Максим Кононенко, www.gzt.ru, 4 августа
Один мой знакомый, на протяжении последних десяти лет живущий в Европе, никогда не верил мне, что российская поп-музыка сейчас интереснее любой другой поп-музыки в мире. Он приводил множество примеров западных коллективов, сыпал именами и названиями альбомов. Я старательно слушал - и слышал одну и ту же гитарную песню, вроде тех, что поют у нас группы типа "МультFильмы" или "Звери". Было очень скучно. В конце концов я устал бороться, решив подождать, пока он сам все поймет.
И вот мой знакомый приехал в Россию и включил телевизор. Первое, что он увидел, была трансляция церемонии вручения премии "Муз-ТВ" из "Олимпийского". Мой знакомый был, что называется, в шоке. Происходившее на сцене "Олимпийского", весь этот фейерверк и самум произвели на него совершенно неизгладимое впечатление. Он сразу же стал преданным и безоговорочным поклонником российской поп-музыки, жанровое разнообразие которой привело его в состояние полной растерянности. "Я никогда в жизни не видел такого концерта, - сказал он мне, - а главное…" Тут его дыхание стало прерывистым.
Вот как раз об этом главном мы и поговорим сегодня.
Несмотря на все похвалы моего знакомого и мои, отечественный шоу-бизнес очень статичен. Из года в год одни и те же звезды, из года в год одни и те же "молодые артисты" (удивительно, но в России можно быть "молодым артистом" и пять, и десять лет). Из года в год одни и те же хиты (посмотрите, что пели на фестивале "Новая волна" высокие гости, - и вы поймете, о чем я). Казалось бы, на такой гладкой и тихой поверхности можно невооруженным глазом заметить любые самые крохотные волнения, любые перемещения, любые перемены статуса. А вот поди ж ты - никто и не заметил, как сменилась главная женская группа страны. Просто оказались перед фактом - и все. Проморгали.
Перемена происходила на протяжении последних нескольких месяцев и была зафиксирована де-факто как раз 5 июня на сцене спорткомплекса "Олимпийский". То, что вызвало прерывистое дыхание моего знакомого, было выступлением группы "Виа-Гра", о котором я уже писал в репортаже о премии и которое любой желающий может несколько раз в день увидеть в эфире телеканала "Муз-ТВ". Безраздельно властвовавшая в своей нише последние пять лет группа "Блестящие", при всей моей любви к ней, совершенно поблекла рядом с тем умопомрачительным фонтаном секса и страсти, великолепной музыки и отличного вокала, который выплеснули на двадцать тысяч зрителей три украинские девушки в легкомысленных дырявых одеждах.
Да, мы видели, что песня "Стоп! Стоп! Стоп!" занимает в эфире какое-то гипертрофированно раздутое место. Но ведь и песня "Я летала" занимала в эфире не менее солидное место. Поэтому смена приоритетов была неочевидной на первый взгляд. Но когда "Виа-Гра" выкатила второй сингл - масштабную и широкую, как поле, песню "Не оставляй меня, любимый!", "Блестящим" оказалось нечем ответить. К тому же хрупкие московские барышни давно примелькались, и публике захотелось чего-то иного. Здоровые и пронзительные киевские девахи оказались как раз кстати - и теперь уже с фактом смены караула на позиции "лучшая женская группа" ничего не поделаешь.
Интересно, что перемена эта произошла после того, как "Виа-Гру" покинула Алена Винницкая, певица, под которую эта группа, собственно, и создавалась. Изначально "Виа-Гра" была дуэтом Винницкой и Надежды Грановской. Спустя какое-то время Надя ушла в декретный отпуск, и на ее место взяли двух девушек, которые раньше принимали участие в кастинге, но не прошли его. Одна из тех девушек историей уже забыта, а вот вторая, Аня, осталась и после возвращения Грановской. Более того, Аня сейчас и является лицом коллектива. После ухода Винницкой она вышла из тени, и вдруг оказалось, что на протяжении почти двух лет мы не замечали в "Виа-Гре" самую красивую и самую харизматичную участницу. Именно Аня зажгла "Олимпийский" своим вокалом в песне "Good morning, папа!", именно ее огромные глаза и развевающиеся ведьминские волосы преследуют теперь ночами всех тех, кто был тогда в партере спорткомплекса.
Но берегитесь - все еще только начинается. Я уж не знаю, что там случилось в жизни Константина Меладзе, но его последние песни даже и обсуждать невозможно - их надо слушать и удивляться тому, как филигранно можно выстроить мелодию, аранжировку, текст и вокал в одно целое. Не так давно вышел очень странный альбом "Виа-Гры". Странен он тем, что содержит всего пять оригинальных треков (остальное ремиксы), причем даже из этих пяти треков три мы знаем уже наизусть ("Good morning, папа!", "Стоп! Стоп! Стоп!" и "Не оставляй меня, любимый!"), а четвертый ("Я не поняла") является номером из телевизионного мюзикла "Золушка" и сейчас широко ротируется в исполнении Андрея Данилко (Верка Сердючка). В исполнении "Виа-Гры" эта песня звучит, конечно, на порядок лучше, но и в Веркином варианте пользуется приличной популярностью. Выход этого альбома Меладзе объясняет тем, что общеизвестные песни на нем переписаны без участия Алены Винницкой.
Но до сей поры не было ни слова о главном на этой пластинке. О пятой песне. Она называется "Убей мою подругу", и мне трудно припомнить поп-песню на русском языке, которая могла бы поспорить с этим произведением. В этой песне совершенно все. Она нравится абсолютно всем, кто слышал ее хоть раз, - даже людям, на дух не переносящим русскую попсу, даже угрюмым металлистам и пафосным рэперам. Она сделана в стиле "золотого диско", под нее вспоминаются "Арабески" и "Неотон", танцы в пионерлагерях и первая любовь. Когда начнется радиоротация этой песни (замечательный клип которой и сейчас можно увидеть на "Муз-ТВ"), страна сойдет с ума. Я гарантирую. Такого хита в новой русской поп-музыке не было никогда. |