Михаил Адамов, "Юридическая газета", 14 марта
Так называется один из известнейших памятников современной архитектуры – т.н. система пропорций, разработанная архитектором Ле Корбюзье (1887-1965). Возможно, на одной из алматинских улиц уже этой весной появится стилизованная человеческая фигура с поднятой рукой, а рядом – две вертикальные пропорциональные шкалы, красная и синяя. Кстати, изображение это находится на швейцарской банкноте, посвященной Ле Корбюзье. Инициатива установить этот символ современной архитектуры принадлежит группе компаний "Алина", такой же памятник компания установит в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон. Руководство компании отправило в акимат города официальное письмо о разрешении на установку памятника, "достойного украсить и гармонично вписаться в городское пространство культурной столицы Казахстана". "Культурно-гуманитарные отношения между нашими странами начались в 1999 году и имеют постоянную основу. Мы полагаем, что наша инициатива послужит укреплению культурных связей между странами и городами, а так же станет идеологическим символом профессионализма строительной отрасли республики", – сказал директор департамента маркетинга ТОО "AlinaManagement" Артем Тихонов. Ле Корбюзье задумал фигуру как "набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике". А разработал модулор – на основе древней традиции Витрувия, Витрувианского человека Леонардо да Винчи, работ Леона Баттисты Альберти и других исторических попыток выявить математические пропорции человеческого тела. Для чего? Чтобы в последующем использовать эти знания в совершенствовании внешнего вида и функций архитектуры. Ле Корбюзье опубликовал Le Modulor в 1948 году, Modulor 2 – в 1955 году. На английском Modulor впервые опубликован в 1954 году и Modulor 2 – в 1958 году. Идея нашла практическое применение: художник использовал масштабирование модулора в проектировании многих зданий, в том числе Нотр-Дам-дю-Хот и зданий в Чандигархе, при строительстве многоквартирного дома в Марселе. Критики модулора говорят, что высота фигуры является произвольной, возможно, выбранной для математического удобства. При этом женское тело "было отброшено как источник пропорциональной гармонии". Тем не менее сегодня модулор считается идеальным символом современной архитектуры, отражающим дух модернизма, новаторства, искусства и креатива нового времени. Ведь и сам Шарль Ле Корбюзье считается основоположником модернизма: он разработал в строительстве свободные формы, неотделанные бетонные поверхности, "сады на крыше", "прозрачные фасады" и др. |