NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 17:04 ast
15:04 msk

От исторических романов – к философскому эссе
Народному писателю Казахстана Ивану Щеголихину исполнилось бы 85 лет
09.04.2012 / культура и спорт

Светлана АНАНЬЕВА, заведующая отделом мировой литературы и международных связей Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова, "Казахстанская правда", 6 апреля

Получив профессию врача, он стал писателем – первый рассказ "Дочь профессора" напечатал, еще будучи студентом, в 1954 году в журнале "Советский Казахстан". Все помнят, что одним из первых в Советском Союзе он начал писать о коррупции в высших эшелонах власти, и его книги "Дефицит" и "Должностные лица" давали друг другу почитать на одну ночь. Он перевел на русский язык произведения Мухтара Ауэзова, Сакена Сейфуллина, Сабита Муканова, Габидена Мустафина, Бердибека Сокпакбаева, Малика Габдуллина, Хамзы Есенжанова. В последние годы активно участвовал в политической жизни, был членом Национального совета при Президенте Республики Казахстан, депутатом Верховного Совета, сенатором.
Философско-насыщенная проза Ивана Щеголихина включает страницы целинной эпопеи и современность, художественные образы исторических деятелей прошлого (революционеры, критики, писатели), мотивы родины – большой и малой… "Дефицит", "Снега метельные", "Слишком доброе сердце" – названия броские, запоминающиеся, как и характеры героев, соз­данные рукой признанного мастера.
Панорама общественной и литературной жизни России 60-х годов ХIХ века воссоздана в романе "Слишком доброе сердце", главный герой которого – поэт и общественный деятель Михаил Михайлов. Сын крупного губернского чиновника, внук крепостного Михайлушки, потомок легендарного Урака – героя казахских преданий, Михайлов близко к сердцу принимает беды и страдания казахского и русского народов. Достойны восхищения милосердие и доброта казахов. Из экспедиции главный герой привез сказки, народные предания, описания обычаев казахов и башкир. Необычайно поэтичный перевод только одного слова "айналайн" вкладывает И. Щеголихин в уста главного героя, ибо уверен, что "слово, язык живописуют душу народа".
Символичны слова признания в любви к своей Отчизне Чокана Валиханова: "Одна моя любовь вставлена в другую, другая – в третью, вроде как ирбитские сундуки, маленький вложен в большой, а тот – еще в больший". Национальный колорит, масштабность характеров действующих лиц и персонажей, яркие черты их облика – отличительная манера прозаика. И. Щеголихин был глубоко уверен в том, что народ Казахстана имеет древнюю, общую казахско-тюркско-славянскую историю на безграничных просторах Евразии.
В последнее десятилетие ХХ века прошлое в философской и эстетической концепции и его соотношение с настоящим раскрыто в романах И. Щеголихина "Не жалею, не зову, не плачу...", "Любовь к дальнему", "Хочу вечности". Личный опыт писателя связан "непосредственно с эпохальными историческими событиями, суровой атмосферой 40–50-х годов, опытом ГУЛАГов. Но автор не отказывается от своего прошлого, он любит его, мотивируя тем, что "сожалеть – значит предавать то время, свои дни, годы, тех людей, которые тебя окружали и с которыми ты шел бок о бок".
В 90-е годы ХХ века увидели свет "Старая проза" и "Другие зори" – произведения о судьбе творческой интеллигенции в период культа личности и наступившей оттепели. Высказывание одного из персонажей "Старой прозы": "Нам сейчас не нужна любовь к ближнему. Нам нужна сейчас любовь к дальнему" впоследствии будет обыграно в названии повести И. Щеголихина "Любовь к дальнему". Молодой художник и талантливый писатель ищут себя в мире лжецов, зрячих и трусливых. Никто не виноват в их бедах, в том, что судьба сыграла с Павлом злую шутку, превратила его из молодого блестящего художника, талантливого и яркого, в изгоя. "Каждый виноват только сам" в своей судьбе. Каждый виноват в одиночку. Герой увидел настоящую жизнь деревни, серую, тоскливую, беспросветную, и изобразил все это на холсте. Грязь, убожество, безнадежность. Серо, тоскливо, скучно. Десять дней, проведенные в деревне на плэнере, оказались целой эпохой в жизни Павла.
