NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 04:53 ast
02:53 msk

Батыр Гани
3 июня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося общественного и комсомольского деятеля Гани Муратбаева
02.06.2002 / история

Источник: "Казахстанская правда", 1 июня

БАТЫР ГАНИ: ЖИЗНЬ - ПОДВИГ

3 июня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося общественного и комсомольского деятеля Гани Муратбаева. 10-11 июня на его родине в Кызылорде состоится научно-практическая конференция и "круглый стол" на тему "Гани Муратбаев: история и современность".

Логично было начать эту статью так: "О том, что с именем Гани Муратбаева связана одна из ярчайших страниц становления автономной Туркестанской республики, общеизвестно". Если бы не мысль: молодым, тем, кому была отдана короткая (двадцатидвухлетняя!) жизнь Гани, - не общеизвестно. Из дали другого столетия - на стыке эпох, на сломе общественных формаций - не общеизвестно. Более того, страница эта им может быть чужда, малопонятна и даже враждебна. Вспомнилось, как народный писатель Казахстана Музафар Алимбаев рассказывал: "Будучи в Москве, решил посетить Ваганьковское кладбище, отыскать могилу Гани Муратбаева, поклониться. Когда же об этом поступке упомянул в одной своей статье, получил из Кызылорды письмо-отповедь: что вы нам в глаза этим байским сынком тычете?".

Наше трудное, не вполне поддающееся объяснениям и прогнозам время хорошо уже хотя бы тем, что мы впервые учимся не классовому, а личностному подходу в оценке деятельности героев ушедших эпох. Главное не то, к какой партии, к какому сословию принадлежал человек, а то, каким он был, что он сделал для родного народа, для родины, как его деяния способствовали становлению национального самосознания, независимости страны. Мы учимся, как метаморфично определил подход к историческому наследию Н. А. Назарбаев: "брать из прошлого огонь, а не пепел".

Живого огня молодого сердца Гани хватило, чтобы пробиться сквозь столетие.

Так каким он был - Гани Муратбаев, кто дал ему болеющее за родной народ сердце? Родился он в ауле Ушкопир среди каракумских песков, за сотни верст от Казалинска. Отца своего почти не помнил. Тот умер, когда Гани едва исполнилось четыре года. Честным, справедливым, готовым защитить слабого от самоуправства сильных мира сего - таким остался Муратбай в памяти народной. Известно также, что когда в Калыкбасской волости производились перевыборы волостного, выборщики отдали свои голоса за Муратбая. Бывшего, кстати, совсем не баем, а обыкновенным шаруа: лошадь, две-три коровы, столько же верблюдов, полтора десятка овец и коз по тем временам не были состоянием. Говорят, за год до смерти Муратбай стал совсем нищим - весь скот унес джут. И волостным он продержался недолго: за свою неподкупность и непокорность угодил в тюрьму, а выйдя из нее, продолжал до самой своей смерти помогать бедным. Впрочем, не исключено, что происхождение Гани "подправлено" в классовых интересах, о чем говорят сегодня некоторые исследователи.

Лишившись мужа и кормильца, мать Гани Батима, вопреки законам амаргерства и родовым запретам, покидает аул на руках с малолетним сыном и дочерью и перебирается в Казалинск, чтобы выполнить завещание мужа и дать сыну образование. Она живет в услужении у купца Хусаинова и подрабатывает рукодельем - была на все руки мастерицей. Почти три года в высшем начальном училище много дали любознательному Гани. По воспоминаниям современников, науки давались ему легко, он заметно обгонял сверстников. 1916 год восстанием против царской мобилизации охватил всю степь. Начались болезни, холера уносит мать Гани, и он остается в 14 лет круглым сиротой. Но продолжает учиться - в чужих обносках, впроголодь, в вечной заботе о куске хлеба.

Революцию Гани воспринял скорее не умом, а всем опытом своей многотрудной жизни: его сердце жаждало справедливости, а недюжинные способности - возможности реализоваться. Что ж, не нами замечено: исторические катаклизмы во сто крат быстрее формируют характеры людей, история задевает их своим крылом, жизнь обнажается в невиданно резких изломах, заставляет о многом думать, многое понимать. Влекомый желанием быть полезным своему народу на крутом переломе эпох, Гани едет учиться в Ташкентское педагогическое училище. Одновременно начинает работать. Терпение и упорство, перенятые от родителей, помогают ему не останавливаться перед трудностями. И если новых педагогов он привлекает начитанностью, прилежанием, живым умом, смекалкой, тонкостью и глубиной суждений, то сокурсники любят его за веселый, незлобивый нрав, стремление поделиться и знаниями, и куском хлеба. И в этом смысле по набору человеческих качеств лидер ХХ века мало чем отличается от лидера ХХI века. И прав один из соратников Гани, организатор российского комсомола Анатолий Мильчаков: "...если на высокие государственные посты выдвигали двадцатилетнего работника, значит, видели расцвет его таланта, практическую деятельность... Видели, что на него можно положиться в важном и большом деле. Ценили его политический кругозор, способности организатора, горячее слово публициста, истинного ленинца в проведении национальной политики партии". Здесь нелишне напомнить, что ленинский Декрет об образовании автономных республик включал такой важный пункт, как право наций на самоопределение, вплоть до выхода из Союза. Как известно, независимую национальную республику и создавали в двадцатые годы страстные революционеры Рыскулов, Масанчи, Розыбакиев, Джансугуров, Джандосов, Токаш Бокин, Павел Виноградов, Гани Муратбаев и другие.

В 1919 году в Ташкенте на волне борьбы за установление советской власти создается коммунистический союз молодежи, и Гани вступает в него, получив комсомольский билет за № 1027. С 1921 по 1924 год он работает первым секретарем ЦК комсомола Туркменистана, объединявшего комсомольские организации Узбекской, Таджикской, Туркменской, Киргизской республик и южных областей Казахстана, а это десятки тысяч молодых рабочих, батраков, крестьян-бедняков, пастухов и ремесленников. Можно по-разному воспринимать образование СССР в 1922 году, но национальное размежевание Средней Азии, которое приветствовал Гани, и сегодняшние историки считают прогрессивным шагом на пути национальной идентификации народов бывших окраин царской России. "Гани был рад любому обсуждению национального вопроса в комсомоле, - свидетельствуют его соратники. - К нему всегда относились как к умудренному жизнью человеку, так интересно он выступал и беседовал".

Время его преподавания на трехмесячных курсах для аульных учителей в Верном совпало с известным мятежом. На митинге перед молодежью города, по воспоминаниям секретаря Фурманова, кроме него выступали Шагабутдинов и Муратбаев: "Муратбаев выступал страстно, и мне кажется, он убедил собравшихся с оружием в руках защищать завоевание трудящихся". Свидетели того времени отмечают, что это был высокий, стройный юноша с копной вьющихся волос, что "у него очень яркие, умные, вдумчивые глаза, сам он какой-то весь напряженный, целеустремленный".

В Верном впервые увидел Гани и Ильяс Джансугуров, вспоминавший, как здесь весной 1921 года на одном из комсомольских собраний Гани высказал мысль об издании молодежной газеты. Так вышла в свет "Жас алаш": "Когда материалы для первого номера газеты были уже готовы и мы собирались послать их в типографию, появился Гани. Он сказал, что в газете должны быть лозунги, призывающие нашу молодежь к ее идеалу, цели и общественному долгу. И она вышла с лозунгами, которые предложил Гани. Вот один из них: "Для того чтобы стать хозяевами эпохи и жизни, мы должны быть едиными и сплоченными. Пробуждайся и объединяйся, трудящаяся молодежь Востока!". "Жас алаш" стала первенцем юношеской печати в Туркестанском крае, а Гани Муратбаев - ее первым редактором. В архивах сохранились наброски некоторых статей и записок Гани: "Комсомол в национальной окраине и его противники", "На грядущие победы", "Где выход?", "Трудящаяся молодежь до и после Октября", где он, в частности, писал: "У нас в Туркестане вообще любят идеализировать интеллигенцию. Многие доходят до такого абсурда, что, дескать, интеллигенция у нас все, за ней пойдет масса. Никто не отрицает, что она в нашей некультурной стране представляет ценность, но фетишировать ее мы ни в коем случае не можем. Нашей опорой является трудящаяся масса". Увы, как бы обидно это ни звучало, время показало, что двадцатилетний юноша был прав. А среди молодежи того времени только 5 процентов имели среднее образование, а 25 - были безграмотны, потому носят его записки и практический характер: приобщать молодежь к знаниям, содействовать школьному строительству, развивать издательско-просветительское дело, издавать газеты и журналы, открывать библиотеки; всемерно улучшать и охранять труд молодежи, принимать меры для того, чтобы заключать договоры между нанимаемым и нанимателем. Представляется, что все эти пункты актуальны для нашего Союза молодежи и сегодня.

Гани Муратбаев был из людей, у которых слово не расходилось с делом, и в этом он был истинный аристократ, человек, сделавший себя сам. Демагогия и пустозвонство в комсомоле восьмидесятых годов, когда народные стройки поднимали зеки, а отчитывался за них комсомол, как-то заслонили для дальнeйшего восприятия тот факт, что комсомольцы двадцатых делом и своей жизнью отвечали за свои убеждения. Если ставился вопрос о привлечении к учебе, то это значило, что каждому студенту, выезжающему на практику или на каникулы, вменялось привезти из аула к началу учебного года подготовленного абитуриента. Если боролись комсомольцы с беспризорностью, то сам Гани, не боясь запачкать рук, собирал несчастных детей по всему Ташкенту, за что спасенные им беспризорники писали ему благодарные письма. Если утверждалась новая роль женщины в обществе, то Гани Муратбаев сам первым и на работе и дома претворял это в жизнь. Одна из первых активисток, боровшихся за раскрепощение женщины советского Востока Сара Есова воспоминает, что именно благодаря Гани она пришла в журналистику. А его жена Бахытжан Муратбаева пишет, что, когда она стеснялась прилюдной помощи мужа ей в домашних делах, Гани говорил, кивая на своих товарищей: "Пусть они намотают на ус, что ничуть не зазорно помогать своим женам". Так он хотел воспитать, по ее словам, в ней чувство собственного достоинства, а в соратниках - уважение к женщине. Ему предлагали стать комиссаром внутренних дел, но он отказался: "Постойте, я еще молод и должен работать с молодежью".

Можно только удивляться широте интересов, общественному темпераменту и богатству духовного мира этого молодого человека. В книге воспоминаний "Жив наш Гани" читаем: "Его живо интересовали народные сказки и песни, он хотел, чтобы они обогащали культуру казахской молодежи, расширяли ее кругозор". Гани поручал комсомольцам переписывать легенды и сказки в помощь ученому-этнографу Аубакиру Диваеву. А в вышедшем в 1925 году в Оренбурге монументальном труде А. В. Затаевича "1 000 песен киргизского народа" среди лиц, сообщавших их собирателю, был Гани Муратбаев, из уст которого он записал знаменитую "Дудар-ай". Гани любил эту песню о любви русской девушки к казахскому джигиту, для него слова "дружба народов", Интернационал были наполнены живым смыслом. Народный поэт Киргизии Аалы Токомбаев вспоминает, как Гани помог ему продолжить учебу, народный артист Казахстана Курманбек Джандарбеков - как Гани сам давал ему уроки. Среди его друзей - русские, татары, уйгуры, каракалпаки, дунгане... Он объединял людей разных национальностей. И последней его должностью было заведование отделом стран Востока Коммунистического интернационала молодежи.

Гани Муратбаев умер в Москве 15 апреля 1925 года от туберкулеза. Он был похоронен рядом с летчиками, погибшими во время испытательных полетов. И вся жизнь его представляется экспериментальным полетом на сверхскоростях. В некрологе ЦК РЛКСМ говорилось: "Гани Муратбаева нет. Казахская молодежь на его место должна выдвинуть десятки, сотни новых самоотверженных работников". И такие люди появились - казахская новейшая история знает их имена. Современный поэт сказал: "Времена не выбирают, в них живут и умирают". Гани Муратбаев достойно жил в своем времени и достойно умер. Он был бы украшением любой человеческой общности, хотя еще не известно, захотел бы он выбрать другой век. Но разве стремление "к идеалу, цели и общественному долгу", чтобы "стать хозяевами эпохи и жизни", не есть на все времена стремлением любящего свою страну и свой народ сердца? И разве не укором нам звучат сегодня из двадцатых годов горьковские строки, романтизм которых скоро станет совсем не переводим на язык чувств нашего прагматичного века:

А вы на земле проживете, как черви слепые живут.

И сказок о вас не расскажут, и песен о вас не споют.

О короткой жизни Гани слагали песни Магжан Жумабаев, Ильяс Джансугуров, Туманбай Молдагалиев, Жарынкасы Баранбаев... "Батыр Гани", "Батыр-бала" любовно звали его в Казалинске. Таким он и останется в веках - юношей, взвалившем на себя всю тяжесть своей эпохи.

Любовь ШАШКОВА

----------

ВОЛЬНЫЙ СЫН СТЕПИ

Издательство "Арыс" одноименного Фонда наследия репрессированной интеллигенции Казахстана выпускает к 100-летию Гани Муратбаева книгу "Гани", которая пополнит популярную серию "Личности ХХ столетия". Объемный том включает в себя четыре раздела: жизнь Гани в художественных произведениях и воспоминаниях современников, архивные материалы, статьи и записки самого Гани и библиография. Составитель сборника Латифулла КАПАШЕВ рассказывает:

- Признаться, мы непростительно мало знаем о жизни Гани и его деятельности, а ведь она может служить примером самореализации для молодого человека и сегодня. В нашей работе неоценимую услугу оказали Книжная палата РК, Центральная библиотека Академии наук, Центральный государственный архив и Архив Президента республики. Основные архивные материалы - около 50 документов найдены в фонде № 2141 (опись 1) архива, сданного в 1979 году первым секретарем ЦК ВЛКСМ Узбекали Джанибековым. Основные же архивы Гани Муратбаева хранятся в Ташкенте и Москве, где он работал большую часть своей короткой жизни. Мы впервые публикуем фотографии похорон Гани, где видно, какие массы народа идут в скорбных колоннах. Здесь же мы нашли постановление ЦК КП Казахстана о сооружении памятника на Ваганьковском кладбище в 1966 году. Оказывается, на его надгробной плите были стихи Александра Безыменского - известного комсомольского поэта: "Вольный сын степей...".

Среди художественных произведений в книге выделяется очерк Аскарова в Московской серии ЖЗЛ, стихи Мукагали, Ильяса, Туманбая Молдагалиева, пьеса Шахмета Кусаинова "Искры", стенограмму обсуждения которой в Союзе писателей СССР мы видели в его архиве. Можно без преувеличения сказать, что в этой книге по замыслу директора нашего фонда Гарифуллы Онеса впервые собраны все наиболее яркие материалы о жизни и творчестве Гани Муратбаева, а сама она достойно пополнит серию "Личности ХХ столетия".

Жизнь Гани Муратбаева унесла неизлечимая болезнь того времени - туберкулез. Но по тому, как ярко проявилась эта многогранная личность, его можно поставить рядом с Чоканом по уровню воздействия на окружающих людей и историю. Хотя здесь можно вспомнить известные слова Черчилля. Говорят, когда его спросили: как вы понимаете историю? - он ответил: "История - это ложь, она пишется историками, а настоящая история остается между строк". Так и в истории жизни Гани Муратбаева уже сейчас видятся несоответствия: в происхождении его отца, который был волостным управителем, в дате отцовской смерти. Говорят, что Муратбай сам обучил Гани грамоте, чтобы тот был при нем секретарем, и умер, когда сыну было 10 лет. Надо сказать, что я был вторым человеком после названного внука Гани - Серика Ганиевича Муратбаева, знакомившимся с его архивом в этом году. Есть там рядом и архивы Николая Анова, Ильяса Джансугурова, писавших о нем.

Гани Муратбаев в любой общественной формации будет восприниматься современником, потому что прежде всего это яркая личность. К сожалению, у нас сейчас нет такого человека среди молодежи, который бы так принял на себя все беды общества - сиротство, бедность. Всегда современны его тяга к знаниям, его высокие помыслы, мечты о свободе, суверенитете своей страны, о достойной жизни молодых. Я благодарен судьбе, давшей мне возможность прикоснуться к жизненному подвигу Гани. Такие люди рождаются раз в столетие.

Записала Махаббат КРЫКБАЕВА

----------

ПРОДОЛЖАЯ ЭСТАФЕТУ

У истоков создания первого молодежного объединения Казахстана стоял Гани Муратбаев - секретарь ЦК комсомола Туркестанской республики. Преемником этого союза в начале 90-х, согласно решению съезда ЛКСМ РК, стал Союз молодежи Казахстана. Какие цели и задачи поставил перед собой обновленный Союз в условиях независимости и суверенитета государства, какие ценности и интересы у молодежи нашего времени? С этими и другими вопросами мы обратились к председателю Союза молодежи Казахстана Есенжолу АЛИЯРОВУ.

-Да, мы преемники комсомола, но пути и методы у нас разные и государство уже другое. И главная наша задача на сегодняшний день - принятие закона о молодежи. Необходимо узаконить взаимоотношения молодых граждан с государством и четко определить в обществе место объединений и движений. У молодых чувствуется такая потребность, потому что другого механизма отстаивания своих интересов, кроме как объединение в партии и общественные движения, человечество еще не выработало. Нельзя пытаться загнать всех в одну структуру, чтобы все думали одинаково. Это мы уже проходили. Поэтому я приветствую появление новых организаций, даже узкоспециализированного направления. Ведь их создает законопослушная молодежь, которая хочет и учится жить по законам государства.

Перед Гани Муратбаевым и союзом того времени стояли трудные задачи борьбы с беспризорностью, воровством и бандитизмом среди подростков... С чем они, как известно, с успехом справились. По прошествии 80 лет мы вновь столкнулись с теми же проблемами. Сейчас войны нет, но беспризорников много. В нашем случае, на мой взгляд, в первую очередь необходимо развивать малый и средний бизнес, защищать его права. Когда мелкий предприниматель становится банкротом, теряет работу, дом, доход, он нередко спивается. А дети в конце концов оказываются выброшенными на улицу. Или возьмите проблему малых городов и сел, где в советское время искусственно были созданы рабочие места. Поддерживать их у государства нет возможности, люди остались без работы, а их дети - без школ и должного воспитания. Выход из этого тупика видится один - создание небольших частных производств, поиск людей с интересными идеями, которые могли бы открывать рабочие места.

Но здесь еще одна проблема: как получить кредит, как предпринимателю развиваться дальше? Вот Союз молодежи и ставит перед соответствующими органами эти вопросы со своим видением путей их решения. А пока в помощь безработным мы самостоятельно выпускаем газету "Вакансия" и открыли биржу труда.

Пока нет законодательной базы, государственные ведомства на вполне законных основаниях могут игнорировать предложения молодежных организаций о финансировании тех или иных проектов за счет средств, выделенных из бюджета. Союз пытается привлечь внимание властей к проблемам молодежи, но вновь все упирается в отсутствие закона. В Союзе молодежи уверены, что при разработке государственной политики, в том числе и демографической, в первую очередь должны учитываться интересы молодых. В государстве все взаимосвязано - без расцвета экономики, без возрождения сельского хозяйства, промышленности не решить ту же проблему рождаемости. Также при разработке школьных учебных программ и планировании досуга ребят необходимо привлекать организации и движения молодых, прислушиваться к их мнению.

Высокие нравственные качества, чувство патриотизма необходимо закладывать в маленького человека с детства. А у нас же СМИ преподносят много негатива. Оглянитесь вокруг, даже в процветающих странах есть коррупция, не только у нас. Да, с ней нужно бороться, но на основании этого делать вывод, что наша страна хуже всех, нельзя. В первую очередь, необходима национальная идея, которая объединила бы народ Казахстана. Это подняло бы дух молодых и помогло на качественно новом уровне бороться с наркоманией, пьянством, проституцией.

С нового учебного года союз начинает эксперимент в школах Медеуского района Алматы. Лидеры молодых создадут там детские организации. Если опыт окажется положительным, его будут распространять. При этом мы ставим перед собой очень простые задачи: воспитывать в детях честность, порядочность, которые должны стать нормой их поведения. Искусственные, ложные ценности необходимо переориентировать на добро, сострадание и порядочность. Наш союз уже проводил в школах КВНы. И дети в своих шутливых выступлениях высмеивали курящих, пьяниц, наркоманов. Надо только поддержать маленьких граждан в их стремлении объединиться против известных пороков. А для этого мы проводим спортивные соревнования среди подростков "Кожаный мяч", привлекаем известных спортсменов, которые могли бы на личном примере пропагандировать здоровый образ жизни. Второй год подряд поддерживаем турнир по боксу на приз Виктора Демьяненко, хотим возродить среди маленьких любителей хоккея соревнования "Золотая шайба"... На праздник Наурыз прошел финал песенного конкурса "Обыкновенное чудо", а на берегу Капчагайского моря провели фестиваль народов Казахстана. Мы уверены, что, когда ребенок с малых лет видит, как уважительно относятся к культуре, традициям, он обязательно станет патриотом той земли, на которой живет.

И, конечно же, нельзя забывать о наших достойных государственных деятелях, которые внесли свою лепту в историю государства. В том числе нельзя предавать забвению имя Гани Муратбаева, так много сделавшего для объединения нашей молодежи. Некоторые могут возразить, что он пропагандировал идеи большевизма. Но он свято верил в них, так же, как и в то, что каждая республика, вошедшая в Советский Союз, независима, суверенна. Поэтому он активно строил независимый Казахстан, помогая создавать молодежную политику. Если отбросить в сторону идейную подоплеку (хотя нам-то ее сейчас как раз и не хватает!), то практическая реализация молодежной политики в лице комсомола имеет много полезного и поучительного для нас, ее преемников.

Союз молодежи Казахстана, хоть и республиканского значения, вряд ли в силах привлечь под свое крыло молодежь всей страны. Да в этом и нет необходимости. Жизнь разнообразна, и необходимы разные объединения. Поэтому мы активно налаживаем контакты со многими молодежными организациями из стран СНГ и зарубежья, а во вновь созданных общественной организации "Выбор молодых" и молодежном движении "За будущее Казахстана" видим партнеров и добрый знак положительных перемен в жизни общества.

Раушан ШУЛЕМБАЕВА

----------

СЕРИК МУРАТБАЕВ: Я ВЫРОС В АТМОСФЕРЕ ЛЮБВИ К ОТЦУ

До последнего времени считалось, что у Гани Муратбаева не было детей. Но, как выяснилось, эта информация не соответствует действительности: в Алматы живет человек, который считает себя его сыном. Он сотрудник Института литературы и искусства АН РК Серик Ганиевич Муратбаев, внук вдовы Гани Бахытжан Муратбаевой.

...С Бахытжан Курманбаевой Гани встретился в Казалинске в 1923 году на одной из комсомольских сходок. Она, 15-летняя байская дочь, пошла туда просто из детского любопытства. Гани на нее обратил внимание в первую очередь потому, что очень хотел, чтобы она наряду с другими своими сверстниками вступила в комсомол. Она же, как явствует из ее воспоминаний, влюбилась в него сразу. Да что она - перед его обаянием не мог устоять никто!

Отец, видя, что дочку уже ничем не удержишь, дал согласие на ее замужество. В 1924 году Гани и Бахытжан поженились и вскоре уехали в Москву, куда его пригласили работать заместителем председателя Коммунистического интернационала молодежи. Эта организация включала в себя молодежные организации Европы и Азии.

Молодожены жили в доме, который находился недалеко от Кремля. Гани, как вспоминала Бахытжан, часто встречался и очень дружил с Николаем Подвойским, Надеждой Крупской и Николаем Чаплиным. Работая в Коммунистическом интернационале молодежи, Гани немало молодых казахов направил на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока, который сейчас носит название Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Из этих ребят впоследствии вышло немало известных людей. Народный артист Курманбек Жандарбеков, писатель и общественный деятель Кусаинбек Амиров... Гани очень хотел, чтобы и его юная жена поступила в этот университет. Но этим планам не суждено было сбыться. В начале 1925 года Гани было предложено ехать на работу за границу. Как вспоминала Бахытжан, муж однажды спросил ее:

- А что, если мы с тобой уедем отсюда далеко и надолго?

- А куда еще дальше Москвы можно уехать? - удивилась жена.

- Мне поручают вначале поработать года два в Китае, а потом - в Японии.

Но вскоре у него начались серьезные проблемы со здоровьем - обострился туберкулез. Гани не хотел оставлять работу, но ЦК ВКП (б) очень ценил молодого и энергичного сотрудника и поэтому в принудительном порядке направил его в Сухуми на лечение. Бахытжан же, как было уговорено, на то время, пока он будет поправлять здоровье, поедет на родину - в Казахстан.

Прошло совсем немного времени, и она получила письмо от мужа: "Лучше я приеду в Казалинск. Мне кажется, наши кумыс и шубат помогут больше, чем кавказские курорты".

И этим планам тоже не было суждено сбыться. В апреле 1925 года Гани Муратбаева не стало. Хоронили его в Москве на Ваганьковском кладбище. Проводить его в последний путь пришло около 20 тысяч человек.

У Бахытжан же, семнадцати лет от роду оставшейся вдовой, жизнь сложилась неудачно. Свое замужество за названым братом Гани - Жумагали Елеусизовым она называла нелепым. Жить с ним под одной крышей не смогла даже после того, как родила от него двоих детей. После развода жила с семьей своей сестры в одном из поселков под Алма-Атой. В конце 50-х ее нашли ученики и сподвижники Гани, которые и выхлопотали ей двухкомнатную квартиру в столице. А самое главное - подняли дух у совсем было отчаявшейся и всеми забытой женщины. С помощью Мурата Ауэзова, который в 60-е годы возглавлял движение "Жас тулпар", и журналиста-исследователя Сеилхана Аскарова, а также студентов-казахов, которые учились в Москве, вдова смогла восстановить могилу Гани.

Сила памяти к покойному Гани была настолько велика, что она, беспокоясь о том, что его род на нем оборвется, усыновила одного из своих внуков.

- Я рос в атмосфере любви к человеку, которого считаю своим отцом, - говорит Серик Ганиевич Муратбаев. - Рассказы о нем настолько сильно действовали на меня, что я старался быть хоть чем-то похожим на него. Сколько помню себя, я все время чувствовал груз ответственности перед людьми за то, что ношу его фамилию. Потому-то и учился на круглые пятерки и в школе, и в институте. Сейчас то же самое я прививаю и своим детям - 17-летней дочери Лейле и 7-летнему сыну Марату.

Галия ШИМЫРБАЕВА


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Забытый подвиг 27.06.2002
Полпред 17.06.2002
Азимбай Гали против колониализма 14.06.2002
Санжар Асфендияров — потомок хана Абулхаира? 06.06.2002
Батыр Гани 02.06.2002
"Я вернусь домой генералом..." 31.05.2002
Сын отца своего 31.05.2002
Жертвы и палачи 31.05.2002
Как гаснут звезды... 23.05.2002
Почетный гражданин Верного 18.05.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz