Вера Петровская, "Известия-Казахстан", 25 июня
Сегодня вечером в Алматы состоится премьера картины Ермека Турсунова "Келин". Она успела наделать шуму задолго до официального представления широкой публике. Специалисты от кино обвинили режиссера в злоупотреблении эротическими сценами и потребовали вырезать из фильма ряд эпизодов. Однако Турсунов смог отстоять свое детище. В беседе с корреспондентом "Известий-Казахстан" Верой Петровской Ермек Турсунов рассказал о том, как ему это удалось, а также о многом другом.
Вопрос: Ермек, как живете-можете в ожидании казахстанской премьеры?
Ответ: Все это время я работал в обычном режиме. А последние две недели провел на Сицилии, на 55-м кинофестивале "Таормин" - показывал там свою "Келин". Кинофорум этот очень серьезный и, если можно так выразиться, чистый. Сейчас ведь проводится множество политизированных фестивалей. Для показа на открытии и закрытии организаторы "Таормин" всегда выбирают фильм, в котором есть какие-нибудь прибамбасы. О моей картине они высказались в том духе, что это "новаторские решения в режиссуре". Их привлек тот факт, что фильм без слов, что в нем много внимания уделено шаманизму, тенгрианству, зороастризму… Кстати, из всего постсоветского пространства пригласили только меня.
На открытии фестиваля "Келин" представляла Катрин Денев, а на закрытии - Джессика Ланж. "Таормин" проходил в греческом театре, которому 2000 лет. Когда-то там проводились гладиаторские бои. Оттуда шел прямой репортаж по всей Италии. Показ шел в одно и то же время в каждом городе в кинотеатрах или на открытых площадках. А после началась перекличка. Ведущие и зрители Палермо, Сиракуз, Неаполя, Рима два часа после фильма выражали свое одобрение. Я там весь такой крутой ходил! (Смеется.) А сюда приехал и опять попал…
В: Вас снова ругают?
О: Все время меня ругают! Я человек неудобный, привык отстаивать свое мнение. Я пытаюсь, насколько мне удается, сохранить свое лицо, не подстраиваться под мейнстрим, не заниматься кликушеством. А если говорить про фильм, то я рад, что мы дожили до официальной премьеры! Шумели, конечно, много. А я так скажу - ну что тут шуметь? Нормальное кино! Проверенное на многих людях.
В: Вокруг некоторых эпизодов разгорелись нешуточные страсти. И все-таки вы обошлись без купюр?
О: Да! Все удалось сохранить. Мы нашли компромисс. В начале фильма зритель узнает, что дело происходит на Алтае во II веке н.э., а не в Казахстане. Я на это пошел, для того чтобы не вырезать некоторые сцены, например сцену с козой. Чего все прицепились к козе? Это просто маленький гэг. Улыбнулись и дальше поехали. Но наши местные заморочки мне покоя не дают. Обязательно нужен батыр на коне, два метра ростом, косая сажень в плечах… А если он будет полтора метра ростом - это уже и не батыр! И во многом так. Но мне кажется, что историческая правда - это одно, а художественная - другое.
Но, в принципе, я спокоен. Мне нечего волноваться, потому что картина сделана на серьезном профессиональном уровне. Она уже давно живет, причем без меня.
В: Кроме Сицилии, вы "Келин" больше нигде не представляли?
О: Нет. У меня есть несколько приглашений за границу, но я пока что об этом умолчу.
В: В свое время речь шла о Каннах…
О: Канны мы профукали. Из-за неорганизованности. У меня из Канн было официальное приглашение. Но я не смог заниматься организацией поездки, потому что уехал в Сирию - там издали мою книгу "Султан Бейбарс" на арабском языке. Приезжаю - и большой привет! - никаких Канн.
В: "Келин" - это первый ваш полнометражный фильм?
О: Да. Я много снимал в Америке, но это был не полный метр, а в основном социальные заказы. Одно время я жил в Солт-Лейк-Сити в штате Юта и снимал там социальные ролики для мормонской церкви. Работал на телевидении, делал фильмы о природе. Но к художественным фильмам отношения не имел. Я и не собирался снимать "Келин". Меня просто попросили ее доделать. Над фильмом работал сначала киргизский режиссер Актан Арым Кубат. Он провел подготовительный период: искал натуры, занимался костюмами. После на его место пришел Ерлан Нурмухамедов. Он проработал неделю, но что-то не срослось. А потом пригласили меня. Я некоторое время думал, потому что я - кинодраматург, а не режиссер. Но все-таки согласился. Условия для съемок были очень тяжелые. Горы, много снега, лютые морозы. В фильме задействованы четырнадцать видов животных, и все они сумасшедшие: яки, грифы, волки, крысы, вороны… Ну ни одного нормального животного! Сложно было с ними договариваться.
В: Зато какая удача, когда дебютная картина вызывает такой резонанс!
О: Ажиотажа никто не планировал. Он случился стихийно в связи с тем, что картину решили покоцать. Я начал сопротивляться. Искусство - очень субъективная вещь. Оценивать чью-то картину, музыку или стихи совершенно бесполезно. Я, может быть, в чем-то ошибаюсь, но это мои ошибки! Вмешиваться в фильм можно только тогда, когда его монтируют. Потом уже поздно. Мне пришлось бы опять ехать в Прагу, платить деньги. Я, между прочим, весь постпродакшн делал в Чехии. Поэтому смело могу утверждать, что техническое качество "Келин" соответствует всем мировым стандартам. Многие недоумевают, почему я создал фильм без слов. Но ведь он со звуками, шумами! В некоторых эпизодах используется до 78 звуковых дорожек. Представьте, что вы сидите где-нибудь, а вокруг вас - 78 различных звуков. Поэтому "Келин" - не немая картина, а говорящая. Просто говорит она на своем языке. И потом, мне кажется, что зрители устали от вербального кино. Есть одна хорошая фраза: "Словами ты ничего не сможешь донести. Лучше пой. А еще лучше - танцуй". Я не знаю, кто автор этого высказывания, но оно мне очень близко. Молчание иногда выразительнее любых слов. А уж молчание, сопровождаемое музыкой и шумами, - тем более! |