Мотив родины в более поздних вещах получит дальнейшее развитие. Тонкий запах гари напоминает детство, "какую-то неведомую деревню, неведомую Россию, в которой он никогда не был, он в Казахстане родился".
Сложность общественных перемен в жизни вносит сумятицу и в жизнь каждого из героев повестей И. Щеголихина "Любовь к дальнему" и "Хочу вечности". Первая выросла из записных книжек, вторая – бессюжетна, "в любом месте можно воткнуть веточку из прошлого, и она безудержно распустится, заслоняя собой настоящее". Для них характерны сочетание публицистики и философии, автобиографического и общечеловеческого. Автор пытается переосмыслить облик России в своей душе. Он озабочен судьбой и ролью русского языка в современном обществе. И. Щеголихин ставит острые историко-политические, социальные, демографические и социологические вопросы.
Своеобразно в жанровом плане произведение И. Щеголихина "Мир вам, тревоги прошлых лет". Это строго документальные публикации дневников с 1965 года. По признанию автора, он оставил "самое-самое", от ненужного избавился.
Последние произведения посвящены художественному осмыслению сложных постперестроечных лет. Писатель был свидетелем преобразований и стал их художественным летописцем. Среди героев повести "Не стану я искать побед" много известных политических и общественных деятелей. Но главное: анализ ситуации в культурной жизни страны, в литературе ("Культура… добрее и надежнее богов-разделителей, она сметает барьеры, и в ней всегда вырастал и побеждал только тот, кто отважно служил единству и находил свое счастье не в исполнении желаний, а в желании исполнить свое назначение"). Так и слышится убежденный голос писателя: "Русская литература, признанная всем миром, была дворянской, имперской, аристократической… Тогда в России только четверть населения умела читать, но была великая литература, связанная с литературой Европы и Азии, Запада и Востока".
Жанр повести включает элементы путевого очерка. Многочисленные поездки по всему миру позволяют сравнивать и сопоставлять. Возникает удивительное взаимопонимание с людьми другой культуры, обмен даже не словами, а чувствами. Зарисовка-миниатюра приема в Брюсселе, во дворце на Королевской площади: "Долго стояли с Элизабет у окна, в руках фужеры с вином, смотрели на площадь, на огни и друг на друга с легкой и внимательной улыбкой, и говорили каждый на своем языке, и без всякой досады, поскольку понимали настроение, состояние. Обменивались не словами, а чувствами".
Повесть автобиографична. Трижды автор начинал ее с нуля. После ареста отца и обоих дедов "все старался делать лучше других". Учился только на "отлично", много читал, любил школу.
1945 год. Поступил в институт, отлично учился. На четвертом курсе – арест, трибунал, Сибирь, молибденовый рудник Сора в Хакасии. И снова институт, первый рассказ, первая пишущая машинка. Смерть сына от неизлечимой болезни. Мотивы исторической памяти, мотивы трагического в литературе связаны с лагерями. "Много у ГУЛАГа задач, и одна из них, судя по практике, – оставить человека без надежды. И в лагере, и на воле. Отшибить память. Чтобы все все забыли, чтобы дети поотрекались от родителей, граждане – от своей страны, потомки – от истории".
Хлестко – о деградации человека, об отсутствии воспитания в семье и школе, о необратимых последствиях платной медицины, уродующей медиков морально и психически. И о многом другом, актуальном, злободневном, о Родине, душе, языке – в последующих, во многом полемических, автобиографических романах "Не жалею, не зову, не плачу…", "Выхожу один я на дорогу".
Старейшему русскому журналу Казахстана, который ранее назывался "Советский Казахстан", Дмитрий Снегин предложил новое название – "Простор", "емкое слово, образное, в нем и горный простор, и степной, и водный, если хотите, наши Арал и Каспий, Балхаш, Иртыш, Сырдарья, да и небесный простор, космический, с нашего Байконура стартовал первый космонавт, – вот какое слово многозначное".
Становятся достоянием истории сведения о писателях Казахстана, о редколлегиях журналов, о бурных спорах в писательском союзе. И. Щеголихин был многому свидетель, поэтому так искренне его письмо. В. Бернадский, чуткая душа поэта, "пошел по лагерям, начиная с довоенного 1940 года, вышел на короткое время и снова замели в 49-м до 56-го. Везде он побывал, и в тайге на лесоповале, и в мордовских лагерях, и в Карлаге". Афористичность – отличительная черта стиля. "Главное изобретение, творенье человека на Земле не города, не дворцы, не машины, а книга. Человек без книги – всего лишь тень, очертание".
Прослеживая этимологию фамилии, И. Щеголихин склоняется к мнению о том, что правильной фамилия была бы – Шегали-хан. От тюркского слова "гвоздь", "так называли тех, кто шел в солдаты, у них сапоги с гвоздями, а у тюрков сапоги шитые. От тюркского гвоздя пошел русский щеголь". Русские писатели Казахстана пытаются ответить на вопрос: "Что значит для тебя страна – Отечество или место жительства" (И. Щеголихин). И глубоко верят в то, что "только ради любви стоит оставаться на этом свете. Любую беду она может превратить в надежду".
В романе-эссе "Не жалею, не зову, не плачу..." И. Щеголихин прослеживает путь от юношеского романтического восприятия жизни, со свойственным ему максимализмом, к душевному смятению зрелой поры, глубоким философским раздумьям. Автор затрагивает тему детства и взросления, смысла жизни и выбора жизненного пути. Образы дома и семьи, памяти личной и исторической – центральные в повествовании.
Деды героя романа-эссе раскулачены за то, что не могли понять "высоту и красоту советской власти", но от них передалась неукротимость мужицкая, стойкость, единоличность. "Иногда мне хочется забыть прошлое, без него легче. Иногда – вспомнить и сохранить все до мимолетных мгновений, поскольку это я сам", – делится сокровенным герой-автор. Он не может вспомнить дом в родном селе Ново-Троицком Костанайской области, только большое-пребольшое озеро. А над ним туман. В голодные 1933–1934 годы зимой он приникал к окну и жадно смотрел на вечернюю снежную улицу, ждал, "когда же пойдет по дороге этот самый тиф, которого все так боялись". И остается в памяти картинка детства Жени Писаренко: мама, идущая под высоким небом, несет сестренку на руках, а за ней еще трое мал мала меньше, "идут по полю голодные, босые, усталые, шесть верст шагать, плачут и тащат друг друга – куда? В светлое будущее". Роман восстанавливает исторический контекст и воссоздает историческую личность. Причем роман начала 90-х годов ХХ века – это уже история. Яркое этому подтверждение – автобиографические романы и философско-интеллектуальные эссе И. Щеголихина.
В поздней прозе сильно автобиографическое начало. Писатель пытался предвидеть будущее в условиях мультикультурного мира. Литературная традиция совмещается с историческими документами и новыми теориями дискурсов. Воспоминания хранят личные судьбы. Это часть народной памяти, сохранение и передача которой потомкам позволяет обрести чувство защищенности перед будущим.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Темиртау снимают художественный фильм о Президенте Казахстана 18.04.2012
Казахстанский бокс: все по плану 16.04.2012
"Ночные бабочки" 11.04.2012
От исторических романов – к философскому эссе 09.04.2012
Актюбинский режиссер хочет "замахнуться" на "Сумерки" 30.03.2012
Работа в ринге 29.03.2012
Документальный фильм о Назарбаеве стал победителем конкурса "Золотое перо" памяти Ахмата Кадырова 20.03.2012
4 медали завоевали казахстанские боксеры на турнире в Галле 20.03.2012
Состоялось заседание Годовой Конференции Казахстанской федерации бокса 15.03.2012
Символика степного этикета 13.03.2012

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz