NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 09:13 ast
07:13 msk

Последнее интервью мастера
Ушел из жизни один из корифеев казахского оперного искусства – Каукен Кенжетаев. Он прожил большую, яркую жизнь, оставив незабываемый след в истории страны
21.03.2008 / культура и спорт

Людмила ВАРШАВСКАЯ-ЕНИСЕЕВА, "Казахстанская правда", 21 марта

Ушел из жизни один из корифеев казахского оперного искусства – Каукен Кенжетаев. Он прожил большую, яркую жизнь, оставив незабываемый след в истории страны. Это одно из последних интервью с Мастером, которое было записано для моей будущей книги о деятелях искусства и культуры Казахстана.

Совсем мальчишкой приехав в Алма-Ату из аула, без подготовки, без знания русского языка, который был необходим для ответов на экзаменах, Каукен подал заявления сразу в техникум связи и в два института – сельхоз и педагогический в надежде, что ему где-то подфартит. Однако благополучно провалился во всех. Но не признался родным и в сентябре пришел в сельскохозяйственный, тихо сел за парту и решил, что будет просто слушать лекции. Однако на первом же занятии хитрость его была обнаружена.

– Итак, – вспоминает Каукен-ага, – я пришел в аудиторию и сижу. А педагог начал делать перекличку, дошел до меня и говорит: "Кенжетаев, вы же у меня двойку по физике и математике получили! Вы ведь не приняты". Я отвечаю: "Да, не принят, но очень хочу учиться. И по вашим предметам, вот честное слово, я буду только пятерки получать!". Он рассмеялся и оставил меня. Но учиться там мне не понравилось – копаться в навозе, картошку сажать! И вдруг объявление: "Принимаем и направляем будущих артистов в казахскую оперную студию при Московской консерватории". И я бегом в комиссию. Председателем ее был великий Калеке Куанышпаев – я его знал через своего брата Шакена Айманова, они вместе в театре работали. "Что ты будешь петь?" – спросил он. Говорю: "Караторгай" – песня такая есть. Я спел, на что Евгений Брусиловский со свойственным ему заиканием сказал: "Вп-п-полне п-п-пригоден!".

Меня приняли. Радостный, я пришел к старшему брату Кажимурату и робко так закидываю удочку: хочу, мол, ехать поступать в Москву. "Ну и что ты собираешься там делать?" – скептически интересуется он. "Учиться, – говорю, – в консерватории". "А-а-а! – подтрунивает он, – будущий композитор!" И жене своей: "Айналайн, иди сюда, тут у нас композитор объявился, ну прямо народный артист Советского Союза!". А потом резко так: "Так вот, никуда ты не поедешь! Хватит с нас артистов, есть уже один Шакен-сумасшедший, вот и достаточно!".

Ну, думаю, что теперь делать? Иду к другу своему закадычному Мукану Тулебаеву, рассказываю все, а он так спокойно мне: "Знаешь, а ты пока никому ничего не говори. Я ведь тоже еду с тобой, мы потихонечку купим билет. Поезд отъезжает вечером, ты придешь прямо на вокзал, и мы вместе отправимся. А потом напишешь письмо, все объяснишь". Так я и сделал, и совет этот определил мне будущее.

– Это был который год?

– 1936-й. Нас тогда человек 30 из Алма-Аты отправили. Кроме казахской, там открыли несколько национальных студий – узбекскую, киргизскую, чеченскую. Жили мы очень дружно, день и ночь учились. Словом, все было хорошо, однако закончить Московскую консерваторию нашему курсу так и не пришлось – началась война, и мы, записавшись в ополчение, пошли рыть противотанковые рвы. Потом была офицерская школа, но мы там проучились месяца два-три, так как вышел приказ Сталина вернуть всех старшекурсников в вузы, чтобы они заканчивали учебу. Но учиться нам было не у кого, потому что консерваторию нашу эвакуировали в Саратов, и мы с Байгали отправились в Алма-Ату. Здесь нас сразу взяли в оперный театр и из-за нехватки певцов сразу дали разучивать главные партии. Но исполнить на сцене их так и не удалось – нас призвали в действующую армию.

Помню, перед отъездом я зашел к Мукану Тулебаеву, который к тому времени понял, что его призвание – быть композитором, и мы всю ночь напролет проговорили с ним, сидя на его железной койке. "Знаешь, – говорил он, – я мечтаю написать оперу "Биржан и Сара". Я буквально слышу ее в ваших голосах". "Если вернемся, обязательно споем!" – сказал я, и мы расстались.

– Обещание свое, как я понимаю, Мукан-ага выполнил?

– Да, первое, чем обрадовал меня брат Шакен, когда в 1946-м я демобилизовался и приехал в Алма-Ату, было то, что Мукан оперу написал. "Биржан и Сара" стала, конечно, событием, и ее тут же взялся ставить Курманбек Джандарбеков. Так, с легкой руки Мукана я вошел в оперную труппу Театра имени Абая, которому отдал 40 лет.

– Посмотреть на ваш репертуар, так кого только вы не пели...

– Причем в казахских спектаклях я исполнял в основном отрицательные роли, а в русских и европейских – положительные. Голос у меня был поставлен на европейский манер, что соответствовало классическим операм. А в национальных операх я больше подходил на характерные роли. Взять, например, "Дударай". Это была уже восьмая опера Брусиловского, основанная на казахском мелосе. С некоторой долей юмора, а где-то даже и гротесково был выписан мой урядник Семен. Но как преподнести это зрителю? Ведь я никогда в жизни не видел урядников. Я стал спрашивать у стариков, а они говорят: "Урядники все рыжие, ежиком волосы, усы тоже рыжие, и – всегда пьяные и наглые". Вот таким я и стал лепить его. Говорят, получилось забавно. Спектакль вышел в мае 1953 года.

– А с Куляш Байсеитовой вам приходилось петь?

– Очень много. Мы с ней весь Советский Союз объездили. Она была великая актриса! С ней петь было счастьем. В опере "Кыз-Жибек" в главной партии Куляш чередовалась с Шабал. Я пел Бекежана, который, чтобы добиться руки Жибек, убивает ее любимого. Не в силах сдержать чувства, девушка плачет и в арии своей шлет проклятья Бекежану. По-казахски это звучит очень страшно. Каждая из актрис исполняла эту сцену по-своему. Если Куляш Бога просит, то Шабал, вкладывая в слезы всю ненависть, рыдает. И представьте мое состояние, когда жена шлет проклятья мне, мужу, пусть даже на сцене! Всякий раз после этой сцены я долго приходил в себя.

– Вы говорите о вашей жене Шабал Бейсековой. Это тоже была очень известная певица, народная артистка Казахстана. Как возник ваш союз?

– С Шабал мы познакомились в 1939 году, когда она после Алма-Атинского музыкального училища приехала в Московскую консерваторию с очередным набором. Голос у нее был удивительный – сопрано с серебристыми переливами. Я за ней ухаживал, сочинял стихи, писал письма. В 1941 году она проводила меня в ополчение и, пока я служил, ждала меня. Пять лет жила Шабал в доме моего отца как келин. Потом я приехал. Она такая же красивая, поет в театре, верит, что мы поженимся. А я, как говорится, вырвался на свободу, пошел по друзьям – тут тебе спектакли, репетиции, ночные посиделки. Так и год пролетел. И вот вызывает меня отец. "Ты когда, – говорит, – женишься? Шабал пять лет ждет тебя. Моей келин будет только она. Все!"

Свадьбу мы справляли у Шакена. Собрались Калибек Куанышпаев, Сапаргали Бегалин, Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Габиден Мустафин. Они поздравили нас, благословили. "А теперь, – говорят, – идите, мы будем играть в преферанс". И мы поехали к другу моему Мукану Тулебаеву. "Вот хорошо-то! – говорит Мукан. – Теперь поедем в загс. Заодно и мы с женой зарегистрируемся!" Оказывается, Мукан восемь лет собирался сделать это, да все было некогда. А тут друг женится! И мы все вместе прошли через этот торжественный обряд.

Несколько дней мы жили у Мукана. А что дальше? И я пошел к директору театра Райхану Жумину. "Слушай, – говорю ему, – сколько можно? Велели мне жениться, я женился. Но квартиры нет, зарплата 60 рублей, как и где прикажешь жить?" А он: "У меня квартир нет". "Ну тогда, – говорю, – дай хоть какой-нибудь уголок в театре". "А это другое дело. Есть у тебя грим-уборная, вот там и живите!" И мы десять лет там обитали и были счастливы. Первая дочка у нас там родилась.

– Но, помимо оперной сцены, а также концертной, педагогической и издательской деятельности, вы снимались еще и в кино.

– Я сыграл в двадцати фильмах. Здесь были и проходные роли в фильмах "Волга-Волга", "Наш милый доктор", и полноценные образы в картинах "Дело было в Шугле", "Следы уходят за горизонт", "Песнь о Маншук", "Путешествие в детство". Но об одной работе мне хочется сказать особо. Это лента Мажита Бегалина "За нами Москва". В ее основе рассказ о решающем сражении под Москвой в конце 1941 года, и ведется он от лица писателя-панфиловца Бауржана Момышулы. Тема эта была мне близка, потому что возвращала к дням московского ополчения. Но самого Момышулы я изображал таким, каким он был уже в наши, послевоенные дни. Когда фильм был закончен, его предстояло показать худсовету "Казахфильма". Пригласили на просмотр и самого героя-ветерана. А характер его все знали.

Боясь, что ему не понравится, как я его сыграл, на худсовет – от греха подальше! – решил не ходить. Но, сидя дома, волновался так, что места не мог себе найти. И вдруг звонок – сам Бауржан. "А-а-а! – говорит. – Это ты! А ну выходи!". Не помню, как я одолел лестничный пролет. Ноги подкашивались от страха, а душа, как у зайца, уходила в пятки. Едва я вышел из подъезда, а там Бауржан с Мажитом. "Ну молодец, поздравляю! – схватил он меня в объятья. – Настоящего воина, истинного командира показал!" У меня отлегло от сердца, а Момышулы с тех пор при каждом удобном случае не уставал повторять: "Это он, Каукен, – старый Бауржан, а я – всегда молодой!".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Индиана Джонс возвращается 31.03.2008
Последнее интервью мастера 21.03.2008
Первый экземпляр "Хоббита" Толкиена продан за 60 тыс фунтов 19.03.2008
Лукас показал первые сцены из мультфильма "Звездные войны: войны клонов" 17.03.2008
У православных христиан начинается Великий пост 10.03.2008
Полезный ископаемый 03.03.2008
Почему "Монгол" не получил "Оскара"? 29.02.2008
В США назвали лучшие киноработы года по версии премии "Оскар" 26.02.2008
Киноиндустрию Казахстана ждут большие перемены 15.02.2008
Джедаи возвращаются 14.02.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz