Нурбол ОКУОВ, "Огни Мангистау", 28 августа
Казахский народ всегда бережно хранил в своей памяти имена славных батыров и яркие предания о них. Каждый казах должен знать своих предков до седьмого поколения и при этом с самого детства заучивать молитвы, в которых постоянно обращаться к образам наиболее выдающихся представителей рода. В наше время тоже есть батыры, прославляющие Казахстан, например, на спортивных первенствах. Впервые в истории мангистауской школы бокса чемпионом мира стал Ердос Джанабергенов. В 2005 году в городе Миньянг КНР наш земляк одержал уверенную победу и прославил Казахстан на весь мир. Успех Ердоса повторил другой мастер кожаной перчатки Адильбек Ниязымбетов. В 2011 году он стал финалистом на мировом первенстве в столице Азербайджана городе Баку. Адильбек впервые в истории мангистауской школы бокса и в целом спорта региона стал первым казахом, завоевавшим путевку на игры четырехлетия – Олимпиаду в Лондоне. И вот в столице Великобритании Адильбек Ниязымбетов завоевал серебряную медаль. В борьбе за золотую медаль он и его соперник выступили достойно. Финальный бой был равным, счет 15:15. Но судьи решили отдать победу россиянину Егору Мехонцеву. Серебро Адильбека для всех мангистаусцев – зо-лото. Наш земляк полон сил, и на следующей Олимпиаде в 2016 году в Бразилии он способен завоевать золото, уверен его отец Сабит Ниязымбетов. Если в свое время наши батыры, взяв в руки оружие, сражались с врагами за родную землю, то наши, например, спортсмены продолжают достойно защищать честь страны на мировых аренах. Сегодня нашим читателям мы бы хотели вкратце рассказать о том, к какому же роду относятся прославленные боксеры из Мангистау. Батыры Ердос и Адильбек являются потомками прославенных батыров Асау и Барака, которые относятся к роду табын из младшего жуза, входящего в состав жеты ру. Жеты ру составляют семь родов – табын, тама, кердери, керейт, жагалбайлы, тилеу, рамадан. Слово "табын" с монгольского переводится, как пять. Табыны являются самым крупным родом, входящим в состав семиродцев младшего жуза, давшим нашей Родине выдающихся сыновей, которые защитили от чужеземцев огромные просторы будущего независимого современного Казахстана, его зарождающиеся государственность, культуру и духовность, а также честь и достоинство казахского народа. Вот имена некоторых из них: Барак Сатыбалдыулы (1743-1840) – батыр, один из руководителей национально-освободительного движения казахов младшего жуза. Барак известен в народе с восемнадцати лет, когда одержал победу в поединке с торгутским батыром Алакобиком, которого в смертельной схватке он убивает. В семидесятые годы ХVІІІ века Барак батыр, возглавив отряд шомишты-табын, участвовал в сражениях с калмыками на берегах Едила и Жайыка. Барак батыр с войском побеждает волжских калмыков под предводительством Спана, сына Алакобика, ныне существующие названия "калмак кырган", "карауыл келдi", "ногайты", "ебейтi", свидетельствуют этому! Сподвижник Сырым батыра Барак Сатыбалдыулы с трехтысячным войском вел ожесточенные бои близ Оренбургской крепости с карательными отрядами царского правительства. Об упорстве и силе войск батыра писал барон О.Игельстром в письме императрице Екатерине ІІ. Батыры Барак и Асау похоронены в 15 километрах к Юго-Востоку от аула Турыш Бейнеуского района. В 1993 году построен мавзолей в честь Барака Сатыбалдыулы. В 80-90-е гг. XVIII века многочисленные волнения против колониальной политики Российской империи описаны в поэме "Асау-Барак" акыном Т. Аманжолулы. В ней он рассказывает, как Барак освобождает из плена сына Нуралы хана Айшуака. Из сказанного выше можно понять, что Барак батыр был современником Сырыма Датова. В 1992 г. в Бейнеуском районе в местности Сам над его могилой был построен мазар мангистауским архитектором. А в 2010 году была построена мечеть, рассчитанная на 500 человек. Сапура Матенкызы – принимала участие в восстании Пугачева. Осенью 1775 года, когда движение вспыхнуло с новой силой, в нем принимали участие и славные девушки казахского народа. Движение возглавила двадцатидвухлетняя Сапура Матенкызы из рода табын. При поддержке мужа и Досалы султана она создала легенду о человеке-невидимке – Коктемире, который якобы живет в ее доме и призывает казахов продолжать сопротивление. Сапура от имени Коктемира, считавшегося святым, обещав возвращение "нового государя" – Пугачева, начала собирать в своей ставке войска. В народе ее прозвали легендарная Сапура. Алия Молдагулова – Герой Советского Союза. Она тоже из рода табын. Награждена орденом Ленина. В мае 1943 года в Москве была создана Центральная женская школа снайперской подготовки. Алию Молдагулову определили в первый набор. 23 февраля 1943 года девушки-курсантки приняли военную присягу. В июле 1943 года Алия вместе с несколькими своими подругами-однокурсницами была направлена снайпером в 54-ю стрелковую бригаду (22-я армия, 2-й Прибалтийский фронт). На ее официальном счету 78 уничтоженных солдат и офицеров противника. Она была смертельно ранена и погибла в бою 14 января 1944 года севернее города Новосокольники. Будучи раненной в руку осколком мины, Алия участвовала в рукопашном бою с немецкими солдатами, была вторично ранена немецким офицером, которого также уничтожила. Вторая рана для Алии оказалась смертельной. Похоронена она в деревне Монаково Новосокольнического района. Именем Молдагуловой названы улицы в Санкт-Петербурге и Москве, школы, судно Военно-морского флота России. В городах Москва, Алматы, Астана, Актюбинск и на ее родине установлены памятники. А на месте гибели Алии в городе Новосокольники построен мемориальный комплекс. Имя Алии Молдагуловой высечено на стеле в честь артековцев-героев в международном детском лагере "Артек". В Актюбинске создан областной мемориальный музей. Ей посвящены балет "Алия", несколько стихов и поэм, множество песен. О подвиге Алии Молдагуловой сняты документальный фильм "Алия" (режиссер М. Сагатов) и художественный фильм "Снайперы" (режиссер Б. Шамшиев). В репертуаре прославленной казахстанской певицы Розы Рымбаевой есть песня "Алия", посвященная Алие Молдагуловой (музыка С. Байтерекова, слова Б. Тажибаева). Тленши Бокенбайулы – возглавлял род табын, был отважным батыром, одним из предводителей, возглавивших в XIX веке национально-освободительное восстание казахского народа. Не жалея жизни, до последнего вздоха он боролся за то, чтобы на земле предков свободно и счастливо жил родной народ. Жоламан Тленшиулы – батыр из рода табын младшего жуза, предводитель национально-освободительного движения казахов против колониальной политики Российской империи в 20-30-х годах XIX века. Он возглавлял движение казахских родов табын и тама в 1822-1824 гг., боролся за возврат земель вдоль реки Илек, отобранных под постройку крепостей Ново-Илецкой военной линии. Был одним из тех, кто инициировал возвращение султана Арынгазы из России. В 20-х годах XIX века Оренбургская администрация отняла земли, принадлежавшие казахам из рода табын в долине реки Илек, и начала строительство крепостей. 3 сентября 1823 года группа представителей рода табын направила письмо Оренбургскому генерал-губернатору Эссенгу, в котором выражался протест против колониальной политики, проводимой администрацией края. Председатель комиссии, рассматривающей вопросы распределения казахских земель, Шергазы признал протест незаконным и пригрозил применить против недовольных военную силу. Такой ответ побудил табынцев к вооруженному восстанию под руководством Жоламан батыра. Казахи младшего жуза, поддержавшие призыв Жоламана, начали совершать нападения на пограничные укрепления и аулы султанов-правителей. На первом этапе в 1824-1832 гг. народно-освободительная война носила характер локальных военных выступлений. В середине 30-х годов XIX века отряды Жоламан батыра присоединились к отрядам Кенесары Касымова и продолжили совместную борьбу. Дауит Асауулы – сын Асау Баракулы упокоен на плато Устюрт, в Каракалпакстане, в городе Кунград. Героически погиб, освобождая казахские земли от захватчиков туркменов. Не имея сильной армии, с немногочисленным отрядом воевал и защищал интересы казахов, проживавших в Каракалпакии. Неоднократно принимал участие в спорных делах и решал в пользу казахов вопросы по возвращению казахских территорий, отобранных киргизами и узбеками на границе с соседними странами. Со стороны Казахстана в Нукус ведет только одна дорога, где воздвигнут памятник Дауит ата. Это место знают многие. Бокенбай Караулы – из рода табын, один из величайших сынов казахского народа, который на протяжении десятилетий с оружием в руках боролся за его независимость. Бокенбай Караулы родился в 1699 году на территории Актюбинской области. Его род табын кочевал в междуречье Жайыка и Волги, Жема и Сагиза, Илека и Хобды. Он до последних дней боролся за независимость своего народа и погиб в сражении с туркменами в 1742 году в возрасте семидесяти трех лет. Погиб в местности Жаркамыс Байганинского района Актюбинской области. Несмотря на преклонный возраст (около 70 лет), он со своими пятьюстами воинами-сарбазами пошел против вторгшегося пятитысячного туркменского войска и остановил его. Ученым удалось доказать, что именно табынский батыр был одним из активных организаторов борьбы с иноземными завоевателями с начала ХVIII века до сороковых годов того же столетия. В 1710 году на курултае казахов в Каракумах именно выступление Бокенбая положило конец нескончаемым спорам – воевать против джунгар или оставить родные земли. Его пламенная речь побудила казахов взять в руки оружие и встать на защиту своей Родины... Славные сыны и дочери казахского народа Табыны принимали активное участие и во всех других крупных конфликтах. Достаточно вспомнить такие имена других батыров из рода табын, как Имангали Билтабанов, Айжарык, Аркар, Байкадам, Серке, Сейил, Бармак, Байтен, Мамыт, Кабан и многие другие. Это было в те времена, когда в казахских степях неоднократно совершали набеги ненавистные орды джунгар, на своем пути поголовно вырезающие целые аулы степняков и угоняющие тысячи детей и женщин в рабство. Это был вызов. По неписаным законам степного рыцарства это означало, что победивший в поединке берет в плен без всякого сопротивления весь отряд поверженного врага. В отрядах батыров было немало храбрых и сильных воинов, но судьбу своих соратников в свои руки взяли такие предводители, как Бокенбай, Жоламан, Тиленши, Барак, Асау и другие. Жизнь и подвиги народных героев достойны служить примером для последующих поколений. Народ должен знать имена своих славных предков, кому он обязан своей свободой и нынешним благополучием. В истории не должно быть белых пятен. Благородные потомки помнят и чтят своих героев. Многие гордятся, что принадлежат к такому славному роду – табын и всю свою жизнь стараются быть достойными именам своих героических предков. Гордостью рода табын являются наши прославленные батыры, защитившие в свое время территориальную целостность древней земли казахов, и пролившие свою кровь в борьбе с захватчиками. Таким образом, каждое поколение вело свою освободительную войну. Действительно, батыров из рода табын союза жетыру немало. Многие, из которых были избраны главнокомандующими казахским ополчением. Во время войны с джунгарами многие табыны были прославлены своими подвигами. Батыры убеждали всех казахских предводителей продолжать борьбу против джунгарского хунтайджи. Потомки великих батыров продолжают доказывать, что они мужественны и гордо носят Флаг Казахстана на крупных соревнованиях мирового масштаба. И нынешнее поколение, спортсменов тому доказательство. Успех Ердоса Джанабергенова продолжил Адильбек Ниязымбетов, и мы должны гордиться, что потомки великих батыров из рода табын продолжают прославлять Мангистау на мировых аренах. |