Жама ГАФУР, "Литер", 10 августа
Прежде чем стать участниками раскрученной во всем СНГ команды, музыкантам из группы "Город 312" пришлось пройти через безденежье, толпы лжепродюсеров и приговор московских медийщиков: "Неформат". Это три обязательных составляющих, которые в шоу-бизнесе заменяют огонь, воду и медные трубы. Зато, по народной примете, тем, кто выдержит подобные испытания, светит долгая сытая жизнь на российской эстраде. Теперь два удачных саундтрека команды к хитам проката этого года – фильмам "Дневной дозор" и "Питер FM" – звучат из окон каждой второй машины. А это, как известно, признак настоящей славы. Их первый официальный альбом в Алматы уже раскуплен. "Город 312" в южной столице любят не только за талантливые тексты и сильнейший голос вокалистки, но и за то, что все "горожане" – Ая (Светлана Назаренко), Дим, Маша, Леон и Сергей – почти наши земляки.
ЛИТЕР-Неделя: Первый вопрос, который нельзя не задать группе, ставшей своей в большой и не всегда гостеприимной Москве: как вы это сделали, ребята?
Ая: В Бишкеке мы выступали раздельно. Я – как сольная певица Светлана Назаренко. Ребята работали вместе, играли регги. В 2001 году мы решили, что пора вырываться на "большую землю", причем вместе, в составе одного коллектива. Поначалу даже подумывали о Казахстане, но потом решили, что здесь у вас тоже довольно закрытое пространство для творчества. Приехали в Москву, но долгое время и там находились в вакууме. Очень часто встречались с продюсерами, договаривались вместе работать, но ничего путного из этого не получалось.
ЛИТЕР-Неделя: То есть вы кочевали от продюсера к продюсеру?
Дим: Не совсем кочевали, просто мы не могли добиться от наших партнеров того, что мы хотели. А шли месяцы, и мы теряли самое ценное, что у нас было, – время. Было много продюсерских центров и компаний, с которыми мы начинали работать. Причем это были весьма крупные бренды. Когда мы видели, что стоим на мертвой точке, то приходили к руководству, разделяли лист пополам – на одной стороне писали сделанную нами работу, а на другой – продюсерами. В итоге жали друг другу руки и расходились. Но мы никогда никого не кидали, это честно. Сложность в том, что Москва – город посредников. Чтобы твоя демозапись попала в нужные руки, нужно ждать долгое, по нашим меркам, время. А для того, чтобы начать двигаться в направлении к раскрутке, – еще дольше.
ЛИТЕР-Неделя: О возвращении назад речи быть не могло? Многие уезжают в Москву, а потом просто теряются, превращаясь в разнорабочих российского шоу-бизнеса...
Ая: Когда мы уезжали, давали себе обещание, что не будем заниматься никакой другой работой, кроме музыки. Мы хотели, чтобы у нас оставалась жажда творчества и желание добиться успеха именно в своем ремесле. Мы могли бы сидеть на зарплате в 1000 долларов, работая программистами или еще кем-то. Но это мы могли делать и в Бишкеке. В своем городе и я, и ребята были довольно известными людьми. У меня была своя радиопрограмма. Кстати, первый в Центральной Азии CD выпустили именно в Бишкеке, и это была певица Светлана Назаренко. Потом мы сделали официальное заявление о том, что едем добиваться успеха в Москве. Вернуться обратно ни с чем мы просто не могли.
Конечно, сначала было тяжело. Мы попали "из князи в грязи". Если в Бишкеке я никогда не заморачивалась на мелочах жизни типа баланса на счету сотового телефона или бензина в машине, то теперь мы были рады любой халяве, например проехать "зайцем" в маршрутке. Первое время мы с ребятами жили под Москвой, там дешевле. До сих пор помню, как мы бежали по путям, падали, еле успевая на последнюю электричку. А потом я стояла в тамбуре и ныла, а ребята оттирали кровь с моих рук. Сейчас мы понимаем, что через все это необходимо было пройти. И через людей, которые нам говорили: "Какого черта вы приехали?"
ЛИТЕР-Неделя: Как же случилась та знаменательная встреча, которая все изменила?
Ая: Силами наших друзей и тех, кто просто нам помогал, мы выпустили альбом тиражом в 1000 штук. Это был не совсем настоящий, по московским меркам, альбом, но если бы его не было, то "Город 312" не познакомился бы с представителем компании Real Records. Он пришел на "Горбушку" купить нужные диски и услышал, как мы выступаем. Друзья из Бишкека поставили нам тогда отличный звук, и, разумеется, мы привлекли огромное число слушателей. Продюсер купил наш первый диск за 200 рублей, и это было его первое вложение в наш проект. Дело было в мае 2005 года, а 3 декабря (3/12) мы подписали контракт. Позже вышел наш первый официальный альбом.
ЛИТЕР-Неделя: К тому времени вы уже потеряли одного вашего участника?
Дим: Да, он не выдержал. Он был "звездой", а тут ему пришлось жить на съемной квартире, проходить все заново. Наш участник уехал внезапно: мы пришли на репетицию, а его нет. Теперь с нами есть Маша. Кроме того что она играет неплохо, она еще и не пьет. Бывали ситуации, когда 80 процентов нашей программы бывшего гитариста или тошнит, или он чинит струны в невменяемом состоянии. Представляете концерт без гитары?
Мы не позволяем себе напиваться, тем более перед концертом. Поймать нас в состоянии эйфории можно, лишь когда мы спускаемся со сцены, еще не отойдя от драйва. К нам часто подходят и говорят, глядя в мои ошалевшие глаза: "Все зашибись, но вот с наркотиками надо завязывать".
ЛИТЕР-Неделя: Вы часто выступаете в городе, который вас объединил?
Ая: Последний раз в Бишкек нас приглашали в марте. Там нас очень тепло принимают. Знаете, у вас есть "А-студио" и Роза Рымбаева, а когда кыргызстанцев спрашивают про их прославленных соотечественников, вспоминается только Чингиз Айтматов, а он к музыке никакого отношения не имеет. Теперь гордятся нами.
Когда мы учились в музыкальном училище, не могли представить, что будем играть такую музыку. В Азии немного другие представления о роке. Сейчас, когда нас ребята из Казахстана или из Бишкека просят передать диски, мы, конечно, выполняем просьбы, но понимаем: в Москве это не прокатит. Там приходится меняться – не подстраиваться, а находить точки соприкосновения. То же самое случилось и с вашей командой "А-студио". Но прежде мы все вместе сидели и подбирали стиль, в котором будем играть, и выбрали, думаю, не самый худший. Если бы я исполняла свой старый репертуар, то не срывала бы голос. А сейчас это происходит часто.
ЛИТЕР-Неделя: Мы тоже, кстати, очень вами гордимся. Центральная Азия все-таки, ближайшие соседи…
Дим: Нам очень приятно. Обычно на Кыргызстан алматинцы смотрели как на провинцию. Теперь, когда встречаемся на кинофестивалях и концертах, ваши "крутые" земляки нам говорят комплименты. Мы, разумеется, благодарим, но не думаем успокаиваться. Ведь Москву покорить нельзя. Если ты споткнешься, она переступит через тебя, а может, и наступит и дальше пойдет. Все большие города такие. И ваш тоже. Если мы внутри коллектива начнем думать о каких-то покорениях, конец такому коллективу. Нам приятно осознавать, что работа "Города 312" нравится людям.
ЛИТЕР-Неделя: В свое время вы работали со знаменитым барабанщиком Игорем Джавад-Заде. Теперь он в играет в группе "Улытау"…
Ая: Именно этот человек сказал нам, что мы настоящая группа, каких в Москве мало. Знаете, многие команды собираются под солистов, для видимости. У нас совсем не так. Я никогда не буду петь песню, которая мне не нравится, а музыканты не будут играть абы какую музыку. Если кого-то что-то не устраивает, значит, мы будем до конца сидеть и думать, все вместе. Большей частью наши тексты сочиняет Дим, я в основном придумываю такую "девчуковую" лирику. А пацаны берут и вносят мужским почерком свои коррективы.
Но вернемся к Джавад-Заде. Нам с ним было очень удобно работать, он азиат до кончиков ногтей, в смысле менталитета. В России люди почему-то другие, они стесняются показывать свои чувства, особенно это касается питерцев. Они иронизируют друг над другом, сидят и думают, как бы на шутку отреагировать. С Игорем в этом плане было очень легко.
ЛИТЕР-Неделя: Ваш первый хит "Останусь", написанный для "Дневного дозора", был создан специально для фильма или песню позже выбрали в качестве саундтрека?
Дим: Нет, мы никогда ничего специально не писали – ни для "Дневного дозора", ни для "Питер FM" – из расчета кассовости этих картин, которая могла бы сыграть нам на руку. Так, в принципе, в итоге и получилось. Нам предложили поработать, и мы согласились. Кому-то из нас достаточно было сказать "нет" – и ничего бы не было. Наши продюсеры подходят к делу очень профессионально и уважительно. То есть насильно к такому промоушну нас принудить не могут. Но нам понравились идеи обеих картин, и все получилось как нельзя лучше. Тем более в одном из фильмов задействован казахстанец Тимур Бекмамбетов – сам бог велел сотрудничать.
ЛИТЕР-Неделя: У вас самих есть любимый саундтрек к фильму?
Дим: Бесспорно, это вся музыка из фильма "Криминальное чтиво". Мы надеемся, что в связи с тем, что сейчас поднимается наше кино, песни группы "Город 312" и прочих хороших команд будут живы благодаря фильмам. Меня очень трогает, как советские песни перепевают до сих пор в проекте "Старые песни о главном" и в узком семейном кругу. Вот наша мечта. Недавно мы участвовали в концерте памяти Микаэла Таривердиева. Нам предложили, мы решились согласиться и спели "Вагончик". Для нас это было очень серьезной работой. Ведь это музыка другой эпохи, других понятий. Сейчас модно говорить: "А мы не думаем серьезно о творчестве, просто пишем, как пишется". Нет, мы относимся к работе очень серьезно, продумываем все до деталей.
ЛИТЕР-Неделя: Ваше название связано только с кодом родного города – Бишкека? Поговаривают, вас постоянно окружает это число...
Ая: Сегодня мы приехали из Бишкека на автобусе марки "Меrcedеz" с номером "312 R". Ну как так получилось? В Москве в кинотеатре "Пушкинский" на премьере "Питер FM" в коридоре перед зрительным залом была всего лишь одна дверь, и та оказалась 312-й. Когда мы думали, как назвать группу, у нас была уйма вариантов. Даже мангрой хотели обозваться – это дерево такое. А потом выбрали код города, в котором все познакомились. Дело было в квартире 312. Сейчас мы даже не придаем значения тому, что порой дважды в день нам дают по 312 рублей сдачи.
ЛИТЕР- Неделя: Вы такие загорелые и бодрые, будто не гастролируете, а отдыхаете. В чем ваш секрет?
Дим: Наш секрет – двенадцать дней на Иссык-Куле. Мы спрятались в самом скромном пансионате и тихонько себе отдыхали. Потом, правда, приехали журналисты, и покой кончился. Но до последнего дня отдыхающие вели себя очень корректно и вежливо. В последний день они поняли, что мы уезжаем, и начали приходить за автографами и фотографироваться. Но опять же очень культурно.
СПРАВКА
Каждый из "горожан" – музыкант с детства. Светлана Назаренко окончила частную вокальную школу, затем эстрадное отделение консерватории по классу вокала.
Дим (клавиши, бэк-вокал) занимается музыкой с 6 лет. Он окончил музыкальную школу по классу фортепиано, а также дирижерско-хоровой факультет музыкального училища.
В музыкальной школе педагоги возлагали большие надежды на Леона как на очень перспективного скрипача. Но, предпочтя скрипке бас-гитару, юноша поступил в эстрадное музыкальное училище.
Маша (гитара) в профессиональный мир музыки попала из отчасти смежного мира – танцев. Занималась балетом, художественной гимнастикой, бальными танцами, шейпингом и аэробикой.
Сергей (барабаны) с 12 лет играл в школьном ансамбле, а после школы – уже профессионально – во многих московских коллективах. Творческим опытом поделился с ним известный барабанщик Дмитрий Сланский ("Маша и медведи", "Чичерина", "Моральный кодекс", "Неприкасаемые"). |