Галия ШИМЫРБАЕВА, "Казахстанская правда", 30 января
Патриарху отечественной кинодокументалистики, ушедшему 3 года назад, Оразу Абишеву этой весной исполнилось бы 100 лет. В канун юбилея общественный фонд его имени инициировал награждение специальной стипендией особо одаренных студентов факультета кино и телевидения университета "Туран". Победителями стали будущие режиссеры Серик Сарсенбай, Лейла Сыздыкова и Константин Суров. Перед церемонией был показан документальный фильм "Оралу" Жанабека Жетируова, посвященный творчеству Ораза Абишева. За почти полувековую деятельность в документальном кино он создал около 80 фильмов. Хотя творческий путь начинал как артист муздрамы в Семипалатинске, продолжил карьеру в Алма-Ате – солистом Казахского музыкального театра (ныне ГАТОБ им. Абая). Был дублером Канабека Байсеитова в опере "Жалбыр". Однажды во время гастролей неожиданно прихватило горло... Но он будто и не особо жалел: профессию певца считал ненадежной. Дальше увлекся кино, и в картине "Райхан", поставленной по сценарию Мухтара Ауэзова, был практикантом-ассистентом режиссера. Республика тогда нуждалась в национальных кадрах, и в 1939 году по решению правительства Ораз Абишев был направлен на режиссерский факультет ВГИК. С этого момента вся его жизнь связана с кинодокументалистикой. Проучился недолго. После первых каникул ушел на практическую работу на "Мосфильм". Постигал секреты мастерства у Григория Рошаля, Романа Кармена и других выдающихся кинематографистов. Когда началась война, Ораз вернулся в Алма-Ату, куда были эвакуированы "Мосфильм" и "Ленфильм". Его картины разнообразны. Это рассказы о красоте родного края и фильмы-портреты – "Дина Нурпеисова", "Абай", "Мукан Тулебаев", "Его звали Хаджи Мукан", "Высокое небо Талгата"… Первым фильмом-портретом стала лента, посвященная выдающейся казахской домбристке Дине Нурпеисовой. О. Абишев вспоминал о съемках в январе 1947 года: "Помещение не отапливалось... Но прославленный оркестр имени Курмангазы играл, не умолкая, один кюй за другим. Правда, когда у дирижера Ахмета Жубанова или у Дины-апай замерзали пальцы, нам приходилось их периодически растирать..." В 1974-м снял фильм "Абсент, сын Араба и Баккары". Это грустная повесть о некогда прославленном жеребце Абсенте, в прошлом звезде и победителе лучших ипподромов мира. Но теперь он одряхлел, жил на Луговском конезаводе. – Если бы я был волшебником, то уничтожил бы старость, – сказал тогда Ораз-ага. – И не только ради себя. Тяжело наблюдать, как стареет с годами твой близкий друг. Кстати, за 5 лет до ухода из жизни престарелый мэтр приехал в Луговское еще раз. Встретившись с директором, взял с него слово, что тот вырастит еще одного Абсента… |