NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 13:27 ast
11:27 msk

Первый шаг на пути к "Культурному наследию"
М.Кул-Мухаммед: "Разработке этой уникальной и объективно востребованной временем программы мы уже приступили. Буквально завтра у Премьер-Министра состоится специальное совещание по этому поводу"
09.04.2003 / культура и спорт

Жанна ОЙШЫБАЕВА, "Казахстанская правда", 8 апреля

Информация о начале первого национального конкурса "Астана-Байтерек" совпала по времени с задачами по развитию культурной сферы, которые были поставлены Главой государства в Послании народу Казахстана. Можно ли назвать конкурс начальным этапом новой национальной программы? Означает ли объявление о конкурсе, что возрождается система поощрений и создания приемлемых условий для деятелей культуры? На эти и другие вопросы отвечает министр культуры, информации и общественного согласия Мухтар Кул-Мухаммед.

- Мухтар Абрарович, в ежегодном Послании Главы нашего государства было уделено важное внимание культурно-духовной стороне развития казахстанского общества. Правительству поручена разработка новой национальной программы "Культурное наследие". Объявление конкурса в рамках этой задачи?

- Действительно, Нурсултан Абишевич поручил Правительству ряд масштабных проектов, включающих в себя этапы от изучения и воссоздания историко-культурных памятников до обобщения многовекового опыта отечественной культуры и литературы. Отмечу, что к разработке этой уникальной и объективно востребованной временем программы мы уже приступили. Буквально завтра у Премьер-Министра состоится специальное совещание по этому поводу. Объявление же конкурса на лучшие национальные оперу, балет, драматическое произведение мы расцениваем как первое мероприятие разрабатываемого проекта. Отмечу также, что на разработку программы нам отведено три месяца, а результаты нашего конкурса будут известны лишь в конце года.

- Отечественные композиторы часто критикуют наши оперные театры за отсутствие в их репертуаре произведений современных казахстанских авторов. Чем это объясняется?

- Целым комплексом объективных причин. Во-первых, сегодня в репертуаре двух наших оперных театров ставятся оперы 30-40-х годов. Как мы помним, "Ер Таргын" и "Кыз-Жибек" Е. Брусиловского написаны в тридцатых, "Абай" А. Жубанова, Л. Хамиди и "Биржан-Сара" М. Тулебаева - в сороковых годах. В этом году астанинский театр им. К. Байсеитовой готовит "Камар сулу" Е. Рахмадиева, которая создана в 1963 году. Вот и весь перечень национальных опер в репертуаре наших театров. Во-вторых, эти оперы, за исключением "Биржан-Сары", написаны на тему казахского фольклора. Отсутствуют произведения на современные темы. По случаю 200-летия Махамбета мы готовим оперу Б. Жубаниязова "Махамбет" (кстати, это последняя казахская опера, написанная в 1986 году), также посвященную исторической тематике. В-третьих, отсутствию новых произведений способствовали затяжной ремонт главного оперного театра страны и молодость только созданного столичного театра. И последняя, но крайне немаловажная причина - отсутствие средств для закупа новых произведений. Надеюсь, что наш конкурс послужит стимулом для создания новых опер на современную тематику. Ведь призовая сумма весьма солидна.

- Ситуация с отечественными операми выглядит еще более или менее благополучной на фоне полного отсутствия отечественного балета. В чем причина?

- Один балет "Фрески" Т. Мынбаева все же имеется в репертуаре театра им. Абая. Объективно и раньше отечественные балеты создавались раз в десятилетие. Например, "Дорогой дружбы" Н. Тлендиева - в пятидесятые годы, "Легенда о белой птице" Г. Жубановой - в шестидесятые, "Аксак кулан" А. Серкебаева - в семидесятые, вышеупомянутые "Фрески" - в начале восьмидесятых.

Создание балета - процесс очень сложный, требующий гармоничного творческого союза балетмейстера, композитора, художника и для полного успеха еще и… кутюрье.

Перед началом официального открытия Года Казахстана в России я присутствовал на премьере балета "Собор Парижской богоматери" знаменитого французского балетмейстера Ролана Пети. Если помните, в середине 60-х годов, когда это романтическое, а может быть, слишком смелое, экстравагантное по тем временам произведение появилось на сцене, многие критики в Советском Союзе подняли большую шумиху о том, что на Западе классический балет умер и на его место пришел очередной продукт буржуазной масс-культуры. Но со временем "Собор Парижской богоматери" Ролана Пети стал подлинной классикой балета. Да, до него немало было опер, балетов, драм и даже мелодрам на тему бессмертного романа Александра Дюма, но не побоюсь сказать, что ни один из них не имел такого блистательного успеха и продолжительного победного шествия, как балет Р. Пети. Критики это объясняют не только талантом Пети, но и удивительной творческой гармонией балетмейстера Р. Пети, одного из лидеров французской музыки середины ХХ века Мориса Жарра, известного художника театра и кино Рене Аллью и, конечно же, суперпопулярного в ХХ веке, да и сейчас тоже, кутюрье Ива Сен-Лорана. Плодом их совместного творчества стал не просто балет, а наоборот, разрушая классические каноны, они сотворили совершенно новый балет - синкретическое произведение, объединяющее в себе танец, музыку, декорацию и костюмы.

Уверен, что подобный балет был бы вполне к лицу нашему молодому театру оперы нашей юной столицы. Слава Богу, Ролан Пети жив, здоров, и, несмотря на свой восьмидесятилетний возраст, он еще полон сил и энергии. И помощников у него предостаточно. Если найдем необходимые средства, то можно поставить этот знаменитый балет на сцене нашего нового театра оперы и балета. Сегодня нам нужны именно такие произведения, которые прежде всего привлекают нашу молодежь и воспитывают ее на классике мирового искусства.

- Конкурс на лучшие драматические произведения объявлен тоже из-за отсутствия их в репертуаре наших театров?

- Здесь ситуация совсем иная. У нас в республике функционируют 45 театров, 27 из которых - драматические. Среди них немало имеющих собственную театральную школу, традиции и историю. К примеру, астанинский русский театр им. М. Горького в следующем году отмечает свое 100-летие.

Казахская драматургия и театральное искусство славились и в советское время. Пьеса "Восхождение на Фудзияму" К. Мухамеджанова и Ч. Айтматова во времена идеологического "железного занавеса" ставилась не только на европейской сцене, но и пересекла океан и радовала зрителей американских театров. Недавно я рекомендовал ее Рубену Суреновичу Андриасяну для русского театра имени М. Ю. Лермонтова.

Казахская драматургия испытала подъем в эпоху гласности. Появилось много новых произведений, посвященных сталинским репрессиям, насильственной коллективизации, "белым пятнам" истории казахского народа. Впрочем, это было присуще не только нашей, но и литературе многих постсоветских стран. Но все это - в прошлом. Сегодня мы живем в условиях независимости, полной отмены цензуры, да и зритель стал более требовательным. Поэтому для существенного обновления репертуаров отечественных театров нужны новые качественные произведения.

- Раньше при министерстве существовала репертуарная коллегия. Существует ли она сегодня и каковы ее задачи?

- Во время многочисленных реорганизаций эта коллегия была упразднена. Да и штат Комитета культуры после всех преобразований состоял из 29 единиц. Поэтому восстановить эту коллегию сегодня очень сложно. С другой стороны, мы дали большую самостоятельность самим театрам в определении своего репертуара. И, наконец, художественные руководители двух ведущих театров республики вошли в состав жюри. Поэтому у них есть возможность выбрать произведения, отвечающие требованиям своего театра и зрителя.

- Будет ли конкурс постоянным?

- Да, конкурс будет постоянным. Возможно, в следующем году мы будем менять номинации, и конкурс может быть объявлен на лучший киносценарий, вокальные произведения крупной формы.

- Кто в составе жюри?

- Каждую секцию возглавляет истинный профессионал в своей отрасли. Оперу - председатель Союза композиторов С. Еркимбеков, балет - заслуженный деятель искусств Ю. П. Аравин, драму - театральный режиссер, профессор Е. Обаев, вокальные произведения - композитор К. Дуйсекеев. В составе президиума - признанные мэтры искусства А. Мамбетов, Е. Рахмадиев, Б. Жылысбаев, Ж. Еркимбеков. Между прочим, двое из них - бывшие министры культуры: и не просто чиновники, а подлинные деятели отечественной культуры.

- Почему конкурс назван "Астана-Байтерек"?

- Астана давно уже стала символом возрождения независимого Казахстана. Она постепенно становится не только политическим, административным, но и ведущим культурным центром нашей страны. Здесь открываются новые учреждения культуры, сюда переезжают известные деятели культуры. Глава государства в своем Послании дал поручение Правительству уделить особое внимание "развитию культурной среды нашей столицы". Поэтому мы назвали первый свой крупный проект в рамках программы "Культурное наследие" "Астана-Байтерек". Очевидно, что такое название вполне к лицу нашему конкурсу, нашей столице.

- Спасибо за беседу.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Василий Жиров потерпел первое поражение в карьере 28.04.2003
"Будем поднимать отечественной биатлон" 26.04.2003
Торжество порока 26.04.2003
Искренняя повесть 26.04.2003
В "Звездные войны: Эпизод III" вернутся все, вплоть до Чубакки 25.04.2003
"Татушки" оторвутся на всю Европу 24.04.2003
Мадонна Че Геваровна 23.04.2003
Сигурни Уивер сыграет в "Чужом 5", но не на Земле 23.04.2003
SI: Американским спортсменам разрешалось использовать допинг на Олимпиадах 19.04.2003
Неприкасаемые звездуны 17.04.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz