейшим расширением и развитием историко-культурных традиций и торгово-экономических связей Казахстана с соседними государствами Центральной Азии и дальнего зарубежья ради сохранения мира и стабильности в регионе.

Из глубины веков

Курултай - форма народного представительства у кочевников Центральной Азии. Точно не известно, когда возникла идея проводить подобные встречи. Но историки склонны считать, что они берут начало от народных собраний периода так называемой военной демократии бронзового века.

На таких сборах, в которых принимали участие взрослые боеспособные мужчины племени, избирали военных вождей, решали вопросы объявления войны и заключения мира. Поскольку кочевники сохранили элементы военной демократии на протяжении всего периода средневековья вплоть до нового времени, то институт курултаев приобрел у них совершенно особое значение. Как правило, именно на них избирали ханов, так как не существовало института наследственной ханской власти.

В организационном смысле курултай - это собрание представителей различных слоев общества для выработки решения по самым важным вопросам. Соответственно, решение о его созыве определялось в зависимости от складывающихся на тот или иной момент обстоятельств.

В истории казахов наиболее значим курултай на холме Ордабасы, близ Шымкента, проведенный в 1728 году. Тогда все три казахских жуза во главе с великими Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би объединились и избрали единым правителем Абулхаир-хана.

Наибольшее значение институт курултая приобрел у казахов в годы правления Тауке-хана. Собрания в местечке Мартобе, расположенном недалеко от Сайрама, стали ежегодными. На них распределялись маршруты кочевок, делились пастбища и разбирались межродовые споры.

После смерти Тауке-хана распалось единое ханство, и курултаи, как форма народного правления, сошли на нет. Последний известный в истории курултай был во второй половине тридцатых годов XIX века, когда представители ряда казахских родов избрали своим ханом Кенесары Касымова.

Современный курултай имеет несколько иное назначение, но с прежними собраниями его роднит то, что и тогда, и теперь он является яркой формой народного представительства, присущей тюркским народам.

-----

Ощущение Родины
Султан АБДИЕВ, главный режиссер Мурманского областного театра
"Казахстанская правда", 23 октября

Родина... Это светлое и емкое слово сопровождает нас всю сознательную жизнь. Сначала оно кажется нам понятием, которое можно объяснить словами. И лишь с годами начинаешь понимать, что Родина - это вовсе не понятие… Это - ощущение! Или, если хотите, чувство, которое особо отчетливо проявляется при расставании с родной землей. Мне это хорошо известно, ведь театральный режиссер по сути своей профессии - скиталец...

Я родился и вырос в Шымкенте, городе, который и по прошествии стольких лет является для меня самым... Здесь вместо многоточия я мог бы поставить огромный ряд эпитетов. Но все они вряд ли передадут глубину моих чувств, моих ощущений, моего чувства Родины.

Так случилось, что в 1991 году (еще при СССР) я покинул Казахстан и уехал в Россию. Уехал потому, что не мог не уехать - меня пригласили на работу в Свердловский драматический театр в качестве главного режиссера. Отправляясь в путь, я не думал, что уезжаю в другую страну! Но случилось то, что случилось. С 1992 года я гражданин не своей родины. Я раздвоился… И вот уже двенадцать лет живу и работаю в России, сердцем никогда не покидая свой родной Южный Казахстан. За эти годы мне пришлось поработать в разных театрах России. Но не было и года, чтобы я не приезжал в Шымкент.

Изменился ли мой город за это время? И да, и нет. Да - потому что внешние изменения нельзя не заметить даже мне, регулярно приезжающему сюда. Нет - потому что он всегда для меня родной. Родной воздух, родной климат, родное небо, родная земля. И, наконец, родные люди! Почти все мои родственники живут в Шымкенте. И родные могилы тоже здесь. А ведь все это и есть Родина.

-----

Делегаты курултая намерены поднять вопросы развития отношений между Казахстаном и казахскими диаспорами
Kazakhstan today, 23 октября

Делегаты всемирного курултая казахов, который пройдет 23-24 октября в Туркестане, намерены поднять вопросы развития отношений между Казахстаном и казахскими диаспорами. Об этом журналистам было сообщено руководством Ассоциации казахов в ходе подготовки курултая в Туркестане 23 октября. В работе курултая примет участие президент РК Нурсултан Назарбаев.

По информации руководства ассоциации, главной темой курултая станет оценка достижений республики за первое десятилетие независимости. Также будут обсуждены проблемы репатриации казахов из-за рубежа, их адаптации на родине, развитие культурных связей между республикой и зарубежными диаспорами, развитие культуры казахов в эпоху глобализации, проблемы обучения казахской зарубежной молодежи в казахстанских вузах, вопросы снижения государственных барьеров для оралманов, желающих вернуться в республику самостоятельно.

По всей вероятности будет поднят вопрос о создании таких отношений между Казахстаном и казахами, проживающими в других странах, при которых помощь будет идти в двух направлениях, как из Казахстана, так и в республику из-за рубежа. Будет предложено несколько моделей такого сотрудничества, в том числе в культурной и экономической сферах.

В курултае участвует около 500 делегатов из 36 стран мира, в том числе КНР, европейских стран, США, Ирана, Казахстана, России, Узбекистана и других стран. В течение 10 лет в Казахстан вернулось около 200 тыс. оралманов.

К курултаю приурочено открытие 11 крупных объектов, построенных в Туркестане, в том числе нового корпуса Казахско-турецкого университета, монумента "Символ курултая", фонтана "Тай-Казан", выполненного в виде священного Тайказана, хранящегося в мавзолее ходжи Ахмета Ассауи, нового медицинского центра "Сара", Центра искусств, Дома актера, спортивного центра, школы "Дарын" ("Талант").

-----

Правительство РК разработало программу поддержки казахских диаспор за рубежом
Kazakhstan today, 23 октября

Правительство РК разработало программу поддержки казахских диаспор за рубежом. Об этом в своем выступлении сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на II-всемирном курултае казахов 23 октября в Туркестане.

Данная государственная программа предусматривает оказание, прежде всего, культурной и духовной помощи казахам, проживающим за пределами Казахстана. В частности, в рамках ее реализации получат развитие культурные центры РК в таких государствах, как Россия, Китай, Монголия, Иран, Турция, США и в ряде стран Европы.

Кроме этого, согласно программе министерство юстиции и министерство образования и науки РК подготовили новые правила в получении образования в учебных учреждениях Казахстана казахской молодежи, проживающей за пределами республики.

-----

Торжественное открытие второго Всемирного курултая казахов
КазААГ, 23 октября

23 октября Президент Нурсултан Назарбаев принял участие в торжественном открытии второго Всемирного курултая казахов в городе Туркестане, передает Казахское информационное агентство.

Глава государства выступил с речью перед его участниками, в которой, в частности, были отмечены достижения республики за последние десять лет. За эти годы, сказал Н.Назарбаев, укрепилась независимость Казахстана. Страна вступила на путь демократического развития, осуществлен переход к рыночной экономике, создан Национальный фонд, сохранено единство нации. Республика развивает отношения с США, Россией, Китаем и странами Центральной Азии. Стремительно идет рост и развитие новой столицы Казахстана.

Согласно программе курултая, вечером Глава государства посетит Туркестанский музыкально-драматический театр, где состоится постановка "Сердце президента". Затем в честь участников курултая будет дан торжественный ужин, по завершении которого их вниманию будет представлено театрализованное представление на площади Есимхана в центре города.

-----

Свыше 1000 семей оралманов изъявили желание поселиться в Акмолинской области
КазААГ, 23 октября

В Акмолинском областном управлении миграции и демографии состоялось заседание комиссии по рассмотрению заявлений, поступивших от этнических казахов, проживающих за пределами республики и изъявивших желание вернуться на историческую родину, передает Казахское информационное агентство.

По словам руководителя этого управления Тасболата Касенова, к настоящему времени с такими заявлениями обратились 1016 семей из Российской Федерации и Узбекистана, которые изъявили желание поселиться на территории Акмолинской области. В связи с этим на заседании была определена соответствующая квота, согласно которой до конца года в область должны прибыть 130 семей оралманов.

-----

Новые объекты - ко второму Всемирному курултаю казахов
КазААГ, 23 октября

В канун второго Всемирного курултая казахов в городе Туркестане завершилось строительство новых объектов, передает Казахское информационное агентство.

В частности, рядом с гостиницей "Яссы" установлен символ курултая. А на площади Есимхана по заказу музея "Азирет-Султан" возведено здание "Субуркактайказан", в котором имеется большой зал на 550 мест и небольшая столовая. Строительные работы выполнены товариществами "Ержан-курылыс", "Анкор-2" и "Мур-ОШ". Свою помощь оказали спонсоры.

-----

Казахи из России попросили Нурсултана Назарбаева оказать содействие в создании казахско-российского университета
ТУРКЕСТАН, 23 октября. /Корр. РИА "Новости" Ревмира Вощенко/

Казахи из России попросили президента Казахстана Нурсултана Назарбаева оказать содействие в создании казахско-российского университета, где дети могли бы изучать родной язык, историю, культуру.

Как передает корреспондент РИА "Новости", с этой просьбой к президенту Казахстана обратились в среду участники второго Всемирного курултая /съезда/ казахов, живущих за рубежом.

В форуме, который проходит в древнем городе Туркестан, принимают участие более 600 гостей из 31 страны.

Съезд начался в Туркестанском казахско-турецком университете, затем делегаты почтили память предков на поминальном обеде в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави, и продолжили рабочее заседание.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, являющийся председателем президиума Всемирной ассоциации казахов, в ходе встречи с соотечественниками рассказал о достижениях в экономике и культуре, которых добилась республика за 10 лет, прошедших после первого всемирного курултая.

"Нам удалось сохранить стабильность и спокойствие на своей территории и заручиться дружбой с соседями, - отметил Назарбаев. - Казахстан, как и прежде, будет принимать желающих вернуться на историческую родину, и более тесно общаться с соотечественниками, живущими за рубежом". Участники форума в свою очередь высказали много пожеланий, как укрепить связи с исторической родиной.

В четверг деловые встречи в рамках курултая продолжатся.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Имя: Амир Каракулов 31.10.2002
Тысячелетняя молодость 31.10.2002
У самовара я и моя Маша! 31.10.2002
Абдижамил Нурпеисов: "У литературы нет границ" 31.10.2002
Всем миром 31.10.2002
Вера против террора 31.10.2002
Султан Кастоев: "У победы много друзей, но мало кто реально помогает ее достичь" 30.10.2002
Батыр хочет соединить саксофон и кобыз 29.10.2002
Гульфайрус Исмаилова: "Чтобы ценить эту редкость - любовь…" 28.10.2002
"Солженицын был стукачом!" 27.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz