Павел Зайцев, rg.ru, 7 октября
Сегодня в Стокгольме был объявлен лауреат Нобелевской премии по литературе. Им стал 74-летний перуанский прозаик Марио Варгас Льоса. Задолго до голосования в Стокгольме Британская букмекерская компания Ladbrokes называла фаворитов Нобелевской премии 2010 года по литературе. Льосы среди них не было. Главным претендентом считался шведский поэт Томас Транстремер: ставки на его победу принимаются с коэффициентом 5/1. Также в числе фаворитов называются поэты Адам Загаевский из Польши, Ко Ун из Южной Кореи и сириец Али Ахмад Саид Асбар, пишущий под псевдонимом Адонис. Ставки на их победу принимаются с коэффициентом 8/1. В списке были и два российских поэта: Белла Ахмадулина (35/1) и Евгений Евтушенко (100/1). Среди других фаворитов называли Харуки Мураками, Милана Кундеру, Умберто Эко и Салмана Рушди. Марио Варгас Льоса заслуженно считается одним из ведущих писателей-новаторов латиноамериканской литературы ХХ века. Практически это живой классик. Родился 28 марта 1936 г. в Арекипе. Учился в военном училище Леонсио Прадо, затем в столичном университете Сан-Маркос. В 1958-м получил стипендию в Мадридском университете и надолго уехал в Европу и США. В 1967-м при получении Международной премии имени Гальегоса Льоса произнес свою знаменитую речь о тесной связи писателя с общественной жизнью. В 1990 году он даже баллотировался на президентских выборах в Перу от партии Демократический фронт, но потерпел поражение. Некоторыми критиками он назывался "наследником Хемингуэя" после публикации повести "Щенки" (1967), где описывалась история кастрированного юноши в "мачистском" (от исп. macho – настоящий мужчина) окружении. В романе "Зеленый дом" (La casa verde, 1968) также поднимались темы социального насилия и отчуждения. В этом романе Льоса использовал технику монтажа – с мгновенными переключениями времени и места действия. Роман "Разговор в Соборе" (Conversacin en La Catedral, 1969) вскрывал коррумпированность перуанского общества в период диктатуры 1948-1956 годов. В детективной повести "Кто убил Паломино Молеро?" (Quien mat a Palomino Molero, 1986) история убийства молодого певца была поводом для исследования границ истины и справедливости. Льосе также принадлежат романы "Тетушка Хулия и писака" (La ta Julia y el escribidor, 1977), "Война конца света" (La guerra del fin del mundo, 1981), "История Майты" (La historia de Mait, 1984) и исследование о творчестве Флобера (1975). |