Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ, "Известия", 2 марта
Для киноманов март пройдет под знаком "Оскара". Никуда от этой заразы не деться. Оскаровская гонка - квинтэссенция шоу-бизнеса. А поскольку почти все на свете выстраивается по законам шоу (политика - такая же часть шоу-бизнеса, как спорт или кинематограф), то получается, что "Оскар" - наше все. Поневоле начинаешь искать особые умыслы в том, кто выдвинут/избран или не избран.
Один из самых очевидных невыдвиженцев этого года, которого прокатили с номинацией на лучшую мужскую роль, - это Леонардо Ди Каприо. Парень сыграл две серьезные роли - и у кого! У главных американских режиссеров Скорсезе и Спилберга - в "Бандах Нью-Йорка" и "Поймай меня, если сможешь". За "Банды" и я бы его не выдвигал. Там он (увидите в конце марта) попал в тиски режиссерского замысла: фильм о том, как на улицах Нью-Йорка середины XIX века зарождалась американская демократия, выстроен по законам оперы, и Лео вынужден был наигрывать высокую оперную страсть. Но у Спилберга (фильм в прокате) он в очередной раз проявил себя уникальным актером. В 28 лет изобразить 16-летнего - это надо уметь. Это и школа, и класс. Ладно бы оскаровские академики вообще проигнорировали актеров "Банд" и "Поймай". Но из "Банд" номинирован Дэниел Дэй-Льюис, а из "Поймай" - Кристофер Уокен. Тенденция, однако! Обижают Лео оскаровские начальники!
На самом деле надо говорить об очередном невыдвижении Ди Каприо. Его номинировали на "Оскар" лишь однажды - в 1994-м за роль второго плана в фильме "Что гложет Гилберта Грейпа?". Удивительное дело, но он ведь не был номинирован даже за "Титаник", хотя принес фильму такую же славу, как и спецэффекты режиссера Джеймса Кэмерона.
Шоу-бизнес основан на системе звезд. Но, оказывается, главная общемировая система пасует перед другим законом человеческого общежития - пещерной соседской завистью. Мир обожает успех, его интересуют чужие деньги и чужая постель. Но он не прощает слишком яркого - вызывающего - успеха. Миром правит принцип забивания гвоздей - тех, чьи шляпки торчат над остальными наиболее дерзко. При ком ни упомянешь Ди Каприо, тут же говорят: "Он меня раздражает!". Начинаешь напоминать его роли - в фильмах "Дневник баскетболиста", "Полное затмение", "Быстрый и мертвый", "Титаник", "Ромео+Джульетта Вильяма Шекспира", даже "Знаменитость" Вуди Аллена, где он всего-то и сыграл, что эпизод (забуревшую кинозвезду), - и удивительное дело: только что поносившие его люди соглашаются, что он действительно большой артист.
Судьба Ди Каприо неожиданно рифмуется с судьбой таких больших артисток, как Шарон Стоун и Мадонна. Шарон не простили ее вызывающей роли в "Основном инстинкте". Вот осмелилась она перекинуть ногу на ногу в одном известном эпизоде - и все. Не простили именно потому, что сладострастно пытались разглядеть, что там под короткой юбкой. Лучший пример завистливого поношения - хороший фильм "Последний танец" (показанный в минувшую пятницу по "Первому каналу"). Шарон Стоун сыграла одну из лучших своих ролей (женщины, приговоренной к смерти), но фильм пережил невиданную обструкцию: и сюжет, мол, фальшив, и роль убога. Снятый после этого - действительно фальшивый - фильм на ту же тему "Приговоренный к смерти идет", где подобную же роль смертника, только мужскую, сыграл Шон Пенн, взял кучу наград, включая "Оскары".
Мадонну, по итогам каких-то опросов, убогие завистливые придурки окрестили "худшей актрисой XX века". Гениально: не было у XX века более плохих актрис - хотя одна давняя работа Мадонны в фильме "Отчаянно ищу Сьюзен" показала, что эта экс-итальянская экс-девушка не просто поп-манекен, а настоящая актриса. Зачем долбать действительно плохих и бездарных, если только с помощью долбежа Мадонны ты сам можешь сделать вид, будто чего-то стоишь! Сейчас имя Мадонны значится чуть ли не во всех номинациях "Золотой малины-2003" - анти-"Оскара" за самые отвратительные работы года.
По моему глубокому убеждению, "Малина" - премия убогих завистливых придурков. Поражает, что наша пресса тоже пропагандирует гнилую "Малину", смакуя бездарные обвинения против талантов и делая вид, будто это - солидная акция.
Я плевать хотел на "Малину". Мне интересно, как Лео сыграет Александра Македонского у База Лурманна - автора "Ромео+Джульетты" и "Мулен Руж". И пусть всякие неудачники из-за этого Македонского стулья ломают. |