НАТАЛЬЯ КОЧЕТКОВА, "Известия", 10 июня
"Диалектика Переходного Периода "из ниоткуда в никуда" Виктора Пелевина вызвавшая осенью крайне противоречивую реакцию критиков принесла, однако, своему автору победу в литературной премии "Национальный бестселлер". В данный момент идет активная подготовка к съемкам фильма по его предыдущей книге "Generation "П". Сейчас Пелевин работает над новым романом, который должен появится в печати к концу 2004 года. Обычно ВИКТОР ПЕЛЕВИН общается с журналистами только после завершения очередной книги, однако он сделал исключение для корреспондента "Известий" НАТАЛЬИ КОЧЕТКОВОЙ.
- Книга "Диалектика Переходного Периода" вышла 4 года спустя после "Generation "П". С чем связана такая длительная пауза?
- Я не машина для производства романов, а человек со своими проблемами. Кроме того, я достаточно много работал в это время, просто не всякий проект кончается пригодным для печати результатом. "ДПП" я написал за год, и в целом доволен этой книгой.
- "ДПП" многих удивила наличием явных повторов по сравнению с предыдущим романом, что позволило многим критикам сказать, что "Пелевин исписался". Если отвлечься от нападок, то можно ли сказать, что книга - это завершение того, что было начато в романе "Generation "П"?
- Я знал на что иду, когда писал "ДПП" - с самого начала было ясно, что затаившиеся в СМИ извращенцы не простят мне этой книги. Но я все равно решил дать им неравный бой. И теперь все они сбросили маски, выдали себя, и мы знаем, кто есть кто в нашем литературном и журналистском коммьюнити. Если серьезно, что бы я ни напечатал после такого перерыва, сказали бы то же самое.
Если коротко суммировать то, что писала обо мне критика все эти годы, получится примерно следующее: я начал с грошовых придумок, написанных отвратительным языком, и с тех пор стремительно деградирую, с каждым годом опускаясь все ниже и ниже. Иногда мне становится интересно, есть ли дно у этой бездны, или я буду падать в нее бесконечно? В этом, право же, есть какое-то люциферическое величие, которым я упиваюсь в трудные минуты. А насчет повторов - я ведь и буквы заимствую из алфавита, а слова в моих книгах вообще одни и те же. Удивительно, как этого еще никто не подметил. Что касается продолжения, то почти все мои романы связаны между собой тонкой ниточкой - например, в "Generation "П" появляется лама из "Чапаева", в "Числах" упоминается космический центр под Лубянкой из "Омона Ра", и так далее. Они описывают один и тот же мир.
- В интервью вы постоянно подчеркиваете свою удаленность от литературных кругов, что впрочем, не мешает вам "разбираться" с известными критиками и издательствами в романах. Почему вы избрали такую странную форму для полемики?
- А что такое литературные круги? Если считать, что это сообщество людей, которые пишут книги, то я вполне могу себя к ним причислить. А если считать, что это публика, которая закусывает на перманентной презентации смутного пятна неизвестно чего, то непонятно, почему эти круги - литературные. Я, разумеется, ничего против них не имею. Просто все эти люди собираются на своих презентациях не от хорошей жизни, а у меня есть возможность туда не ходить, которую я заслужил упорным трудом. И эта дорога открыта перед каждым. Теперь насчет критиков. То, что со стороны выглядит как перебранка между критиком и писателем, есть на самом деле форма симбиоза. Это вовсе не сведение счетов. Это игра, веселая и совершенно беззлобная - во всяком случае, с моей стороны. То, что вы называете "разборкой", в толстых журналах называют "литературным процессом", и каждый русский писатель должен внести в него свой посильный вклад. Вот и я вношу. Другое дело, когда один писатель начинает говорить гадости про другого. Или критик начинает выполнять функции вертухая. Это уже печально - хотя с юмором можно относиться и к этому. Все это как морской бой на уроке. Послушать, так линкоры тонут. А речь на самом деле о крестиках на бумаге, и по любому скоро звонок. Что касается разборок с издательствами, то это выдумки досужих журналистов.
- До "Национального бестселлера" "ДПП" была номинирована на премии им. Андрея Белого и им. Аполлона Григорьева. Участие в литературных конкурсах для вас что-то значит?
- Да. Оно значит для меня участие в литературных конкурсах.
- Некоторые из номинантов, например, Макс Фрай, сознательно отказались от участия в "Национальном бестселлере" под тем предлогом, что обычно "Нацбест" пытается "вывести в люди" автора не слишком известного, а им уже поздно "просыпаться знаменитыми". Что вы с этой точки зрения можете сказать о своей победе?
- Мне кажется, я выполнил все главные условия премии. На следующий день я проснулся знаменитым, пятьдесят тысяч тиража проданы - это как раз случай, когда к организаторам претензий быть не должно. В любой литературной премии есть два аспекта. Есть то, чего добиваются устроители, у которых своя программа и свои цели. И есть хорошие человеческие чувства, которые вкладывают в свой выбор члены жюри и номинаторы. К первому можно относиться по-разному. Но второе, мне кажется, следует уважать. Я очень благодарен тем, кто отдал за меня свой голос, и мне хочется выразить им свою признательность. Заодно я хотел бы поблагодарить жюри премии "Аполлона Григорьева". А "Нацбест" - это уникальная премия в том смысле, что она демократична и максимально объективна, практически не зависит от воли устроителей, и получить ее, конечно, очень лестно.
- Согласно уставу премии "Национальный бестселлер", победитель становится членом Малого жюри в следующем году. Вы будете в этом участвовать?
- Если смогу, конечно.
- Известно, что в начале следующего года начнутся съемки фильма по роману "Generation "П". Вы принимали участие в подготовке к работе над ним (отборе актеров и проч.)? Будете ли наблюдать за съемками?
- Нет, я не принимаю в этом участия. Я мало понимаю в кино.
- Почему вы передали работу над сценарием Виктору Гинзбургу и Виктору Шендеровичу, а не стали писать его сами?
- Один Виктор уже сделал свое дело, написав книжку. Очень интересно, что получится теперь у двух других Викторов.
- Сейчас вы пишете новый роман, можете немного о нем рассказать?
- Как говорил Беня Крик, я избегаю говорить "гоп", пока ограбление не закончено. |