NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)








Поиск  
Среда 26.02.2020 06:50 ast
03:50 msk

Вряд ли Кейт Миддлтон надела бы казахский национальный костюм - в нынешнем, фальсифицированном его варианте
Несмотря на многочисленные публикации на тему казахского национального костюма, необходимости восстановления его истинных образцов, а воз и ныне там. А ведь в русской поговорке говорится: "По одежке встречают…"
21.10.2019 / культура и спорт

Н.Нуртазина, доктор исторических наук, ЦентрАзия, 21 октября

Несмотря на многочисленные публикации на тему казахского национального костюма, необходимости восстановления его истинных образцов (например, "О возрождении подлинного национального костюма и танцев казахов"// https://www.altyn-orda.kz/ и др.), а воз и ныне там. А ведь в русской поговорке говорится: "По одежке встречают…"
И вот, это горькая правда, что окажись в Казахстане, герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон, вежливо улыбаясь, дипломатично отказалась бы одеть на себя казахскую национальную одежду. В особенности, пугающие любого человека, у которого не притупилось эстетическое чувство, наши "девичьи" (может лучше медвежьи?) головные уборы.
У нас не шьют верхнюю национальную одежду - чапаны и камзолы - из легких, летних тканей (атласа, бархата, шелка, ситца); у нас не дарят иностранцам легкие летние шапочки и тюбетейки. Вместо этого бестактно водружают на головы гостей безобразные скоморошные колпаки, вешают на них тяжелые, отороченные мехами халаты из грубых тканей. Однако при этом мы хотим, чтобы гости отвечали нам благодарностью и осыпали комплиментами.
Зато во время визита в Пакистан Кейт Миддлтон с удовольствием, в знак уважения к стране, да и наверняка ради собственного комфорта одевала национальную одежду пакистанской женщины. И как она прекрасно смотрелась в этих изящных нарядах: длинных туниках из хлопка, шелка, со вкусом расшитых восточными узорами, шароварах, даже в хиджабе, когда посетила с принцем Уильямом мусульманскую мечеть!
Восхитителен был образ Кейт в легкой национальной тюбетейке с перьями, при этом ее окружали местные девочки в таких же шапочках с разноцветными перьями. Конечно, восточная шапочка Кейт Миддлон - это во многом стилизованная шапочка-таблетка (почти английская, что, конечно, близко сердцу герцогине Кембриджской). Она украшена перышками и в то же время напоминает шапочку сказочной Шехерезады.
Мы же, наблюдая эти умилительные сцены, подумали про себя с удивлением: а ведь эта пакистанская тюбетейка Кейт Миддлон - почти копия исчезнувшей у нас на глазах (как и почему? и кто виноват?) традиционной тюбетейки казахской девочки! Да, летняя легкая круглая шапочка казахской девушки - именно она была символом красоты, нежности, изящества их обладательниц, и воспевалась их возлюбленными в песнях и стихах!
Но с некоторых пор (примерно с 80-х гг. ХХ в.) в Казахстане некий злой Саурон решил негласно запретить женскую тюбетейку - возможно, как вредный символ пантюркизма и панисламизма (т.к. это общий для всех народов мусульманской Центральной Азии традиционный головной убор). И начали нас насильно то ли возвращать к языческим предкам, то ли моделировать "по образу и подобию" племен Сибири, Якутии, с которыми нам следовало теперь дружить.
В итоге в республике стали массово шить и распространять для артисток и певиц какие-то странные шапки и шлемы (конечно, дешевые, на картонной основе, обшитые цветной тканью, с грубыми аппликациями). Они всегда оторочены пушистым искусственным мехом, а на макушке имеют торчащие проволоки, на которых прикреплены перья "совы". Стыдоба, да и только. Ни один нормальный ребенок, девочка не могут полюбить такую шапочку, потому что у детей врожденное чувство прекрасного, и они инстинктивно тянутся к вещам, которые им нравятся и, наоборот, боятся грубых, колючих, острых и пр. предметов.
"Пантюркистская" и "панисламисткая" девичья тюбетейка у казахов как раз была другой: маленькой, изящной, мягкой, плюшевой (на тканевой основе), круглой или овальной, вышитой шелковыми, золотыми нитками. И каждая девочка с детства любила и не расставалась со своей нежной и яркой тюбетейкой. А ведь прошло 30 лет "Независимости", в течение которых можно было исправить положение, вернуть миллионам казахстанских девочек для утренников в детских садах и школьных концертов расшитую по канонам прекрасную легкую тюбетейку - "қыз тақиясы", "зер тақия"!
Вообще, создается такое впечатление, что нашим чиновникам от культуры, людям искусства, армии артистов нужно еще прочитать лекцию о географии и климате Казахстана - о том, что не надо путать "солнечный Казахстан" с тундрами, тайгой, Чукоткой, даже суровой Монголией, ибо в нашем климатическом поясе все-таки всегда были и есть все четыре сезона года, в том числе, слава Богу, веселое жаркое лето.
Все праздники казахов-кочевников, тои и тризны происходили именно летом, на джайляу (летовках). Поэтому национальный костюм у нас по идее должен быть представлен летними вариантами - наиболее репрезентативными, яркими, разнообразными, притягательными: тюбетейками, летними камзолами. Да и вообще, в качестве национального костюма у всех современных народов демонстрируются всегда летняя одежда, либо то, во что были обычно одеты эти люди внутри своих жилищ, во время праздника и т.д.
В России никто не выходит на сцену петь или танцевать в меховой шубе и шапке, хотя именно эта страна знаменита своими зимами, морозами, шубами и меховыми шапками. Надо также учесть, что шить для артистов зимние варианты костюма - это всегда дорого, затратно, ведь это дорогие меха, плотные дорогие ткани. Исключения должны делаться для кино и спектаклей, если действие происходит в них в зимнее время.
Если же вспомнить настоящую тюбетейку, то в древности у всех народов Центральной Азии, также Южной Азии, Ближнего Востока, Малой Азии, и особенно у богатых кочевников - казахов, туркмен, кочевых узбеков, киргиз - девичьи тюбетейки были, конечно, богато расшиты золотой канителью, украшены драгоценными камнями и жемчужными бусами (а не безвкусными аппликациями и узорами). Даже в начале XIX века казахские девушки носили шапочки (такия) с драгоценными камнями и даже могли со вкусом украсить их пером павлина (считавшиеся очень дорогим аксессуаром эти перья, видимо, завозили из Индии).
Разумеется, в ходе модернизации, культурных контактов, под давлением социальных условий жизни национальный костюм и особенно дорогостоящие девичьи головные уборы упрощались, трансформировались. Поэтому на исторических фотографиях начала ХХ века мы видим, как казашки одеты в красивые тюбетейки, но уже без всяких птичьих перьев (тем более перья во многом несли функцию оберега, и их наличие было связано с выбором - верить или не верить в талисманы и амулеты).
Метаморфоза, которая произошла с нашим национальным костюмом весьма странна… Причем исчезли вместе как традиционная тюбетейка, так и сшитая по традиционным канонам "борик" - небольшая утепленная круглая шапочка казашки, отороченная мехом выдры или ондатры (но ни в коем случае не пушистого зверя типа лисы или песца!).
Вместо этого "люди искусства", занимающиеся отсебятиной артисты и певцы нахлобучили на свои головы огромные безобразные "дагестанские папахи", песцовые шапки, лисьи тымаки, остроконечные шлемообразные шапки с огромными "индейскими" перьями - видимо, зачарованные образами людей из каменного века и сакско-скифской древности. Хотя чаще это попросту выдуманные образы, обязанные своему происхождению фантазии горе-этнографов, горе-дизайнеров и горе-костюмеров.
В то же время мы не исключаем и антиисламскую подоплеку всего этого. Дело в том, что настоящие миниатюрные тюбетейки и шапочки-борик казахских девушек были таковы, что в истинной казахской традиции поверх этих мягких, плюшевых шапочек с крошечным (!) пучком мягких перьев могли завязываться платки (для незамужних девочек - цветные, красные, синие, зеленые и т.д.), а также теплые шали. А такая историческая правда может навести казахов, по мнению советских и современных идеологов ("как бы чего ни вышло") на крамольные мысли и далеко идущие "идеологически вредные" выводы….
А что именно? Просто если наглядно показывать и восстанавливать наш истинный костюм, реальные размеры и формы, подлинные модели головных уборов (что немаловажно - как выглядел реально "пучок перьев совы"), т.е. основываясь на музейных экспонатах, исторических документах и этнографии, то начнет рушиться великий советский и постсоветский миф о том, что "казахская девушка, кочевница никогда не носила платок"!
А ведь есть даже такая известная фотография конца 19 века (Павлодар. Две девушки возле юрты поверх тюбетеек накрыли головы своими чапанами), материалы из устной истории, интервью дедушек и бабушек. Моя покойная бабушка Бибатима, родившаяся в 90-е годы 19-ого века и прожившая 97 лет, рассказывала, как они, будучи кочевниками, в ауле в восточных регионах Казахстана, в прохладное время поверх тюбетейки или борика завязывали цветные шали и платки. Платок поверх тюбетейки требовался, разумеется, во время чтения намаза, посещения мечети и т.д. Кстати, в татарской культуре все женщины - и молодые и старые - носили маленькие тюбетейки на макушке и уже поверх нее носили хиджаб (шаль, платок). А можно ли завязать платок или набросить шаль поверх сегодняшних, двухметровой высоты головных уборов казахских "саков" и огромных "медвежьих" шапок с пушистым мехом? А значит, тюбетейка может быть вредна нашей идеологии тем, что может ….открыть дорогу хиджабу. Sapienti sat.
Кстати, популярные у наших мужчин-националистов экстравагантные лисьи "тымаки" (зимние треухи с затылочными и заушными клиньями) у казахов предназначались только детям, мальчикам. Для взрослых мужчин шили тымаки из овчины, каракуля - как более подходящие взрослому человеку, мусульманину. При этом надо помнить, что этот головной убор одевали вообще очень редко - в экстремальное время, во время степной непогоды, снежных буранов. Можно сказать, что тымак - это элемент рабочей, профессиональной одежды пастухов, табунщиков, рабочих.
Никто не против разумной стилизации традиционного костюма для современных артистов, для повседневной жизни, в какой-то степени модернизации и адаптации к реалиям времени. Такое закономерно происходит со многими элементами традиционных культур в ходе интеграции в современную цивилизацию, из-за коммерциализации и т.д.
Более того, надо упрощать, удешевлять, рационализировать наш чересчур архаичный и дорогостоящий национальный костюм (за исключением съемки исторических фильмов, также особо значимых мероприятий государственного масштаба). В век рыночной экономики нецелесообразно тратить на костюмы артистов много денег, в том числе можно отказаться от птичьих перьев, т.к. они если натуральные, то стоят недешево, а также все это может вызвать критику у мирового сообщества (т.к. сова, филин - редкие птицы, которых нельзя уничтожать ради украшений).
Именно из-за непрактичности и серьезных искажений канонов предлагаемой современным рынком национальной одежды, казахи перестали носить ее в повседневной жизни, т.к. это выйти на улицу в этих блестящих, тяжелых и "безразмерных" чапанах, волочащихся по полу платьях с сотней оборок (хотя такого и в помине не было у предков), зайти в троллейбус в картонном "шлеме" с высокими перьями на макушке…. такое, конечно, будет настоящей комедией.
Отталкивает наш "елочный" этнический костюм с огромными узорами и практикующих мусульман-казахов, которые поэтому предпочитают ближневосточный стиль. Отсюда - растущее непонимание, раздробленность между самими казахами. Между тем, народы, которые сохранили более или менее нормальные традиции в национальной одежде - те же турки, таджики, туркмены, узбеки и др. - спокойно и не стыдясь носят свои тюбетейки или легкие кафтаны в повседневной жизни, т.к. они и просты, и не выходят за рамки исламских канонов.
Таким образом, у нас модернизация национального костюма развилась в сторону "беспредела" и неограниченной фантазии артистов. Категорически нельзя позволять нарушать наиболее общие каноны, принципы, традиционный покрой, цветовую гамму, ключевые характеристики традиционной одежды предков. Кто-то должен, наконец контролировать выпуск и процесс реализации национальной одежды, формулировать дресс-код для публичных персон, исполнителей этнической музыки и танцев и т.д. Почему-то нам нельзя даже в мельчайших деталях искажать рисунок, эмблемы на государственном флаге и гербе, ни одно слово или ноту в содержании государственного гимна РК, в то время как с национальным костюмом позволительно обращаться как вздумается.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Вряд ли Кейт Миддлтон надела бы казахский национальный костюм - в нынешнем, фальсифицированном его варианте 21.10.2019
Антология прозы и поэзии: мир увидит литературу Казахстана через призму русского языка 16.10.2019
Второй Международный Форум писателей пройдет в Алматы 25.09.2019
Фильм о казахских писателях: сумбур вместо кино и пустой выхлоп 19.09.2019
Ночка темная 19.08.2019
Доигрались 21.05.2019
Как онлайн-сериалы завладевают умами зрителей и меняют кино- и телеиндустрию 16.04.2019
Министерство культуры и спорта РК сделала официальное заявление касательно обращения Фирузы Шариповой 05.04.2019
Кем стал бы Данила Багров в современной России 15.03.2019
В Астане прошла премьера фильма "Казахское ханство. Золотой трон" 28.02.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.02.20 Среда
81. БУНАКОВ Юрий
76. КИМ Афанасий
76. ТУКЕНОВ Ануар
68. АБЕНОВ Султан
67. АЙТИМОВА Быpганым
67. ЖАМАНБАЕВ Мейрхан
65. БЕГАХМЕТОВ Трек
65. ДЖАНГОЗИН Муратжан
59. МАДЕЕВ Сабыржан
59. ТАУКЕБАЕВ Серик
56. ДОМИНОВ Евгений
55. ИСАЕВ Аркадий
55. РАХМЕТУЛИН Абай
54. КАЛИЖАНОВ Багдат
52. ЖЕРЕБЯТЬЕВ Дмитрий
...>>>
27.02.20 Четверг
73. БАЙГЕНЖИН Абай
72. ТОРГАЕВ Рымбек
69. КОЗЫБАКОВ Момбек
64. ТАУИПБАЕВ Султанбек
63. КАДЫРБЕКОВ Керимхан
62. АЛЕКПАРОВ Юсуп
58. БАХМУТОВА Елена
57. АУБАКИРОВ Амантай
57. ИЛЬЯСОВА Нурлаш
57. НУРБЕКОВ Нурман
56. КОХАЕВА Рая
54. МУСИН Канат
52. ШИПП Денис
50. ЗАБИХ Шолпан
48. НАЗХАНОВ Таир
...>>>
28.02.20 Пятница
93. ДЖЕКЕБАЕВ Узыке
76. АСАНОВА Сабыркуль
74. СЕРГАЛИЕВ Тобылжан
73. БАЙДАЛЫ Сабит
73. ХАСАНОВ Тулеген
70. АЖМОЛДАЕВ Узифулла
70. ИХСАНОВ Ерсайн
70. МАХУТОВ Кубайдулла
67. НУРТАЗАЕВ Бахыт
66. БАЛТАБАЕВ Роман
66. КАЛДЫБАЕВ Максут
66. МУКАЖАНОВ Ахметжан
66. ТАГАНОВ Нурадил
65. ИСАЕВ Толепбек
64. БАЙМУРЗИН Еркин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz