Балнур КЫДЫРБЕК, председатель Союза композиторов Казахстана, "Казахстанская правда", 22 апреля
Вопрос существования шоу-бизнеса в Казахстане проблематичен. Я склонна считать, что шоу-бизнеса в его исконном виде у нас, скорее, нет. Есть той-бизнес и пародия на шоу-бизнес. Если взять телевизионные развлекательные программы, что мы видим? Многие плохо скопированы с российских программ, которые, в свою очередь, плохо скопированы с американских и европейских. Почти два десятилетия назад на ОРТ появился ряд телешоу, которые шли под грифом "Проект Влада Листьева". Постсоветские телезрители, для которых высшим развлечением было смотреть заседания Верховного Совета СССР, приняли их с восторгом – все ново и интересно. А года через три-четыре мы узнали, что эти программы давно идут за рубежом. Сейчас, когда мы можем видеть их в оригинале, появляется чувство досады и раздражения. Если мы не в состоянии сами придумать что-то оригинальное, то, по крайней мере, надо делать работу качественно, чтобы у зрителя не было ощущения, что он смотрит пародию. А ведь телевизионные развлекательные программы составляют большую часть шоу-бизнеса. Теперь про той-бизнес. Нынешний средний класс считает хорошим тоном проводить семейные мероприятия (свадьбы, юбилеи и пр.) с приглашением так называемых менеджеров так называемого шоу-бизнеса. Если не говорить о том, что такое приглашение влетает в копеечку, а взять только качественную сторону, то налицо низкопробность, переходящая в откровенную халтуру. Кто входит в эту самую шоу-группу? Тамада, он же и руководитель, 2–3 танцующие девочки, 2–3 певца. Начнем с тамады. Заученные фразы, плоские шутки, которые нередко бывают совсем не к месту. Но он тамада – руководитель, центр и мозг всего этого развлечения. Профессия и образование могут быть любыми, главное, что у него есть самоуверенность, временами переходящая в наглость. Он имеет своего оператора с аппаратурой, свой комплект танцующих и поющих. Тамада, обычно он же поэт, он же автор музыки песен, которыми угощают гостей, он же собиратель денег за беташар. Пока включают записи известных сочинений, еще слушать и танцевать можно. А когда начинается репертуар с претензией считаться национальным – в пору кричать "караул"! Все эти песни, авторы которых различаются и по месту происхождения и пребывания, и по образовательному уровню, и по профессии, похожи, как близнецы-братья. Таких песен любой профессиональный композитор может выдать в час 60 штук, а любой казах – в день по две. Тем не менее под них еще умудряются танцевать. Это благодаря компьютеру, который выдает готовый аккомпанемент с готовой аранжировкой. В связи с тем, что до лицензионных аранжировок "творцы песен" не добираются, то и аранжировки используют одни и те же. Танцующие девочки. Репертуар их весьма не богат. Для начала, чтобы показать, что мероприятие казахское, танцуют казахский танец. Затем что-то испанское, мексиканское, не забывают и "братский" репертуар: узбекский, уйгурский танец. А когда градусы высоки и страсти накалены, в ход идет танец живота. Веселые дяденьки начинают совать тенге в "лаконичную" одежду девушек. Но надо отдать должное танцовщицам – они действительно танцуют и зарабатывают честным трудом. Певцы. Обычно открывают рот под плюсовую фонограмму, а если в ход идет "минусовка", то поют весьма фальшиво. Чтобы набор этой дорогостоящей халтуры не так был заметен, аппаратура настраивается на предельную громкость. Возмущаться по поводу халтуры не приходится, скажите спасибо за то, что у вас барабанные перепонки не лопнули. Почему все так происходит? Потому что всему надо учиться. В том числе и шоу-бизнесу. В Казахстане практически все, занятые в шоу-бизнесе, не имеют специального образования. Да и учебных заведений, готовящих специалистов в этой области, у нас нет. Поэтому все, что на сегодня имеем, далеко от профессионализма. И главное. За работу в той-бизнесе никто не платит налогов. Это не предусмотрено законами и, соответственно, остается за пределами государственной заинтересованности, что в свою очередь порождает безответственность, разгул халтуры и отнюдь не способствует эстетическому и нравственному воспитанию нового поколения. Если взять доход только одной субботы той-бизнеса по всему Казахстану, то он будет в десятки раз превышать доход со всех зрелищных мероприятий страны – театров, концертных залов и даже стадионов. Музыка, шоу – это тот же товар. Товар должен быть качественный. Думаю, пришла пора заняться вопросами шоу-бизнеса на государственном уровне, ибо шоу-бизнес, став неотъемлемой частью духовной жизни населения, является составной частью государственной идеологии. |