Светлана ТУМАКОВА, "Око", 20 декабря
Собравшиеся подняли целый ряд вопросов. Позволю себе остановиться на самых острых. Первое, на что было обращено внимание, - откровенно слабое финансирование культуры. Все уже давно свыклись с мыслью, что эта сфера финансируется по остаточному принципу, и изменить что-то сложно. Хотя некоторый прогресс наблюдается даже в этом случае. Еще год назад при распределении республиканского бюджета культуре досталось чуть больше 1 млрд. тенге. На 2003-й год эта сумма возросла уже в три раза. По мировым стандартам - маловато. Хотя расходование даже этих средств вызывает целый ряд кривотолков. Вспомнить хотя бы те многочисленные юбилеи и презентации, которые можно было обставить со значительно меньшим размахом и сэкономить при этом немалые деньги. Впрочем, нельзя не позавидовать оптимизму первого вице-министра культуры Олега Рябченко. По его словам, со временем МКИОС планирует перейти от бюджета выживания к бюджету долгосрочного планирования, как это происходит сегодня в других сферах нашей жизни. Что ж, поживем - увидим.
Кадры решают все. Только не у нас
Серьезнейшую проблему поднял на встрече директор государственного театра оперы и балета им. Абая Куаныш Уразгалиев. Острую нехватку художников по гриму, по свету, звукорежиссеров, осветителей и других специалистов испытывают театры по всей стране. А все потому, что процесс подготовки кадров сегодня пущен на самотек. Только этим можно оправдать тот факт, что алматинское училище актерского мастерства в этом году приняло на первый курс десятерых мальчиков - будущих киноактеров... и ни одной девочки. Где брать последних - вопрос риторический. А что делать оперному театру, если в ближайшее время училище планирует выпустить 10 сопрано и ни одного тенора? Собравшиеся разделили мнение Куаныша Габидуллаевича о том, что не в компетенции министерства образования курировать учреждения, готовящие специалистов для культуры. Эту функцию давно уже пора передать МКИОСу, а работу по обучению кадров проводить в форме заказов. Ведь кому, как не театрам или киностудиям, знать, кто им требуется сегодня и кто будет необходим завтра. Ко всему прочему, сейчас явно ощущается недостаток учебных заведений, готовящих специалистов для сферы культуры. И что делает министерство образования? Его чиновники занимаются лишь тем, что вставляют палки в колеса тому, кто пытается хоть как-то изменить ситуацию к лучшему. Так, в Караганде в этом году энтузиасты своего дела решили открыть актерскую студию. Был набран полный штат высокопрофессиональных преподавателей. Но министерство образования по каким-то причинам лицензию студии не выдало.
Нельзя не замечать, что молодые специалисты продолжают уезжать из Казахстана. Большинство из них предпочитают работать в России. Прежде всего, связывать это нужно с тяжелым социальным положением артистов практически всех театров страны: от ведущих до провинциальных. Наша страна на сегодняшний день единственная в цивилизованном мире, где для артистов не существует вообще никаких льгот и социальных гарантий. Директор ГАТОБа им. Абая был вынужден признать тот факт, что когда ведущая балерина его театра - Лейла Альпиева - повредила колено и не смогла танцевать, чтобы оплатить ей больничный, руководство театра пошло на нарушение законодательства. И такие случаи - не редкость. Чтобы сохранить и как-то поддержать своих артистов, руководство театров сознательно идет на риск. Мыслимо ли такое положение дел, когда в России балерины, оттанцевавшие на сцене 15 лет, имеют полное право на пенсию, а в ведущем театре Казахстана 40 артистов (!) давно перешагнули возрастную планку в 50 (!) лет. Расстаться с ними - значит просто выкинуть их на улицу, ведь пенсии по выслуге лет по нашему законодательству им не светят. То же касается артистов, играющих на духовых инструментах, циркачей, вокалистов, которые в соседней России уходят на пенсию, отработав 20 лет.
А те условия, в которых приходится работать артистам, вообще не выдерживают никакой критики. В том же ГАТОБе им. Абая декорации и костюмы представляют скорее историческую ценность, нежели практическую. Изготовлены они еще в советское время и способны прослужить еще максимум 1-2 года. Пока не начнут рассыпаться прямо на глазах зрителей. Заметьте, что такое положение дел сложилось в ведущем театре страны, который по рангу можно вполне приравнять к Большому театру Москвы. Что говорить об их провинциальных коллегах?
Витас уводит зрителей у оркестра народных инструментов?
Вспомните, сколько раз нас с вами разочаровывали своей халтурой заезжие артисты, прибывшие в Казахстан для очередного "чеса". Потому совершенно оправдано на обсуждении законопроекта был поднят вопрос о законодательном закреплении ответственности организаторов за проведение концертов или каких-либо других выступлений. Правда, выводы некоторыми были сделаны, надо признать, весьма оригинальные. Кое-кто предложил наложить вето на предоставление гастролерам лучших площадок страны, как то: столичный Конгресс-холл, алматинский Дворец Республики и карагандинский Дворец горняков. Предложившие столь категоричную меру, оперировали данными соцопросов, в которых казахстанцы, якобы, признавались, что посещают культурные мероприятия лишь три раза в год. Из чего и был сделан вывод, что всякие там аллегровы и витасы забирают зрителей, а соответственно и деньги. Я, правда, не совсем понимаю, чьего зрителя может отобрать Витас, ну да ладно. Некоторые договорились до того, что для выдачи заезжим артистам разрешений на аренду площадок нужно создать специальный комитет. Он-то и будет оценивать качество привезенной программы того или иного артиста, а затем решать - стоит ее допускать к зрителю или отправить гастролеров восвояси. Ну, вы, например, можете представить себе Филиппа Киркорова или Лайму Вайкуле, обкатывающих перед выступлением свою программу перед кучкой комитетчиков? Более или менее дельное предложение о сертификации гастрольной деятельности поступило от карагандинского департамента культуры. Но пыл департамента очень быстро остудил руководитель театра им. М. Лермонтова Юрий Якушев. По его мнению, такими мерами мы сами себя загоним в жесточайшие рамки. Скорее всего, нужно подумать о каком-то другом способе контроля за приезжими артистами. Кстати, тем же директором театра им. М. Лермонтова была приведена в пример комиссия по контролю за приезжими артистами и коллективами при акимате. Но, судя по шквалу статей в прессе по поводу отвратительных выступлений в Алматы, к примеру, группы "Ривер Дэнс" или многочисленных цирковых коллективов, качество ее работы оставляет желать лучшего.
P.S. Очевидно, что многие вопросы, поднятые в ходе обсуждения законопроекта о внесении поправок и дополнений в закон "О культуре", не являются предметом регулирования именно этого закона. Они должны найти свое решение путем пересмотра иных нормативных правовых актов - министерства труда и социальной защиты, минфина и других госструктур. Что же касается обсуждаемого законопроекта, то уже на первый взгляд было ясно, что более 40% положений действующего закона должны претерпеть изменения. Гораздо проще будет принять новый закон "О культуре". Его разработкой, с учетом всех внесенных предложений и пожеланий, МКИОС займется, скорее всего, уже в будущем году. |