БЕРНАЛЬДО Светлана, "Стрингер", 24 февраля
"Шок - это по-ихнему"
На вопрос: "Жесток ли наш мир?" современное кино ответило еще в 90-х годах прошлого века. Читающий по слогам неврастеник Квентин Тарантино в своем дебютном фильме "Бешеные псы" радостно показал нам прелесть отрезания уха полицейского, а в культовом "Криминальном чтиве" - такой милый пустячок, как разбросанные по салону машины кусочки мозга. Дальше всe завертелось как на карусели. "Прирожденные убийцы" Оливера Стоуна, "Поколение обреченных" Грега Араки, "Бойцовский клуб" Дэвида Финчера - все стали показывать Насилие ради самого Насилия.
Теперь героям не нужны были фрейдистские мотивы, объясняющие их стремление убивать и насиловать, им нужно теперь только одно: ощущение счастья, простого кайфа от крови.
И старушке Европе почему-то оказались не чуждыми идеи иррационального, лишенного какого-нибудь смысла насилия, и лучшие ее киносилы отважно взялись за дело. Микаил Ханеке сначала снял "Забавные игры". Это "веселая" история о двух неразлучных друзьях-студентах, проводящих летние каникулы, убивая буржуазную семью: маму, папу и их семилетнего сына, прострелив ему голову (!). А потом "Пианистку" - провокационную драму, в которой героиня режет себе лезвием влагалище, чтобы испытать кайф. И наслаждается, вдыхая запах спермы с чужой, использованной в порнокинотеатре, салфетки. Мир в оцепенении замер, а в Каннах дали "Гран-при", "Лучший актер" и "Лучшая актриса".
Во Франции Франсуа Озон снимает "Криминальных любовников" о полоумном лесничем, насилующем юную парочку, которая убила своих родителей, и "Крысятник" - о благородном семействе буржуа, состоящем из дочери-садомазохистки, сына-гея, матери-нимфоманки и отца, превратившегося в большую крысу.
В Америке хозяйничает все тот же Грег Араки, снявший культовое "голубое" кино "Проживая жизнь" - о гее-шизофренике и его спидозном любовнике. "Поколение Doom" - шокирующая кровавая история о парне и девушке, встретивших сатану. В финале фильма главного героя насилуют статуэткой Девы Марии под гимн США. Кстати, оба этих режиссера признались публично в своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Насилие, показанное в фильмах "голубых" Араки и Озона, страшнее и жестче, чем насилие в фильмах Гая Риччи и Дэвида Финчера вместе взятых.
Но все эти фильмы были только цветочками, кровавая ягодка созрела позже...
В мир кино вошла "Необратимость", от которой подкашиваются ноги и тошнит. Это фильм, закупленный для показа только в двух странах мира. Одна из них - Россия. "Необратимость" создана наркоманом со стажем и геем Гаспаром Ноэ (на его счету фильмы с характерными названиями: "Садомиты", "Рот Жан-Пьера" и "Падаль").
Что может пидор знать про красоту?
В фильме использован прием Уинсона, то есть события показываются в обратном порядке: от паранойи - поисков транссексуала - проститутки, свидетеля изнасилования, до гей- клуба "Кишка", где справедливость почему-то не торжествует и благородное "око за око" не получается. Мужу Маркусу (Венсан Кассель) не удается отомстить за свою жену Алекс, и сутенер-насильник Солитер ломает ему обе руки. Потом Ноэ погружает нас в заблеванный подземный переход, где самую красивую актрису Европы, Монику Беллуччи, анально насилуют 9 минут настолько правдоподобно, что половина зрителей на этой сцене просто выходят из зала.
А потом режиссер убедительно доказывает нам, что растоптать красоту и уничтожить ее - это непреодолимое желание любого. После "жесткого порно" в виде содомской сцены Солитер бьет Алекс по лицу руками и ногами, превращая фирменное лицо Беллуччи в кровавое месиво без пухлых алых губ и манящих глубинных глаз. Изнасилованная, изуродованная, как и все зрители в этой сцене, Алекс необратимо пройдет через это, чтобы оказаться на зеленой парковой лужайке под звуки симфонии Бетховена, счастливая и влюбленная. Уход в начало истории. В красивое ласковое безмятежное небо города влюбленных, в котором так трудно распознать безумие будущего. На слогане фильма красуются страшные слова: "Время разрушает всe". И небо в Париже может быть кровавым, потому что у тебя размозжено лицо, да и сам город Гаспара Ноэ показан разлагающейся помойкой, в которой нет места красивым и влюбленным людям, а процветают здесь лишь геи, шлюхи да подонки.
Фильм сделан "рваным" монтажом, камера скачет по лицам и телам, по темным улицам, вызывая эффект присутствия в момент изнасилования, во время поисков этого подонка, ощущение причастности к происходящему не проходит ни на секунду.
Кто-то сказал, что все равно самые лучшие сценарии преподносит нам жизнь. "Необратимость" в этом смысле - ярчайшее тому доказательство. Гаспара Ноэ на создание фильма вдохновила "наша реальность, которая безмерно жестока", и глубокое убеждение, что "во всех людях живут звери, просто никто не хочет признаваться". Мессидж Ноэ зрителям философский, но страшный. За время, проведенное в объятьях своей второй половинки, ты платишь временем, проведенным в грязном вонючем переходе. Время - это угроза, оно все равно вонзится своими когтями тебе в горло, хочешь ты этого или нет. Сквозь картину любовного томления Моники Беллуччи на лужайке незаметно пролезают лианы зла, выраженные в грубости и насилии.
Их разлучило последнее кино
После съемок фильма "Необратимость" главная кинопара Франции: Моника Беллуччи и Венсан Кассель расстались. Как расстались после фильма "С широко закрытыми глазами" Том Круз и Николь Кидман, которые по сценарию этого кино, прошли через безумный разврат.
"Необратимость" была их не первая работа вместе, они уже работали на одной съемочной площадке фильмов "Квартира", "Доберман", "Братство волка" и др. Но их последний совместный фильм - это шок, вызвавший отвращение в Каннах, стоит особняком в их фильмографии. На вопрос, волновавший всех, относительно той самой девятиминутной сцены, Венсан, немного бравируя, отвечает: "Нет, я не присутствовал, Моника запретила мне появляться на площадке. Думаю, что и актеру, ее насиловавшему, было бы неприятно мое присутствие. Поэтому я на неделю укатил с друзьями в отпуск". Беллуччи, которая сыграла на грани любых актерских возможностей, ответила, что "сама не представляла, как будет играть эту сцену, просто сделала это, потом еще, еще и еще... Под конец мне даже понравилось(!)". На вопрос о том, что сподвигло их сыграть в этом фильме, оба ответили, что любят сниматься вместе и хотят помочь возрождению европейского кино. "Но, признаюсь, сама я долго не могла заставить себя посмотреть нашу картину", - говорит Моника.
Итак, после премьеры "Необратимости" они разводятся. Причин их развода называлось множество: измена Беллуччи с голливудским актером Брюсом Уиллисом, творческие актерские амбиции супругов. Ведь Моника давно уже покорила Голливуд. Она играет в двух сиквелах культовой "Матрицы", ее партнерами по кино были Киану Ривз, Мел Гибсон и Брюс Уиллис, а Венсан снялся лишь в "Имениннице" с Николь Кидман, картине, в коммерческом плане не очень успешной в США.
Конечно, и измены, и карьера - это веские причины для развода, но не была ли "Необратимость" той самой последней каплей, переполнившей чашу терпения? Любящие друг друга в жизни супруги на экране были вынуждены изображать таких же веселых и светлых людей, которые подвергаются изуверствам, изнасилованию, насилию и шоку. Этот фильм стал лебединой песней брака Касселя и Беллуччи, так же как и фильм "С широко закрытыми глазами" - стал приговором другой красивой пары, но уже в США - Тому Крузу и Николь Кидман (в фильме рассказывалось о молодых супругах, ищущих выход из кризиса в их браке с помощью измен). Случайно или нет, но оба блистательных брака распались после выхода депрессивных и бьющих по психике фильмов.
"Жестокое кино" - это наркотик. Познав однажды ощущение инстинктивного закрывания глаз, желание убежать из зала, позывы к тошноте и онемение в теле, ты захочешь повторить свой адреналиновый опыт, смотря все новое и новое шокирующее "психоделическое" кино. Страсть к шоку уже у тебя в крови. И это "необратимо". |