NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 02:02 ast
00:02 msk

"И во удостоверение сего я печать мою приложил"
Международный фонд Абулхаир-хана выпустил оригинальный национальный сувенир. Это воссозданные именные перстни-печати семи выдающихся казахских ханов - Абулхаира, Абулмамбета, Барака, Аблая, Арынгазы, Жангира и Кенесары
15.12.2002 / история

Галия Шимырбаева, "Казахстанская правда", 14 декабря

Накануне Дня независимости Международный фонд Абулхаир-хана выпустил оригинальный национальный сувенир. Это воссозданные именные перстни-печати семи выдающихся казахских ханов - Абулхаира, Абулмамбета, Барака, Аблая, Арынгазы, Жангира и Кенесары, представлявших разные фамильные ветви единого родового древа казахских чингизидов.

Многие национальные ювелирные украшения казахов имеют большое историческое прошлое и богатую внутреннюю символику. Изделия степных мастеров-зергеров далекой древности и средневековых эпох чрезвычайно выразительны по своим художественным достоинствам и сложной технике исполнения. Они долгое время являлись неиссякаемым источником творческого вдохновения для многих поколений отечественных художников и ювелиров и до сих не перестают поражать нас изяществом форм, строгой эстетикой стилизованных изображений животных и растений, загадочным внутренним содержанием всех заключенных в них элементов декора.

К числу наиболее ценных в художественно-эстетическом отношении произведений традиционного ювелирного искусства казахов относятся персональные перстни-печати казахских ханов и султанов XVIII - середины XIX веков, которые постоянно использовались для заверения различных документов внутреннего назначения и международных договоров. Перстни казахских чингизидов особо не различались между собой по размерам, составляя от 2,5 до 3 см в длину и от 2 до 2,2 см в диаметре нижней части. Все они имели стандартную каплевидную форму, наглядно свидетельствующую о монопольной принадлежности таких перстней именно аристократическому сословию чингизидов. Внешняя форма и лаконичная удостоверительная надпись арабским письмом на наружной поверхности перстня-печати являлись знаковыми символами высокого социального положения его владельца в казахском обществе, его особых по праву рождения привилегий и прав как в сфере политического управления кочевниками, так и при проведении различных торжественных обрядов и ритуалов.

В качестве исходного материала для изготовления перстней использовалось серебро. Его сияние издревле ассоциировалось в степи с царственным белым цветом и культом Луны. Ему придавались также целебная, очищающая и охранительная силы. Считалось, что серебряные перстни и печати способны наилучшим образом отразить благородство происхождения их владельцев, чистоту их идей и помыслов и стойкость нравственных идеалов.

Парадная лицевая часть сувенирных колец является точным воспроизведением подлинных перстней вышеназванных исторических лиц. Подобно классическим древним образцам, все перстни изготовлены из чистого серебра, вес которого в каждом из них составляет около 25 граммов. Светлая облагораживающая символика этих перстней сочетается со знаковыми обозначениями деревянной шкатулки для их хранения, выполненной в виде свернутых рогов архара. Со скифской эпохи рога этого животного являлись в представлении кочевников региона символом фарна - царской славы и божественной благодати, которую приобретают только избранные. Фарн обеспечивал материальное изобилие, здоровье и защиту от злых сил. Не случайно на голове Золотого человека стоит круторогий архар. В народном сознании архар был создан из неба и огня. Изображение его рогов на разных предметах имело у казахов прежде всего значение оберега. Сверхъестественной магической силой обладало даже само слово "аркар". Все казахские чингизиды использовали его во время боевых действий как свой особый боевой клич, пользоваться которым простой народ не мог.

Оригиналы металлических перстней-печатей казахских правителей не сохранились до настоящего времени. Восстановить их можно было лишь на основании чернильных оттисков этих печатей на бумажных листах архивных документов. Естественно, обнаружить подлинники этих писем было чрезвычайно сложно, так как исторические документы XVII-XVIII вв. хранятся в архивах Российской Федерации, в основном в Москве, Петербурге, Омске и Оренбурге. Причем письма казахских правителей разбросаны по разным архивным фондам, и для того чтобы отыскать хотя бы одно из них, по словам вице-президента Международного фонда имени Абулхаир-хана кандидата исторических наук Ирины Ерофеевой, требовалось очень много усилий. Вторая часть проблемы заключается в том, чтобы найти более или менее четкий оттиск печати. Для этого потребовалось перебрать горы документов и из 443 подлинников отобрать 118 с более или менее четкими изображениями. Это делалось и для того, чтобы полностью воссоздать облик тех печатей, которые ханы использовали в свое время, сопоставить их между собой и реставрировать недостающие стандартные элементы декора. Например, печать Абулмамбет-хана сохранилась в четком виде всего в одном экземпляре. Что касается Абулхаир-хана, то, несмотря на множество написанных им писем, в его печати из-за большой залитости чернилами не прорисовывается ни одного знака, и из 60 более или менее сносных изображений удалось найти только пять подлинников с относительно четким воспроизведением декора печати и надписей на среднеазиатском тюрки. Именно из-за этих проблем - разбросанности источников и воссоздания печатей - письма казахских ханов долгое время уходили из сферы внимания историков.

То, что казахские правители, начиная со средневекового периода и до отмены в середине ХIХ века ханской власти, заверяли печатями все международные договоры и свои личные послания в форме указаний, приказов казахским батырам и старшинам, во многом опровергает расхожие представления об отсутствии каких бы то ни было письменных традиций в политической культуре казахов того периода. Сам факт присутствия эпистолярных источников говорит о том, что мы еще очень мало знаем о культурных традициях казахов.

Так как сейчас в республике довольно остро стоит проблема авторского права, то с появлением новой оригинальной вещи, возможно, будут предприниматься попытки ее копирования, чтобы делать на этом бизнес. Международный фонд имени Абулхаир-хана, который воссоздал печати казахских ханов, не исключает возможности, что могут появиться люди, которые будут утверждать, что они видели эти печати в четком виде и знали, кому они принадлежат. Но, как было сказано выше, письма с оттисками этих печатей разбросаны по разным архивам СНГ. Говорить же о том, что любой мог прийти туда и без особых усилий взять информацию, не приходится. Имя каждого исследователя, работавшего в том или ином архиве, обязательно зарегистрировано, на него заведены в этих архивах анкета и личное дело. К тому же ряд материалов, связанных с Аблай-ханом, находится в закрытом доступе, и, для того чтобы открыть хотя бы одно письмо, требуется перерыть горы бумаг. Это не всегда бывает под силу даже профессиональным историкам, если они плохо ориентируются в той или иной эпохе и вообще в самой проблематике.

Другая проблема заключается в определении персональной принадлежности печатных оттисков на исторических документах. Идентификацией оттисков печатей казахских правителей и переводом текстов их удостоверительных легенд занимались авторитетные профессиональные востоковеды - кандидаты исторических наук Тимур Бейсембиев и Вячеслав Шуховцов.

...Каждая страна ассоциируется с определенными сувенирами. С чем сталкивается в этом плане современная культура Казахстана в начальный период своего суверенитета? В первую очередь - с отсутствием оригинальных наборов. Везде можно увидеть только верблюдов, юрты и казахских красавиц в национальных одеждах, и еще в последние годы появился Золотой человек. Очень часто наш человек, который либо принимает иностранных гостей, либо сам куда-то ездит, устав от однообразных сувениров, хотел бы оставить в память о своей стране что-то необычное.

- Мы ставили целью не только исследовать сам вопрос истории печати, но и донести до нашего времени прекрасные эстетические традиции и раскрыть тем самым поле творчества для современных художников и дизайнеров, - говорит президент Международного фонда имени Абулхаир-хана Амантай Альмукамбет. - Если, бывая в магазинах, обратить внимание на стилизованные образцы чапанов или театральные костюмы казахских правителей, то можно увидеть, что там часто повторяются одни и те же трафаретные элементы традиционного орнамента. А ведь кроме них можно использовать прекрасные орнаментальные изображения и украшения, которые имеются в декоре перстней-печатей. То есть спектр возможностей для внедрения традиционных элементов национальной культуры в современное культурное течение значителен, но он не использован. Очень важно, чтобы этот процесс опирался на реальные культурно-исторические источники, которые достались нам из прошлого.

Весь смысл создания сувенира с оригинальными перстнями-печатями казахских правителей заключается в том, чтобы связать прошлое с настоящим. К тому же этот национальный сувенир олицетворяет государственную символику, то есть то, что доказывает существование достаточно структурированной и внешне оформленной системы власти у казахов, то есть ассоциируется со степным государством, которое существовало и имело определенные культурные традиции и свои собственные оригинальные отличия.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Неуставной декабризм. "Забавы взрослых шалунов" 28.12.2002
Его жизнь - это история страны 28.12.2002
Остаться в потомках 21.12.2002
Стандарт Кузнецова 21.12.2002
"Новый курс" Сталина - да неужто? 21.12.2002
Адольф Гитлер: моя невеста Германия. Часть первая 21.12.2002
Проклятие Тутанхамона отменено: археологи дожили до старости 21.12.2002
Последний поход Кенесары 20.12.2002
Он вернул имя Турара Рыскулова 20.12.2002
Народные комиссары Казахстан. Кто они? 15.12.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz