Илья АГАЕВ, "Новости недели", 13 ноября
Передо мной на столе эскиз купюры номиналом в 50 тенге. Но она не привычного (хотя и полузабытого уже благодаря инфляции и монетам) коричневого цвета, а зеленого. Вместо Абулхаир-хана на банкноте изображен счастливо улыбающийся Нурсултан Назарбаев. На обратной стороне - ракета, взлетающая с космодрома Байконур. Почему эскиз этой купюры не воплотился в реальность, а также о том, как появился на свет казахстанский тенге, рассказывает один из создателей дизайна национальной валюты Казахстана президент Союза дизайнеров Тимур Сулейменов.
- Слово "тенге" я много раз слышал еще в детстве, оно часто употребляется в казахских пословицах, вроде "ни тенге в кармане".
Началось все в 1990 году. Я был депутатом Верховного Совета легендарного 12-го созыва от Союза дизайнеров. Мы утверждали пакет документов о суверенитете. Естественно, что в те дни все в парламенте обсуждали тему независимости и сопутствующие ей атрибуты. В 1991 году председатель нашего парламентского комитета по бюджету и финансам Такежанов прислал мне секретную записку: мол, зайди, поговорим. Сформировалась такая неофициальная группа - Такежанов, его зам Сагат Тугельбаев, представители Казахского отделения Госбанка СССР. И они мне предложили продумать концепцию дизайна национальной валюты. Я воспринял это предложение с большим волнением, потому что морально был к нему готов. Хотелось поучаствовать в этом деле конструктивно, а не просто голосованием. Еще в юношестве мы с друзьями много думали о будущем Казахстана, каким оно будет. Не то чтобы предполагали нынешнюю модель независимости, но мечтали о каких-то послаблениях, познавали полузапрещенных поэтов, писателей, изучали судьбы казахских государственных деятелей.
Работа над созданием тенге велась в обстановке строгой секретности. У всех внутри сидел подспудный страх - вот зайдут сейчас ребята из КГБ и скомандуют: "Руки на стол!". Никто не знал, реальна ли вообще независимость?
Работа началась с изучения материалов. Мой старший брат, директор Института истории, подготовил изобразительный ряд, связанный с монетами, которые имели хождение на территории Казахстана начиная с раннего средневековья. Я перечитал гору книг. Вышел на банк, говорю, дайте мне какие-нибудь образцы иностранной валюты. Во всех крупных банках мира существуют каталоги банкнот и монет со всего света - с описанием рисунков и степеней защиты. Но получил я его гораздо позже. Параллельно я рисовал для еще только создаваемого Национального банка чековые книжки, облигации, лотерейные билеты, другие особо защищенные документы, и это была своего рода тренировка. Одновременно подбирал команду художников-графиков. В нее вошли Виктор Евженко, Айрат Исмамбетов, Мендыбай Алин, Агим Дюдельханов, который позже прорисовал все портреты специально для купюр. Сначала мы работали каждый в отдельности.
Было очень сложно успевать работать в парламенте, Союзе дизайнеров и одновременно разрабатывать концепцию национальной валюты. Я придумал выход - лег в больницу, где организовал мини-чертежную лабораторию.
В начале 1992 года в Казахстане появились иностранные фирмы, предлагавшие свои услуги по созданию тенге. Многие из них в 60-е годы печатали деньги для новых независимых стран Африки, Азии и Латинской Америке. Среди них были представители фирм "Харрисон и сыновья" и "Де Ляру". Меня вытащили из больничной палаты на встречу с ними, и я показал им свои рисунки, которые к тому времени успел набросать. На эскизах не было никаких портретов - я считал, что деньги должны быть орнаментальными - в хитросплетениях рисунков можно спрятать много элементов защиты. И в то же время думал внести авангардистские элементы, непредметные, абстрактные, игру цифр. Но эксперт этих фирм Джон Бресли Гиббон и известный экономист доктор Пейн убедили нас в том, что деньги должны быть с портретами, потому что их труднее подделать благодаря техническим особенностям печати. Претендентов на портреты выбирала специальная рабочая группа. Было предложено изобразить на одной из купюр Нурсултана Назарбаева. От этой идеи нас позже отговаривал Олжас Сулейменов. "Не уподобляйтесь банановым странам, это африканцы могут себе позволить подобное, а у нас демократия", - сказал он. Но окончательное решение принял сам президент.
Мы с Такежановым долго думали о том, как назвать новые деньги, и я настаивал на слове "тенге", хотя были сторонники и "сома".
Иностранцы были поражены - Казахстан оказался первой страной, которая, не имея свой банкнотной фабрики и не зная технологии, решила самостоятельно разработать дизайн национальной валюты. Они предлагали: покажите нам музей, предметы утвари, образцы орнамента и мы все сделаем сами. Но мы отказались.
Первый вариант купюр с портретами я нарисовал в Лондоне - туда, на фабрику фирмы "Харрисон и сыновья", поехали все, кто имел отношение к разработке национальной валюты. Департамент дизайна поразил нас цветным ксероксом, компьютерной версткой и другими дизайнерскими новинками. Мы же в то время работали вручную, нам был доступен только фотомонтаж. Казахстанская делегация отправилась на экскурсию, а я решил поработать в этом раю для художников. И часа за два-три сделал первый эскиз с портретом Аль-Фараби, приближенный к тому, что мы видим сегодня.
Рисунок очень понравился президенту, и по возвращении из Лондона мы получили мастерскую, оборудованную в горах, где смогли спокойно работать. К тому времени у нас уже был каталог иностранных денег, а Национальный банк утвердил номиналы тенге. Было разработано три варианта общей концепции: помимо того, который в итоге получил хождение, был симметричный "долларовый" вариант с портретом посередине купюры, и авангардный - с вертикальной читкой. Выбирали вариант в обстановке полной секретности члены специальной комиссии во главе с президентом.
Н. Назарбаев поставил задачу - национальная валюта должна быть готова и завезена в Казахстан к началу 1993 года.
Фирма "Харрисон и сыновья" получила за тенге "Золотой знак" королевы Великобритании как за лучший экспортный продукт. Казахстан же не отметил авторов валюты ничем.
Мы разработали все купюры, до 200 тенге включительно. Более крупные номиналы создавала специальная группа художников из Нацбанка, в которую вошли и некоторые "старые" разработчики. Был принят закон "О национальной валюте", один из пунктов которого оговаривал авторские права на ее дизайн. Но позже эту норму отменили, и все права в соответствии с международным законодательством оформила фирма "Харрисон и сыновья". Этот казус вышел нам боком, потому что изготовление так называемого гильоша (гравировка портрета) - очень дорогостоящий процесс. И весь пакет клише с портретами сейчас находится в Англии у обладателей авторских прав. Когда государство отказалось от услуг иностранцев, фирма "Де Ляру", которая тоже участвовала в производстве тенге, передала нам только одно клише - Аль-Фараби с двухсоттенговой банкноты. Поэтому на купюрах в 500,1000, 2000 и 5000 тенге тот же самый портрет. |